Лучший педагог года

Конспект НОД с использованием интерактивной театрализованной деятельности «Знакомство с карело-финским эпосом «Калевала»

Александра Кишляк
Конспект НОД с использованием интерактивной театрализованной деятельности «Знакомство с карело-финским эпосом «Калевала»

МДОУ "Детский сад № 49 "Улыбка"

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием интерактивной театрализованной деятельности.

На тему: «Знакомство с карело-финским эпосом «Калевала».

Кишляк Александра Евгеньевна

Воспитатель

Петрозаводск

2020 год

Публикация «Конспект НОД с использованием интерактивной театрализованной деятельности „Знакомство с карело-финским эпосом „Калевала“» размещена в разделах

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием интерактивной театрализованной деятельности.

Тема: «Знакомство с карело-финским эпосом «Калевала».

Цель: Ознакомление детей подготовительной к школе группы с карело-финским эпосом «Калевала».

Задачи:

1) Формировать знания об авторе-создателе эпоса, главных события и главных героях «Калевалы».

2) Воспитывать любовь, уважение и чувство гордости к родному краю.

3) Продолжать учить бережно относиться к истории Карелии.

Словарная работа:

-эпос

-руны

-Элиас Лённрот.

- Вяйнемейнен - родился уже старцем. Герой – музыкант, изобретатель музыкального инструмента кантеле.

Похъёла – северная страшная страна.

-Лоухи - хозяйка Похъелы, злая колдунья.

- Илмаринен – кузнец, создатель волшебной Сампо.

- Лемминкяйнен - весёлый охотник

- кантеле – музыкальный инструмент, первоначально сделанный из головы щуки, а впоследствии из карельской звонкой берёзы.

- Сампо – волшебная мельница счастья.

- Хийси - самый большой и сильный быстроногий лось в лесах Карелии.

Краткое (очень краткое) содержание эпоса.

Хозяйка Похъелы старуха Лоухи обещала выдать свою дочь тому, кто подарит ей Сампо или приведёт к ней самого большого и сильного лося Хийси. Выковать мельницу вызвался житель Калевалы кузнец Илмаринен, который согласно тексту эпоса «крышу воздуха сковал», то есть фактически участвовал в сотворении мира и был «первым в мире мастером». А вот выловил лося весёлый охотник Лемминкяйнен.

Получив мельницу, хозяйка Похъелы запирает её в гору из меди, где Сампо начинает прорастать, пустив корни в землю, в море и вглубь леса. Главный герой эпоса – «вековечный песнопевец» Вяйнямёнен отправляется, чтобы извлечь Сампо из-под горы. Ведь Илмаринен ковал «Сампо, чтобы оно приносило счастье народу Калевалы, а не оставалось скрытым от мира в закромах у злой северной колдуньи. С помощью игры на кантеле и песен Вяйнемейнен убаюкивает жителей Севера. Пробудившись, Лоухи отправляет за похитителями в погоню. Тем временем трое главных эпических героев карело-финской мифологии – песнопевец Вяйнямёйнен, кузнец Илмаринен и веселый охотник Леммикяйнен погружают Сампо в лодку и увозят, старуха обращается птицей и мчится вслед за «уплывающим счастьем», стремясь догнать похитителей и вернуть Сампо. Лоухи настигает лодку Вяйнямёйнена и его товарищей, в ходе борьбы Сампо падает в море и разбивается. Утонувшие осколки рассыпаются по морскому дну, поэтому, согласно карело-финской мифологии морские пучины до сих пор хранят в себе множество диковинных подводных сокровищ.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Скажем хором дружно «Здравствуйте!» и садимся на стульчики.

Дети рассаживаются полукругом перед экраном.

- Я рада приветствовать вас ребята! Сегодня у нас будет необычная работа. Хочу предложить вам самим догадаться, с чем будет связано сегодняшнее увлекательное занятие. Ведь последнее время мы с вами много работали и узнавали много нового о родном крае, о нашей республике - о Карелии.

- ответы ребят.

И сегодня я хочу привлечь ваше внимание к «Калевале». В этом 2020 году всемирно известному эпосу исполняется 185 лет.

Внимание на экран.

Идет показ презентации – с 1 по 12 слайд.

- Так кто же такой Элиас Лённрот?

- ответы ребят

-Что он создал? Как он это сделал?

- ответы ребят

- Итак, у нас возник ВОПРОС! Так о чём же этот великий карело-финский эпос?

Почему Карело-финский?

Что такое эпос?

Что такое руны - песни?

Что же Элиас Лённрот собрал в одну ВЕЛИКУЮ КНИГУ?

(12 слайд)

- ответы ребят.

- Вы молодцы! И сейчас я предлагаю вам отправиться в древнюю старинную Карелию! Обещаю познакомить вас с главными героями Калевалы и их приключениями. Ну, что готовы? Тогда…встаём в дружный хоровод! Берёмся за руки, держимся друг за друга, не отпускаем руки! Внимание! Все вместе дружно закрываем глаза и повторяем за мной:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем.

Идём с детьми по кругу (под муз. сопровождение - звуки кантеле)сначала в одну сторону, затем повторяем стихотворение ещё раз и идём в противоположную сторону.

- Открываем глаза! (шёпотом)

- Показываю на экран (изображение древней Карелии)

Вот мы и на месте!

А вот и главный герой – старый мудрый сильный Вяйнемёйнен!

Выход главного героя (педагог в костюме-образе Вяйнемёйнена).

- Здравствуйте, ребята! Я великий Вяйнемёйнен - сын мудрой Илматар. Только что я вернулся из холодной страны Похъёлы, где повстречал красавицу – дочь старухи Лоухи. Понравилась она мне. Но согласилась быть моей женой только, если я сделаю ей лодку из обломков веретена и смогу спустить эту лодку на воду, не дотронувшись ни рукой, ни коленом. Не смог я этого сделать, потому что ранил себя топором. Но знаю, что старуха Лоухи отдаст замуж свою красавицу-дочь за того, кто сможет выковать волшебную чудо-мельницу Сампо. Есть в стране Калевала великий и могучий кузнец Илмаринен. Попрошу его помочь мне.

Выход Илмаринена.

-Здравствуйте, люди добрые! Я кузнец Илмаринен. Я помогу тебе великий Вяйнемёйнен! Выкую волшебную чудо – мельницу! В мельнице этой сила чудесная, сила волшебная. Что попросишь у Сампо, то она и мелет. Хочешь муки или соли, хочешь ягод или денег. А хочешь, счастья намелет горы целые. А чтобы добраться нам через море до мрачной страны Похъёлы и отдать колдунье Лоухи эту мельницу в обмен на дочь-красавицу ты великий Вяйнемёйнен сын мудрой Илматар сделай лодку из самого крепкого и могучего дерева.

Вяйнемёйнен уходит за ширму.

Илмаринен: Сделаю я, выкую чудо-мельницу, вскачу на быстрого коня и помчусь в Похъёлу, сам посватаюсь к красавице.

Илмаринен уходит за ширму.

Появляется весёлый охотник Лемминкяйнен.

- Я весёлый охотник Лемминкяйнен. Ох, и красивая дочь у старухи Лоухи. Обещала она отдать мне дочь – красавицу в жёны, если смогу я изловить в лесах могучего быстроногого лося Хийси и привести к ней.

Но я не робкий и сильный! Накину ловко свой аркан на шею Хийси и поведу к колдунье!

Лемминкяйнен уходит за ширму.

На экране все это время сменяются слайды с 17 по…

НА ЭКРАНЕ ВИД МРАЧНОЙ ПОХЪЁЛЫ.

Выходит Лоухи и её дочь (педагоги в стилизованных костюмах).

-Лоухи:

Я – хозяйка Похъёлы, колдунья Лоухи, а это дочь моя – красавица!

(обращается к дочери)

Всё уже готово к свадьбе!

Женихи сейчас прибудут!

Выбери того кто будет люб тебе (хитро с ухмылкой!

(шёпотом) лучше уж того, кто Сампо выковал…

Появляются Вяйнемёйнен, Илмаринен, Лемминкяйнен.

Кланяются хозяевам.

- Приветствуем вас люди добрые!

Вяйнемё йнен: выполнил я просьбу вашу, изготовил лодку из самого могучего дерева.

Илмаринен: Выковал я чудо – Сампо. Разукрасил самоцветами. (Подходит к ребятам, показывает мельницу)

Лемминкяйнен: Изловил я могучего быстроногого Хийси – лося.

Лоухи: что ж (обращается к дочери) выбирай красавица суженного на всю жизнь себе.

Дочь: (подходит к Илмаринену, берет его за руку) Вот жених мой!

Лоухи в этот момент потирает руки.

Лоухи: правильный ты выбор сделала.

На экране картина свадьбы. Звучит музыка к игре «Золотые ворота»

Илмаринен: Вот дарую вам Лоухи чудо – мельницу волшебную Сампо, как и давал обещание.

А на свадьбе принято веселиться, ребятки давайте поиграем в «Золотые ворота!»

Все дети выстраиваются в хоровод для игры в «Золотые ворота»

Герои – актеры изображая радость, уходят за ширму.

Лоухи остаётся на авансцене и злобно посмеивается, гладит мельницу, радуется.

Лоухи: Вот теперь моя ты Сампо – мельница. Только мне ты счастье мелить будешь! Только для меня! Спрячу тебя под землю, чтобы никто тебя не нашёл!

Голос за кадром (на экране картинка с Лоухи, которая прячет Сампо) : спрятала Лоухи чудо-мельницу волшебную в подземелье, заковала цепями железными, чтобы только у неё счастье было. Проросла корнями Сампо-мельница!

На экране снова земля светлой Калевалы. Выходит Вяйнемёйнен.

- Вяйнемё йнен: грустно на земле Калевалы! Не поем мы веселых песен, хороводы не водим, работаем тяжело. Неужто от того, что Сампо-мельница в заточении у колдуньи Лоухи. (Задумывается, чешет в бороде.) Надо бы вернуть чудо-мельницу народу Калевалы. Эгегей! Илмаринен, Лемминкяйнен!

Вбегают Илмаринен, Лемминкяйнен.

- Да, великий Вяйнемёйнен! Мы хотим вернуть Сампо!

Надо вернуться в мрачную холодную страну Похъёлу и забрать чудо-мельницу!

- Вяйнемё йнен: Да, друзья! Давайте вернём людям счастье! Мы пойдем морем, на моей могучей лодке!

На экране вид моря, с плывущей лодкой, на которой находятся главные герои. Вяйнемёйнен на корме лодки, Илмаринен, Лемминкяйнен на веслах. Таким же образом герои выстраиваются на авансцене, изображая греблю.

НА ЭКРАНЕ снова ВИД МРАЧНОЙ ПОХЪЁЛЫ.

Герои высаживаются на берег.

Вяйнемё йнен: обращается к друзьям

-Взял, друзья, я с собою в дорогу звонкое кантеле, которое сделал из щучьих костей. Такая чудесная мелодия выходит из этого инструмента. Я заиграю, и жители Холодной Похъёлы заснут, и мы тем временем освободим Сампо-мельницу, загрузим в лодку и увезем в Калевалу на счастье людям!

Звучит запись игры на кантеле.

(шепотом все вместе) Вот и тихо стало….

На экране мельница Сампо.

Илмаринен, Лемминкяйнен и Вяйнемё йнен: в полголоса

- Вместе дружно берём мельницу и несём её грузить на лодку. (Вздыхают, охают) Ох и тяжела Сампо-мельница. (Поднимают и несут, уходя за ширму).

На экране картинка с изображением Сампо в лодке.

Голос автора (за кадром)

А тем временем люди Похъёлы очнулись от колдовского сна; открыла глаза и злая старуха Лоухи и кинулась к горе, где была закована Сампо, кричит и злиться, что Сампо нет.

-Лоухи: я догоню вас воры…

На экране погоня и битва за Сампо, звуки битвы, боя.

На авансцене актеры изображают битву, во время которой Сампо разбивается (т. е. падает пазл, изображающий Сампо).

Лоухи со стоном падает и тихонько отходит за ширму.

Главные герои очень расстроены и говорят

- Вот не стало нашей чудо-мельницы. Как же теперь народ Калевалы без счастья жить будет. Никто без счастья жить не сможет.

Люди добрые, ребята, помогите нам вернуть Сампо, соберите мельницу. Поможете?

-Дети собирают пазл.

-Спасибо дети вам большое за то, что собрали Сампо. Теперь она, кажется, стала ещё красивее и крепче прежнего, никто сломать её не сможет. Берегите Чудо-мельницу, и будет на Земле всегда счастье. Храните бережно всё то, что даёт вам эта мельница. Мы – главные герои карело-финского эпоса «Калевала» дарим вам её на память и просим беречь. А ещё оставляем символы (куклы, изображающие нас. Играйте с ними, рассказывайте друзьям про Калевалу и славных её героях.

До свидания на страницах славной книги «Калевала»!

На экране изображение открытой книги «Калевала».

Итог занятия:

Нужно будет собрать «разбитую» чудо-мельницу Сампо (пазлы, чтобы все люди на земле были счастливы.

Главные герои выходят на авансцену и дарят детям кукол – героев Калевалы с просьбой беречь и рассказывать другим деткам о Калевале.

Оборудование и атрибуты:

Экран, проектор, ноутбук, беспроводная мышь, ширма.

Запись мелодии

– игра на кантеле (магнитофон)

- игра «Золотые ворота»

- другие сказочные фоновые звуки

«Калевала» - книги различных изданий, с иллюстрациями разных художников:

- пересказ для детей А. Любарская, рисунки Н. Кочергина

- перевод Л. П. Бельского, иллюстрации Г. А. Стронка.

- Калевала : Калевала и Похьела

строки из "Калевалы" Элиаса Леннрота / отобрал для детей А. Мишин

перевод Э. Киуру и А. Мишин

художник А. Трифанова.

Альбом «Дети рисуют Калевалу»

Презентация «Знакомство с Калевалой» автор Кишляк А. Е.

Костюмы для главных героев-артистов, бумажные куклы-герои Калевалы, пазл «Мельница Сампо», изображение кантеле (лучше настоящий инструмент)

Предварительная работа:

1. Художественно-эстетическое развитие – рисование. На тему: «Карельский народный узор. Карельская вышивка»

2. Совместная работа детей, родителей и педагогов.

Создание выставки/мини-музея

Калевала. Литературные издания разных лет. Из прошлого века до наших дней».

-Предметы быта/Открытки

с карельскими народными орнаментами и узорами.

3. Интегрированная образовательная деятельность по музыкальному и познавательному развитию «Кантеле-душа Карелии»

4. Развитие речи. Чтение художественной литературы. «Карельские сказки»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дом доброты и дружбы». Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности в средней группе«Дом доброты и дружбы». Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности в средней группе Цель: развивать речь детей посредством использования элементов театрализации. 1. Задачи по развитию связной речи: -составлять небольшие описательные.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Интегрированное занятие по развитию речи для средней группы «В гостях у сказки» с использованием интерактивной доски ”В гостях у сказки” Цель: Формировать навыки связной речи дошкольников. Задачи: 1)Обучающие: • упражнять в умении вслушиваться в речь.

Конспект НОД «Коврик из геометрических фигур» с использованием интерактивной доскиКонспект НОД «Коврик из геометрических фигур» с использованием интерактивной доски Конспект НОД по аппликации из бумаги «Коврик из геометрических фигур» для детей средней группы с использованием интерактивного оборудования. Цель.

Конспект НОД с детьми офтальмологической группы с использованием интерактивной доски «Поможем Незнайке» Конспект НОД (непрерывно-образовательной деятельности) с детьми старше - подготовительной офтальмологической группы на тему: «Поможем Незнайке».

Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В.

Конспект познавательного занятия для детей старшей группы с использованием интерактивной доски «В гости к коту Семёну» Конспект познавательного занятия для детей старшей группы с использованием интерактивной доски Elite Panaboard «В гости к коту Сёмену» Цель:.

Консультация для воспитателей и родителей «Знакомство с интерактивной песочницей»Консультация для воспитателей и родителей «Знакомство с интерактивной песочницей» У нас в группе появилась интерактивная песочница. Интерактивная песочница [/i]– это современный продукт, предназначенный для полноценного.

Конспект занятия с использованием интерактивной доски «Путешествие по радуге» по теме «Домашние животные» Задачи: Образовательные: • Учить детей описывать картину с изображением животного с использованием дидактического раздаточного материала.

Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельностиВиды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельности Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2-3 лет. Уголок театрализованной деятельности в группе раннего возраста.

Автор публикации:
Конспект НОД с использованием интерактивной театрализованной деятельности «Знакомство с карело-финским эпосом «Калевала»
Опубликовано: 16 июня 2020 в 21:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД