Лучший педагог года

Консультация «Использование геометрических игр в работе с детьми дошкольного возраста»

Любовь Никифорова
Консультация «Использование геометрических игр в работе с детьми дошкольного возраста»

Особое место среди математических развлечений в дошкольном возрасте занимают игры на составление плоскостных изображений предметов (животных, птиц, домов, кораблей и т. д.) из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются непроизвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Публикация «Консультация „Использование геометрических игр в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Геометрические игры можно использовать с детьми разного возраста, даже 3 лет. Для детей 3 лет изготавливаются образцы, соответствующие размерам деталей мозаики. Ребенок первоначально выкладывает изображения непосредственно на образце, выбирая деталь с учетом цвета и размера. Если он справляется с заданием, можно предложить ему выкладывать изображение на листе бумаги или на столе.

И мы сами можем выполнить задания, но непременно допуская при этом ошибки. Пусть ребенок поправит: такой подход поможет формированию самостоятельного мышления, уверенности в себе. Обязательно нужно похвалить ребенка за успешно выполненные задания. Именно в младшем возрасте детей можно и даже нужно начинать знакомить с основными геометрическими фигурами – кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом. И такие знания малыши получают на занятиях по математике и ознакомлению с окружающим, а закреплять эти знания нужно на занятиях ручным трудом – дети играют в игры, такие как мозаика «Кружок», мозаика «Овал» и «Геометрическая мозаика», а затем выполняют задания на бумаге с помощью ножниц, клея и кисти. Такая работа развивает наглядное мышление, воображение, фантазию и активизирует творческие способности. На занятиях дети учатся сосредотачиваться, контролировать собственные действия, ориентироваться на листе бумаги, закрепляют знания цвета, получают положительные эмоции.

Малыши 3 лет выкладывают и наклеивают готовые фигуры по образцу, а дошкольники постарше могут вырезать эти фигуры самостоятельно или с использованием шаблонов, закрепляя навыки складывания фигур пополам, разрезания и вырезания ножницами.

Такие игры и задания можно использовать не только на занятиях, но и в ходе развлечений. А как чудесно в тихий зимний вечер в группе, гдет остался один малыш, поиграть с ним! Мы перестаем быть для него воспитателем – мы становимся интересным партнером по игре. Совместная работа сблизит нас, облегчит решение многих проблем общения.

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит и от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно – двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Широко в группах детей с 5 лет используется игра «Танграм», где дети упражняются в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур. Детям даются задания:

1) Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.

2) Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.

3) Из двух маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.

4) Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.

5) Составить новую фигуру из квадрата и двух маленьких треугольников и т. д.

Дается задание на составление нескольких фигур по собственному замыслу детей.

Способ составления фигуры – силуэта из геометрических фигур дети 6-7 лет вынуждены искать, опираясь на данные анализа, в процессе апробирования различных намечанных вариантов составления.

После того, как фигура составлена, воспитатель просит детей рассказать, как они составили фигуру, т. е. назвать расположение составных частей по-порядку. Дети 5 лет составляют наиболее простые фигуры – силуэты: зайца, журавля, кенгуру и др.

Более сложной и интересной для ребят деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным, что является доступным детям 6-7 лет при условии их обучения.

Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т. е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена. Оно возможно при условии правильного расположения одних составных частей относительно других, соблюдения пропорционального соотношения их по величине.

В ходе обучения на занятиях дети старшего дошкольного возраста быстро осваивают игры на воссоздание из специальных наборов фигур образных, сюжетных изображений, которые становятся для них одним из средств заполнения досуга. Это полезно, а главное – интересно и занимательно.

Литература:

1. Михайлова З. Н. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

2. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. М- 2006

3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1 -2006

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Вот и дети моей группы на непосредственной.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазлИспользование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазл Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником. Чтобы.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование геометрических игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 ноября 2020 в 00:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД