Лучший педагог года

Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений

Светлана Фёдорова
Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений

С. В. Федорова

Учитель - логопед

МБДОУ "ДС№ 480 г. Челябинска"

Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений

Вследствие новых социальных и экономических отношений, сложившихся в современной жизни России, происходит возрастание интереса к образованию, развитию гармоничной личности, потому что развитие — это главное требование времени.

Публикация «Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений» размещена в разделах

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим сегодня ставится вопрос о здоровом поколении, о здоровье нации и о детском здоровье в частности. Сегодняшнее поколение детей не отличается хорошим здоровьем, это свидетельствует о том, что, большинство детей имеют пренатальные и натальные поражения центральной нервной системы. На современном этапе развития коррекционной педагогики одной из важнейших задач является повышение эффективности педагогического воздействия в отношении детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие их потенциальных возможностей.

Одной из сложных категорий дошкольников являются дети с задержкой психического развития. Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Незрелость эмоциональноволевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования моторики, психического развития, их поведения, и личностных особенностей. Отдельного изучения заслуживают особенности формирования у них двигательной функции.

Моторные возможности — это одно из звеньев здоровья, и их значение для психического здоровья ребенка и человека в целом огромно. Двигательные навыки или моторные возможности включены во все сферы деятельности человека [3, с. 78]. Огромный вклад в изучение моторных возможностей человека внесли такие ученые, как Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкий, Е. Я. Бондаревский.

Моторные возможности дошкольников с ЗПР имеют ряд особенностей: нарушение общей, мелкой, артикуляционной моторики, что влияет на психическое и речевое развитие ребенка и представляет трудности в обучении речевому процессу. Учитывая эти проявления, достаточно сложно подобрать комплекс мероприятий по коррекции моторных возможностей детей с ЗПР.

В настоящее время вcе более популярным в логопедической практике становится использование логоритмических упражнений, потому что логоритмика является одним из средств развития и совершенствования моторики и речи. Сочетание движения, музыки и речи на логоритмических занятиях благотворно влияет на психомоторику в целом, достигнутые ребенком успехи помогают организовать речь. Основная цель логоритмики — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции моторных возможностей. Логоритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала [2, с. 89]. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. У детей укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Поскольку у детей с ЗПР так же отмечается нарушение мышечного тонуса, нарушение темпа и ловкости движений, нарушение равновесия, динамической и статической координации движений, нарушения артикуляционной и мимической мускулатуры, логопедическая ритмика для дошкольников с ЗПР совершенно необходима [4, с. 27].

Курс занятий по логоритмике должен быть направлен, в первую очередь, на развитие психических процессов и двигательной сферы дошкольников: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие чувства темпо-ритма, речевых и неречевых движений. Дети постепенно учатся управлять своими мышцами, движениями, обучаются напрягаться и расслабляться, вырабатывают правильную осанку, учатся преодолевать трудности и проявлять волевые усилия. Занятия проводятся с учетом индивидуальных возможностей и характерологических особен-ностей каждого ребенка группы. Логоритмические упражнения корректируют все виды моторных возможностей: для формирования общей моторики огромную роль играет ходьба, она включается почти в каждое логоритмическое занятие. Ходьба осуществляется за счет четкой координации рук и ног, что имеет огромное значение для развития навыков движения: ориентировка в пространстве, координация, планирование движения. Для развития мелкой моторики в логоритмические занятия включается пальчиковая гимнастика, также сопровождающаяся музыкой. Для формирования артикуляционных моторных возможностей детей с ЗПР применяются статические и динамические артикуляционные упражнения. Цель этих упражнений: вырабатывать умение поддерживать органы артикуляции в определенном положении и способность быстро сменить артикуляционную позу. Основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом, на завершенность движений, т. е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией. Это могут быть упражнения, разнообразные по форме, ритму, темпу.

При проведении коррекции моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений, специалисты должны учитывать следующие моменты:

• двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;

1. тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;

2. для усвоения упражнений логопед должен использовать сопровождающий, словесный комментарий.

При работе с детьми с ЗПР особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Это имеет особое значение для детей старшего дошкольного возраста. Важным компонентом коррекционной работы с детьми является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения, которые выполняются в следующей последовательности:

1. Ритмическая разминка, целью которой является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения;

2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений;

3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма. Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разный музыкальный темп и ритм, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы;

4. Упражнения на развитие координации речи с движением. Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух, постепенно усложняющихся речевых заданий.

В заключение можно сделать вывод, что логоритмика является неотъемлемой частью коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в формировании и развитии моторных возможностей. При работе с детьми с ЗПР методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать общие, моторные и речевые способности, в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые навыки. Логоритмические приемы работы позволяют воздействовать на общую, мелкую и артикуляционную моторику и организуют речь ребенка.

Систематическое проведение занятий логопедической ритмикой дает положительную динамику в коррекции моторных возможностей, психических процессов и речи у дошкольников с ЗПР и рекомендуется как одно из эффективных средств воздействия [1, с. 34].

Список литературы

1. Адилова, М. Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Текст] / М. Ш. Адилова // Дефектология. — 1988. — № 4. — С. 18-22.

2. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения [Текст] / Е. А. Алябьева. —М. : Дельта, 2009. - 110 с.

3. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движения [Текст] / Н. А. Бернштейн. — М. : Модек, 2004 — 26 с.

4. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. — М. : Владос, 2003. — 100 с.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством. Воспитатель.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Картотека арт-терапевтических упражнений для детей старшего дошкольного возраста 1. Упражнение "Цветок" Цель: снятие эмоционального напряжения, развивать мелкую моторику рук, воображение. Материалы: бумага, кисти, краски,.

Комплекс упражнений, направленную на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Комплекс упражнений, направленную на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Упражнение 1 Цель.

Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста из цикла «Коррекция тревожности» Цель: снижение уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения. Задачи: совершенствовать.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП Одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания дошкольников с детским церебральным параличом является развитие их речи. При.

Мастер-класс для воспитателей «Логоритмика в жизни детей. Использование логоритмических упражнений в СОД и НОД» Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детского сада по использованию логоритмических упражнений в совместной.

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Целью моей работы является овладение детьми.

Содержание коррекционной работы по предупреждению нарушений социализации детей старшего дошкольного возраста Статья по теме: «Содержание коррекционной работы по предупреждению нарушений социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений
Опубликовано: 17 октября 2018 в 21:48
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД