Логопедическая НОД на тему: Знакомство с буквами Ш, Ж, Щ. Закрепление знаний о предложении, его структуре

Ирина Минчук
Логопедическая НОД на тему: Знакомство с буквами Ш, Ж, Щ. Закрепление знаний о предложении, его структуре

Цель: познакомить с буквами и звуками алфавита. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родному языку.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

образовательные:

- уточнение и закрепление представлений детей о терминах предложение, слово, звук;

- учить детей составлять предложения, используя опорные слова, давать полные ответы на вопросы;

- определять количество и последовательность слов в предложении;

- учить детей слышать в словах разные звуки, выделять один из группы слов и предложений по общему признаку артикуляции;

- познакомить детей с новыми буквами Ш,Ж,Щ;

коррекционно - развивающие:

- развивать творческую активность детей на занятии;

- развивать память, мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие, фонематический слух, речь;

- развивать правильную артикуляцию звуков и мелкую моторику рук.

воспитательные:

- воспитывать интерес и уважительное отношение к родному языку;

- формирование навыков учебной деятельности, умения слушать и слышать учителя;

- воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, желание говорить красиво и правильно;

- формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

предметные и сюжетные картинки, демонстрационный материал к сюжету сказки, наборное полотно с кассой букв, счетный материал, цветные карандаши, конверт с заданиями, карточки для штриховки, предметы, в названии которых есть звуки Ш, Ж, Щ, фланелеграф.

Предварительная работа:

заучивание алфавита в стихотворной форме, пальчиковой гимнастики.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Активизация внимания, установка на активность в процессе занятия, приветствие гостей.

Психогимнастика «Приветствие гостей»:

Добрый день! – они нам скажут,

Добрый день! – ответим мы.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Возьмемся за руки друзья,

Ведь без гостей нам жить нельзя.

Дети обращают внимание на множество книг на столе у педагога, но среди них они выбирают лишь одну, особо значимую – «Азбуку».

Дети характеризуют её особую значительность в обучении чтению.

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».

Логопед: Сегодня мы познакомимся с тремя буквами. Попробуйте догадаться с какими.

Стук в дверь и входит почтальон:

Я веселый почтальон,

Точен я везде, во всем.

Еле смог я к вам добраться,

Чтоб помочь вам догадаться.

Вам конверт отдать придется.

Может в нем ответ найдется

Или может в нем подсказка

Для сюжета вашей сказки.

Почтальон отдает конверт и посылку. Уходит:

До свидания, мне пора.

Ждут важные меня дела.

Педагог читает письмо:

Я Незнайка, который живет в Солнечном городе коротышек. Учусь в первом классе. Учитель мне задал задание придумать предложения, используя названия этих предметов. Ребята, помогите мне. Заранее благодарен.

Дети придумывают предложения со словами, названиями предметов из посылки:

шарф, щетка, жук.

Определяют количество слов в предложении, звуков и слогов в опорных словах, используя счетный материал.

Затем вскрывают конверт из посылки и выполняют задания:

1. Загадки со словами – отгадками на звук Ш:

Шарф, шляпа, шило, шкаф.

Дети замечают, что слова начинаются на звук Ш. Уточняют характеристику и правильную артикуляцию звука Ш. Открываю одно из трех окошек домика, где видят там букву Ш.

2. Логопед читает чистоговорку, в которой дети определяют часто встречающийся звук Ж. Открывают второе окошко домика и видят второго жильца – букву Ж.

3. Задание: «Буква заблудилась».

Дети определяют третий звук Щ. Снова открывают окошко и приветствуют третьего жильца – букву Щ.

Физкультминутка.

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь.

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь.

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два.

Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу, никуда я не спешу.

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два.

Я могу и поклониться, повернусь туда – сюда.

Ой, прямёшенька спина!»

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два.

Логопед: Задачи сложные решив, найдя ответ к загадкам.

Мы к сказке нашей поспешим, откройте шире глазки.

Сказка о буквах Ш, Ж, Щ.

Жили были три соседа. Были очень похожи друг на друга: толстые, неуклюжие, в широких и длинных шубах. Шубы были наглухо застегнуты и снизу подвязаны. И умели они только шипеть. Поэтому люди их часто путали и никак не могли запомнить. (Используем картинный наглядный материал и фланелеграф)

Тогда соседи решили изменить свой внешний вид. Первый сосед решил не изменять что либо. Ему нравилась его шуба. Он охотно откликался на прозвище – шипящий.

Это буква и звук Ш. Уточнение артикуляции и характеристики звука и буквы Ш (согласный, твердый, всегда глухой).

Второй аккуратно поднял нижний шнурок до пояса и сильно затянул. Он так зажал себя с двух сторон, что потом развязать уже не смог. Так и остался зажатым. И ему так больше нравилось. Во первых, его фигура стала привлекательная и голос стал звонче. Это буква и звук Ж. Уточнение артикуляции и характеристики звука и буквы Ж (согласный, звонкий, всегда твердый). И прозвался он жужжащим.

А третий сосед был немножко ленивым. Он не стал долго думать, взял и развязал нижний шнурок. Пусть, думает, узнают меня по шнурку. Вот и ходит он со шнурком, который болтается и щекочет ему пятки. Повторите и вы Щ-Щ-Щ. Чувствуете, как щекотно вашему языку? Вот такая добрая буква и звук Щ. Уточнение артикуляции и характеристики звука и буквы Щ (согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий).

Так и живут эти буквы по соседству в родном алфавите. Но теперь их уже никто не путает и знают как их зовут.

Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу».

В школу осенью пойду (дети шагают пальчиками по столу)

Там друзей себе найду

Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику)

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)

Но свой садик не забуду.

Дети по одному подходят и берут со стола предмет, называют его и уточняют, какой звук присутствует в названии Ш, Ж или Щ. Характеризуют его.

Дидактическая игра «Эхо».

Дети повторяют последний слог последнего слова в предложении трижды.

Собирайтесь, детвора, начинается игра! ра –ра –ра

Да, ладошек не жалей, бей в ладоши веселей! лей – лей – лей

Как поет в селе петух? ух – ух – ух

Да не филин, а петух! ух – ух – ух

Вы уверены, что так? так – так- так

А на самом деле как? как – как- как

Это ухо или нос? нос – нос – нос

Или, может, сена воз? воз – воз – воз

Вы хорошие всегда? да – да – да

Или только иногда? да – да – да

Не устали отвечать? чать – чать – чать

Разрешаю помолчать.

Дети выполняют штриховку букв Ш, Ж, Щ на индивидуальных карточках.

Логопед:

Скажите, что вам на занятии понравилось больше всего?

Что вызвало затруднение? Как вы думаете, чем помогли Незнайке?

Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Закрепление знаний о порядковых числительных в пределах 10» Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области познавательное развитие (РЭМП): «Закрепление знаний о порядковых.

Дидактическая игра для старших дошкольников на закрепление знаний о музыкальных инструментах «Что лишнее?» Дидактическая игра для дошкольников старшей и подготовительной группы на закрепление знаний о музыкальных инструментах «Что лишнее?» с применением.

Дидактические игры на закрепление знаний о временах года, месяцах. «Семейка гномов» Пояснительная записка. Своеобразие дидактической игры, по мнению А. И. Сорокиной, состоит в сочетание познавательного содержания и радующей.

Картотека дидактических игр на закрепление знаний детей об основных качествах предметов (твёрдый-мягкий, лёгкий-тяжёлый) 1. Д/и "Чудесный мешочек". Дидактическая задача: закрепление знаний детей об основных качествах предметов (твёрдый - мягкий, лёгкий - тяжёлый).

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Геометрические фигуры. Закрепление. Знакомство с таблицей» Конспект НОД по ФЭМП в средней группе на тему: «Геометрические фигуры. Закрепление. Знакомство с таблицей». Цель: познакомить с понятием.

Конспект занятия по обучению грамоте «Полёт на Марс». Закрепление знаний о звуках [м] и [м’], букве м Цель: закрепление знаний о звуках [м] и [м’], букве м. Задачи: образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить.

Тема «Закрепление понятия «много, один», закрепление понятий о цвете. Цель:Продолжать формировать у детей простейшие приемы, с помощью которых можно установить,одинаковы или различны по цвету однородные предметы;.

Выступление на родительском собрании на тему «Пмпк и логопедическая группа» ПМПК и логопедическая группа– выступление на родительском собрании в средних группах Дети, которым рекомендована логопедическая группа,.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Закрепление знаний детей о «Конвенции ООН по правам ребенка». Программное содержание: - обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; - способствовать развитию нравственных представлений.

Знакомство с буквами и звуком Тема: Знакомство с буквами и звуками Цель: Сформировать понятие «буква», «звук» Задачи: 1. Познакомить с написанием букв алфавита, понятием.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Логопедическая НОД на тему: Знакомство с буквами Ш, Ж, Щ. Закрепление знаний о предложении, его структуре
Опубликовано: 25 октября 2015 в 16:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра по математике «Конфетки для мишки»
Цель: закрепить прямой счёт в пределах 5, умение различать и называть геометрические фигуры, группировать предметы по количеству. Материал: кукла –...
Фотоотчет изготовления кормушки для птиц. Старшая группа
Цель: Закрепить представления дошкольников о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Мы в детском саду сделали...
Фотоотчет «Наш чудо-огород». Огород на окне. Средняя группа
Пришла весна и с ее приходом все начинают готовится к посадкам на огороде, закупают семена, сажают рассаду, в целом работа кипит. Огород в детском саду...
Игровые технологии по теме «Продукты питания». Старший дошкольный возраст
Цель: Познакомить детей с основными продуктами питания и их названиями. Словарь ( лексический минимум) Существительные: Еда, продукт, мясо, рыба,...
Консультация для родителей «Внимание, паводок!»
После снежной зимы происходит обильное таяние снега, что является причиной значительного подъёма уровня воды в реках, иногда сопровождающееся её выходом...