Лучший педагог года

Логопедическая песочница, как средство развития речи детей с ОВЗ

Анастасия Антипина
Логопедическая песочница, как средство развития речи детей с ОВЗ

Здравствуйте, сегодня я хочу представить опыт своей работы по теме «Логопедическая песочница, как средство развития речи детей с ОВЗ».

Дети с ОВЗ требуют к себе особого внимания. Необходимо создать для них специальные условия, подобрать нетрадиционные формы работы для то, чтобы процесс обучения и развития проходил успешно и одновременно чтобы детям было интересно.

Публикация «Логопедическая песочница, как средство развития речи детей с ОВЗ» размещена в разделах

Поэтому мною была поставлена цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия». И определены задачи, которые вы видите на экране.

Задачи:

1. Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу.

2. Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Обогащать и активизировать словарь родного языка.

5. Формировать лексико-грамматические категории языка.

6. Автоматизировать корригируемые звуки.

7. Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице.

8. Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.

Существует большое количество нетрадиционных форм взаимодействия логопеда с детьми, но я выбрала «песочную терапию». Так как работа с песком реализует принцип природосообразности.

Ведь песок природный материал, обладающий собственной энергетикой, он способен «заземлять» отрицательную энергию, что очень важно в работе с «особыми» детьми. Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка своей податливостью, способностью принимать любую форму. Но прежде всего работа в логопедической песочнице для детей с ОВЗ – это не дидактизированное обучение, а игра, которая доставляет ребятам огромное удовольствие.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".

В - третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас - речь и моторика.

В- четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В песочнице ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Все задания подбираются, соответствующее возможностям ребенка, исключается негативная оценка его действий и, конечно же, поощряется его фантазия. Все это позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

Работа в песочнице строится по всем направлениям логопедической работы.

1. Упражнение на развитие мелкой моторики рук;

2. Развитие диафрагмального дыхания;

3. Автоматизация звуков;

4. Развитие фонематического слуха;

5. Формирование слоговой структуры слова;

6. Совершенствование лексико-грамматических категорий.

Использую такие игры, как игра «Выровняй дорогу», «Секрет» на развитие диафрагмального дыхания. Воздушной струёй выравниваем дорогу или находим «секрет».

При восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха:

- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;

- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т. д.

Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся вначале, середине, конце слова. Если обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы «Эс» или «Ша» и т. д. и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее Почетными Гостями.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т. д.

Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук.

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем цифры 1, 2, 3. Возле цифры 1 выкладываем односложные слова, т. е. слова, состоящие из одного слога; соответственно, возле цифры 2 – двусложные слова, а возле цифры 3 – трёхсложные.

Совершенствование лексико-грамматических категорий:

Используем игру «Лодочка» - в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

наречия : ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО.

Также игра «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Нравится детям игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.

Любое занятие в песочнице я начинаю с ритуала входа в «Песочную страну» и повторения правил поведения в песочнице. Кладём руки на песок и здороваемся с ним :

Здравствуй песочек, сыпучий и прохладный,

Ты наш дружочек, играть с тобой приятно!

Повторяем правила поведения в песочнице :

Здесь нельзя ругаться, драться,

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и писать,

И друзей всех уважать!

Потом появляется главный персонаж песочницы. Это может быть Песочная Фея, Королева Песчинка, песочный верблюд, или Песочный человечек – Речевичок. После появления главного персонажа, вся игра проходит не с логопедом, а с этим героем. У ребёнка значительно возрастает интерес к занятию, и на занятие нет места монотонности и скуке.

В конце любого занятия – ритуал выхода из песочницы :

Главный герой песочницы объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убраться, привести всё в первоначальный вид, благодарит за совместную работу, бережное отношение к игре и предлагает попрощаться с песком. Кладём руки на песок и говорим :

Спасибо, милый наш песок,

Ты очень, очень нам помог! На этом игра заканчивается.

Вот такие логопедические игры с песком я использую в своей работе и считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ.

Опыт работы показывает, что использование логопедической песочницы даё т положительные результаты: ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия, возрастает интерес к логопедическим занятиям и обучающийся чувствует себя более успешным.

Что нужно для игры в песке?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру… Подобно Богу

Мы создадим свой мир Чудес,

Пройдя познания Дорогу.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая песочница, как средство развития речи детей с ОВЗ
Опубликовано: 4 марта 2020 в 04:32
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД