Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников с ОНР»

Лаврухина Елена
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников с ОНР»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад №51

Мастер-класс для педагогов

«Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников с ОНР»

Учитель-логопед: Лаврухина Е. Н.

Г. Владикавказ

Цель:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах

ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса

Задачи:

- раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование:

Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы; слайдовая презентация.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Форма проведения:

Педагоги, без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Уважаемые педагоги!

Одной из основных задач дошкольного образования является формирование у ребенка связной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о предметах и явлениях окружающего мира. Среди всех видов связной речи описательные рассказы выделяются сложностью, так как объект находится в статичном состоянии и действия отсутствуют. Дошкольнику для составления описательного рассказа необходимо использование дополнительных средств. В качестве такого средства используются мнемосхемы.

Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь -это результат применения мнемотехники.

У дошкольников память носит непроизвольный характер,т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожкасуть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются :

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работа по мнемотаблицесостоит из следующих этапов :

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

Для работы со схемами вначале объясните ребенку все условные обозначения, касающиеся например игрушек. Затем, указывая на пункты плана, вместе составить описание. И наконец, предложите ребенку самостоятельно рассказать о другой игрушке, но по тому же зрительному плану.

Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :

- обогащения словарного запаса ;

-автоматизация и дифференциация звуков;

- обучения составлению рассказов ;

- пересказов художественной литературы ;

- отгадывания и загадывания загадок ;

- заучивания стихотворений.

Этапы работы над пересказом:

1. Чтение произведения взрослым;

2. Беседа по содержанию;

3. Повторное чтение и схематизация;

4. Пересказ с опорой на схему.

Этапы работы над стихотворением:

• взрослый (воспитатель, логопед, родитель) выразительно читает стихотворение;

• сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает

стихотворение с опорой на мнемотаблицу;

• задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную

мысль;

• выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;

• читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;

• ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат,и,дети,имея перед глазами такую карточку-символ,быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Педагоги читают стихотворение по мнемотаблице «У лисы в лесу глухом»).

У лисы

В лесу глухом

Есть нора-надёжный дом

Под кустами

Ёж колючий

Нагребает

Листьев кучу

Спит

В берлоге косолапый

До весны сосёт там лапу

Есть у каждого свой дом

Всем тепло,уютно в нём.

А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н. Нищевой.

Перед нами ё лочка :

Шишечки,иголочки.

Шарики,фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды,человечки.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Итак, перед нами ёлочка. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т. д. Наше стихотворение «нарисовано» ,мнемотаблица готова. А теперь,гляля на свои мнемотаблицы,прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной,если скажу,что нарисованное запечатляется в памяти лучше,потому что закрепляется не только слово,но и образ.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно.

Предлагаю вашему вниманию мнемотаблицу описания времени года.

Давайте с вами попробуем составить описательный рассказ о весне. Каждый составит по 1 предложению на 1 мнемоквадрат, а потом кто-то один повторит рассказ-описание.

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам,описанных при помощи знаков,определять объект.

Давайте поделимся на 2 команды и каждая команда составит мнемотаблицу загадку, другая команда ее должа угадать.

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает,тот слёзы проливает.

(Лук)

Отгадали? Догадались о чём речь? Молодцы!

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь).

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников с ОНР»
Опубликовано: 4 мая 2021 в 00:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД