Получи документы

Приём ТРИЗ  «моделирование маленькими человечками» при ознакомлении детей агрегатными состояниями объектов неживой природы

Лариса Павловна Куликова
Приём ТРИЗ  «моделирование маленькими человечками» при ознакомлении детей агрегатными состояниями объектов неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов:

Цель: познакомить педагогов с приёмом ТРИЗ - «моделирование маленькими человечками», и его применении при ознакомлении детей с агрегатными состояниями объектов неживой природы.

Задачи:

Развивающие:

• Используя прием «метод моделирования маленькими человечками», наглядно показать детям, что вещества бывают: твердыми, жидкими и газообразными;

• Развивать представление о многообразии веществ неживой природы;

• Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Публикация «Приём ТРИЗ  „моделирование маленькими человечками“ при ознакомлении детей агрегатными состояниями объектов неживой природы» размещена в разделах

Обучающие:

• Обучать умению определять агрегатное состояние веществ; умению моделировать состояние объектов неживой природы;

• Формировать умение целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.

Воспитательные

• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, инициативности;

• Воспитывать умение слушать сверстника, не перебивая его;

• Воспитание любви и бережного отношения ко всему окружающему миру и к себе, как объекту живой природы.

Оборудование: магнитная доска, символы маленьких человечков, раздаточные карточки с изображением моделей маленьких человечков, обозначающих (сок, чай, молоко, дым, воздух, дерево, металл, кусок пластмассы); плакат с изображением круговорота воды в природе, стаканчик с водой, молоком, камень, ножницы, кусочек металла, деревянный брусок, воздушный шарик, целлофановый пакет.

Ход мастер-класса:

(Перед началом мастер-класса на стенд вывешивается плакат с изображением круговорота воды в природе)

- Здравствуйте уважаемые коллеги, позвольте представить вам мастер-класс на одну из актуальных тем по познавательному развитию дошкольников, название и задачи которого вы видите на слайде 3.

Постановка проблемы: Скажите пожалуйста, можете ли вы изобразить круговорот воды в природе не используя краски, карандаши, кисти?

- Нет, не можем.

Помните ли вы, уважаемые коллеги, при помощи чего в детстве родители и педагоги объясняли вам математические задачки? (яблок, конфет, игрушечных поездов и плюшевых зверей)

Вы удивитесь, но по прошествии многих лет в основополагающих принципах педагогики многие вещи остались неизменными. В том числе это относится и к известному подходу пояснения «на пальцах».

«Метод маленьких человечков» также относится к данной категории «объяснялок». И, несмотря на кажущуюся детскость, техника эта работает просто прекрасно.

Начнем с того, что методика маленьких человечков (ММЧ) появилась в рамках теории решения изобретательских задач благодаря основателю ТРИЗ- технологий, Генриху Альтшуллеру. (Слайд 4)

Ученый решил, что при помощи забавных человечков и самым маленьким, и уже более взрослым изобретателям будет легче понять суть различных явлений, происходящих на микроуровнях. (СЛАЙД 5)

Г. Альтшуллер считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. (Слайд 6)

Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему.

В этом смысле Г. Альтшуллер не был одинок, т. к. аналогичный принцип задолго до этого применил известнейший британский физик Максвелл (СЛАЙД 7)

Ученый представлял различные физические процессы в виде соответствующих действий смешных гномиков. Так ему удавалось находить грамотные решения задач быстрее, чем если бы использовались одни лишь сухие формулы и расчеты. Кроме этого, с таким подходом, Максвелл, вполне возможно, просто нашел для себя способ воспринимать сложную и серьезную науку как увлекательную забавную игру.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. ТРИЗ-педагогика, это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Методологические основы развития познавательной активности дошкольников представлены в работах выдающихся педагогов и психологов: Льва Семеновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна, Светланы Леонидовны Новоселовой и др., которые выступали за использование активных методов обучения, к которым относится экспериментирование с объектами живой и неживой природы. (Слайд 8)

Николай Николаевич Поддьяков подчеркивал: «что экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в которой ребенок выступает как своеобразный исследователь». (слайд 9)

Целью экспериментальной деятельности детей в дошкольном учреждении является: «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В ходе игрового экспериментирования с использованием технологии ТРИЗ – удается обеспечить детей арсеналом исследовательских действий, расширить их представления о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. (Слайд 10) Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей.

На основе метода «маленьких человечков» разработаны игры и упражнения, в которые дети с удовольствием играют.

Как вы заметили метод экспериментирования пронизывает все образовательные области детской деятельности.

- Чтобы понять как работает данный метод «маленьких человечков», предлагаю вам вместе со мной исследовать различные объекты неживой природы. Согласны?

- Прошу фокус-группу помочь мне в этом.

- Давайте посмотрим вокруг себя. Скажите, что нас окружает?

- Нас окружают разные объекты: стулья, воздух, лужи, полы и т. д

- Правильно, нас окружают различные объекты живой и неживой природы, и все они состоят из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в микроскоп. Частиц очень много и все они разные.

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, очень дружны между собой, стоят близко друг к другу и крепко держатся за руки, так крепко, что их невозможно разъединить. Такие маленькие человечки образуют твердые вещества. Вот как они выглядят. (Слайд 12)

Другие человечки, не очень крепко дружат, им просто удобно находиться близко друг к другу. Эти человечки живут в жидких веществах.

(слайд 13)

Есть еще вредные человечки, которые совсем не дружат друг с другом и находятся далеко друг от друга. Такие человечки живут в веществах, состоящих из газа, таких как: дым, пар, воздух. Такие вещества называют газообразными. (слайд14)

Предлагаю вам пройти к столам и определить свойства некоторых объектов (стаканчик с водой, молоком, камень, ножницы, кусочек металла, деревянный брусок, воздушный шарик, целлофановый пакет).

- Воспользуйтесь деревянной палочкой и определите какие маленькие человечки живут в этих объектах. Разделите их согласно схемам.

Фокус-группа располагает объекты в разных агрегатных состояниях согласно изображению человечков на схемах (жидкое, твердое и газообразное).

- Хорошо, давайте проверим правильно ли вы справились с заданием. Скажите пожалуйста в каких объектах живут дружные человечки, которые крепко держатся за руки, и как называются эти вещества?

- Дружные человечки живут в камне, деревянном бруске, пластмассе, их называют «твердыми веществами».

- Правильно, а где живут не очень дружные человечки? (они живут в чае, воде, соке, молоке, они называются – жидкими).

- А как же нам увидеть вредных и совсем не дружных маленьких человечков, в чем они могут находиться?

- С помощью чего мы можем поймать воздух? (шарика и целлофанового пакета).

- Верно. Надуйте шарик, а пакет раскройте и закройте. Посмотрите что происходит? Мы поймали воздух.

- Попробуйте проткнуть воздух палочкой. Что происходит? (палочка легко рассекает воздух).

- Верно, почему? (потому что в воздухе живут вредные человечки, которые не дружат между собой и находятся далеко друг от друга).

- Каким словом называют вещества, состоящие из газов? (вещества, состоящие из газов – называют газообразными).

- Верно. Предлагаю вам немного поиграть. Зрители нам помогут они будут называть объект неживой природы, а фокус-группа будет изображать агрегатные состояния объектов. (Зрители называют объекты, а фокус-группа их изображает).

(На этапе, когда ваши дети хорошо усвоили понятия об агрегатных состояниях объектов, можно предложить им задания повышенной сложности, например, показать чашку с горячим чаем, лужу на асфальте, газировку, воздушный шарик, мяч упавший в воду и т. д)

- Ну, что ж со всеми заданиями вы справились отлично, но осталось последнее задание. Давайте вернемся к плакату.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Жить нельзя нам без… (воды) (Слайд 15)

- Так как вы уже познакомились со всеми состояниями веществ, предлагаю вам нарисовать картину круговорота воды в природе при помощи маленьких человечков. (фокус-группа выполняет задание)

- Какие состояния воды вы увидели в круговороте воды в природе?

- Жидкое, твердое и газообразное. (Слайд 16)

- Верно, вот мы и нарисовали с вами картину при помощи маленьких человечков без кисти, и красок. Напомните, как нужно относиться к воде? (Бережно)

Вы успешно справились со всеми заданиями и я благодарю вас за ваше старание. Теперь вы знаете, что все объекты неживой природы могут быть в трех основных состояниях, каких?

- Жидких, твердых и газообразных.

- Верно, молодцы. Скажите пожалуйста, что нового вы сегодня узнали? Интересно ли вам было? Что для вас было трудным? Какие эмоции вы испытали?

Рефлексия:

- если вам понравился мастер-класс и вы бы хотели использовать прием «моделирование маленькими человечками» разместите на доске человечков, которые живут в твердых веществах;

- если вам было интересно, но вы подумаете использовать этот прием в работе или нет, разместите на доске человечков, которые живут в жидких веществах;

- если вам не был интересен этот прием, разместите на доске человечков, которые живут в газообразных веществах.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Фотоотчёт о проведении ООД «Опыты с предметами неживой природы или как увидеть воздух?»Фотоотчёт о проведении ООД «Опыты с предметами неживой природы или как увидеть воздух?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область. Фотоотчёт.

Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы»Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы» Фотоотчёт по элементарному экспериментированию «Эколята-дошколята-маленькие исследователи неживой природы»[/b] Лето – самое хорошее время.

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возрастаКартотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.

Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой» для детей 4–5 летКонспект прогулки «Наблюдение за неживой природой» для детей 4–5 лет Тема: «Наблюдение за неживой природой» Цели: формировать представление о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать.

Лэпбук «Вода». Знакомим детей с круговоротом воды в природе, тремя состояниями и значением ее для человека и природыЛэпбук «Вода». Знакомим детей с круговоротом воды в природе, тремя состояниями и значением ее для человека и природы Лэпбук "Вода"Изготовила воспитатель Белышева Екатерина Сергеевна. Лэпбук в игровой форме познакомит детей с круговоротом воды в природе,.

Мастер-класс: макет для игр с маленькими игрушками «В сказочном лесу»Мастер-класс: макет для игр с маленькими игрушками «В сказочном лесу» Зверюшки – малыши Живут в сказочном лесу! Любят звери все играть Бегать, прыгать и скакать! Дружбой звери дорожат! Нам пример с них надо.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа)Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.

Экологический проект «Лаборатория неживой природы»Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Экологический проект "Лаборатория неживой природы" Назарова Т. А. Экологический проект «Лаборатория неживой природы». Расскажи – и я забуду,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приём ТРИЗ  «моделирование маленькими человечками» при ознакомлении детей агрегатными состояниями объектов неживой природы
Опубликовано: 18 мая 2020 в 19:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приём ТРИЗ  «моделирование маленькими человечками» при ознакомлении детей агрегатными состояниями объектов неживой природы» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Павловна Куликова (УИ 575362) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД