Татьяна Костюк
Мастер-класс «Театрализованные игры в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Ознакомление педагогов с использованием театрализованных игр в коррекционно-логопедической работе с детьми.
Актуальность: В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Своевременное выявление дефектов речи, проведение специально организованного обучения позволяют исправить дефект. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленных звуков во всех речевых формах: в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в свободной речи. Легче и доступнее это происходит в игровых упражнениях. Исправление недостатков речи – трудоемкий процесс. Поэтому задача учителя-логопеда – окружить детей игрой так, чтобы они не замечали, что занимаются тяжелой и монотонной работой. В этой работе помогают средства театрализованной деятельности. Постоянное создание игровых ситуаций побуждает детей к активизации речи.
Публикация «Мастер-класс „Театрализованные игры в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальной проблемой для педагога является поиск и использование в практике методов и приемов, наиболее полно учитывающих принципы личностно-ориентированного образования, способствующих гармоничному развитию физических, психических, нравственно-волевых, художественно-творческих качеств ребенка.
Л. С. Выготский отмечал необходимость использования тех видов деятельности, которые привлекают ребенка, соответствуют его возрасту. Для дошкольника – игра. Игровое общение формирует, совершенствует речевую активность ребенка. Для решения логопедических задач в своей работе мы используем театрализованные игры, привлекаем театральные средства, атрибуты.
А. Р. Лурия писал, что “активность самого ребенка, необходимая для сохранения каждой полноценной деятельности, всегда возможна только при устойчивом активном внимании ребенка и только при его активном участии в данном виде деятельности”. У детей с ОНР имеет место неустойчивость внимания, трудности его распределения. Патология речевой деятельности отрицательно влияет на формирование интеллектуальной, сенсорной и эмоционально-волевой сферы.
Ребенок с речевой патологией не может овладеть речевыми операциями стихийно, в процессе неорганизованного ознакомления с той или иной областью действительности. Речевая деятельность формируется, корректируется у детей с ОНР в условиях специального систематического обучения. Здесь необходимо избегать монотонности, будничности. Театрализация логопедического процесса помогает заинтересовывать и активизировать детей на занятиях. Такое обучение проходит не по принуждению, вызывает у детей радость, модулирует положительное психоэмоциональное состояние.
На логопедических занятиях мы используем различные театральные куклы и игрушки (бибабо, настольные, стендовые театры и др.). Конечно, наибольшей ценностью обладают игрушки, изготовленные самими детьми. В этом случае развиваются изобразительные умения, мелкая моторика, воображение, творческие способности.
Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, предполагает решение большого объёма задач. Далее предоставлен игровой материал, используемый нами в коррекционной работе с детьми с ОНР старшего и подготовительного дошкольного возраста. Описанные игры и приёмы могут применяться на фронтальных и индивидуальных занятиях.
В логопедической группе находятся дети с различными поведенческими нарушениями, коммуникативными проблемами. Самостоятельное управление куклами, речь от лица кукольного персонажа стимулирует выступать перед зрителями застенчивого, неуверенного в себе ребенка. Наблюдение за действиями театральных кукол организуют внимание, дисциплинируют гиперактивных детей.
Театрализованная деятельность – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взамосвязана с другими видами деятельности.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Работая над персонажем, дети подражают голосу, мимике, жестам героя.
Активизируется словарь детей, звуковая культура речи.
Виды театрализованных игр, используемых в коррекционно-логопедической работе с детьми
Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. Мы рассмотрим классификацию, которую предлагает Артемова Л. В. Она разделила театрализованные игры на игры- драматизации и режиссерские игры.
Л. В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров :
1) Настольный театр игрушек.
2) Настольный театр картинок.
3) Стенд – книжка.
4) Театр на фланелеграфе.
5) Теневой театр.
6) Пальчиковый театр.
7) Театр кукол бибабо.
8) Театр кукол – марионеток.
9) Театр тростевых кукол.
В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли). В игре - драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды драматизации:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, а действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В. В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
При работе с детьми с ОНР можно выделить три типа задач:
1) воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средством детского театра;
2) образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений;
3) коррекционные задачи.
Рассмотрим основные принципы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Первый принцип – развитие творческого воображения.
Второй принцип – формирование осмысленной моторики. Движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.
Третий принцип – создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов речевой деятельности.
Четвертый принцип – формирование способности к содействию и сопереживанию.
В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач, ребенок с ОНР непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.
Основная цель педагога при организации театрализованной деятельности – это не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала. Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств.
Ход мастер-класса :
Предлагаю вашему вниманию вариант театрального квеста. Вы поучаствуете в эпизоде постановки по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
- Волшебный театр свою дверь открывает,
И в сказке участвовать вам предлагает!
«Сказка о глупом мышонке»
- Жили-были мама-мышка и мышонок. И был этот мышонок очень капризным. И никак не хотел спать. А что было дальше, мы с вами сейчас увидим.
Пела ночью мышка в норке
Мышка:
Спи мышонок, замолчи,
Дам тебе я хлебной корки,
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
Мышонок:
Голосок твой слишком тонок.
Ты мне мама не пищи,
Лучше няньку поищи.
Побежала Мышка-мать,
Стала Утку в няньки звать:
Мышка:
Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать.
- А у утки, детишки-малютки, игрушки разбросали, за собой не убрали. Будем утке помогать – игрушки собирать.
- Игрушки, в названии которых есть звук [с], нужно сложить в сумку. А игрушки, в названии которых есть звук [ш], нужно сложить в лукошко.
(Машина, мишка, кошка, лошадка, лягушка, матрешка, бусы, самолет, собака, слон, маска, лиса).
- Вы справились, молодцы! Теперь утка может уложить спать мышонка.
Стала петь мышонку Утка:
Утка:
Баю-бай, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду!
Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок:
Нет, твой голос не хорош:
Очень громко ты поешь.
Побежала Мышка мать,
Стала Жабу в няньки звать:
Мышка:
Приходи к нам, тетя Жаба,
Нашу детку покачать.
- А у жабы, вот беда, буквы Ш разлетелись от ветра кто куда. Они спрятались под листочками да под болотными кочками. Нужно буквы вам найти, тете Жабе принести.
- Нужно разделиться на две команды. Команда «Мышата» и команда «Лягушата». По моей команде, вы проходите, наступая на болотные кочки, ищите в болоте букву Ш, берете её, и возвращаетесь к своей команде. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все буквы.
(Участники делятся на две команды. Проводится эстафета.)
(Болотные кочки – круги вырезанные из картона. Болото – обручи, внутри которых под листочками спрятаны буквы Ш).
- Вы отлично справились! Тетя Жаба может идти укладывать спать мышонка.
- Большое спасибо всем участникам!
По такому принципу можно придумать самые разные задания. И тогда театральная постановка может еще и превратиться в увлекательный квест.
Рекомендации педагогам:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т. ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях);
- побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний;
- тщательно подбирать сюжеты драматизации, роли, атрибуты, костюмы, виды театров);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (бибабо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников);
- организовывать выступления детей старших групп перед малышами.
Список литературы
1. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А. Е. Антипина – М. : ТЦ «Сфера», 2003.
2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова – М., 2011.
3. Баряева, Л. Б., Вечканова, И. Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками [Текст] / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова – СПб., 2007.
4. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша – М., 2002.
5. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов – М., 2012.