Папки-передвижки

Методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов детей раннего возраста»

Людмила Саханская
Методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов детей раннего возраста»

Пояснительная записка

Методическая разработка направлена на развитие у детей раннего возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.

В методической разработке представлены игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, которые помогут укрепить руки малышей, развивать дифференцированные движения пальцев рук.

Публикация «Методическая разработка „Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов детей раннего возраста“» размещена в разделах

Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, образовательной программы «Истоки», под редакцией Парамоновой Л. П., программы «Вдохновение», под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой Разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в раннем возрасте и механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.

Цель:

-обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;

-развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;

-формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);

-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

-приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.

Условия реализации: детское дошкольное учреждение.

Применение: дидактические игры, рассматривание, дидактические пособия. Практический – показ способов и действий с предметами, эксперимент.

Способы взаимодействия: дети, воспитатели, родители.

Краткая характеристика содержания: методическая разработка направлена на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.

Результативность использования данной методической разработки.

Принцип построения методической разработки :

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным, если:

-будет подобран комплекс дидактических игр;

-созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах.

Ожидаемый результат:

-дети различают и называют основные цвета;

-различают и называют геометрические фигуры

-используют сенсорные эталоны (лимон жёлтый как солнышко, огурец зелёный как травка);

-начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;

-умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

-интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует.

-проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

Введение.

В умственном развитии детей раннего возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает малышам разносторонне познавать предметы, их свойства. Вопросами сенсорного воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина, Н. М. Щелованов, Ф. Фребель, М. Монтессори. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и развиваются все виды восприятия. Тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий.

Сравнивая задачи по сенсорному воспитанию разных дошкольных образовательных программ («Детство», «Вдохновение», «Истоки», и др.) я поняла, что больше внимания уделяется развитию у детей представлений о форме и величине, а представления о цвете развиваются в рамках основных цветов. Поэтому считаю, что данная методическая разработка актуальна и необходима.

Методическая разработка направлена на развитие у детей раннего возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.

Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой «Истоки» и программой «Вдохновение»

Цели и задачи:

Цель: обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста через ознакомление с основными цветами спектра.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с основными цветами спектра

- формировать умение выделять цвет и группировать предметы по цвету;

- закреплять названия цветов в активной речи детей.

Развивающие :

- развивать цветовое восприятие детей;

- развивать у детей зрительную память;

- развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.

Воспитательные:

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет;

- воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности;

- воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.

Актуальность:

Специфика сенсорного развития и освоения содержания программы у детей раннего возраста происходит в соответствии с возрастными и психологическими особенностями. На каждом возрастном этапе формируется определённое звено сенсорной культуры. Знания возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста помогут более полно реализовать данную методическую разработку.

Дети раннего возраста ещё не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают активно накапливаться сенсорные представления о предметах окружающего мира, в том числе начинает формироваться цветовосприятие.

Задача взрослого – и организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по показу действия, и только потом по словесному показу. Так, например, при выполнении игровых заданий с пирамидкой, мозаикой (выкладывание разноцветных дорожек) и т. д., у ребёнка в процессе деятельности возникнет интерес, и он через игровое действие закрепит цвет. Также через игру дети начнут обобщать и выделять цвет, как внешнее свойство предмета, которое можно только увидеть и закреплять слова, обозначающие цвет, в речи. Например: яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный.

Таким образом, ознакомление детей с цветом должно осуществляться в разных видах деятельности через действия с предметами: игру, рисование, лепку, конструирование, наблюдение. Ознакомление с цветом помогает ребёнку перейти от внешних действий, когда он зрительно определяет цвет, к внутреннему плану действий, т. е., когда усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Формирование цветовосприятия у детей раннего возраста является базовой основой для дальнейшего устойчивого усвоения эталонов цвета, для изучения разнообразного мира красок.

Формы и методы работы :

- наглядные (наблюдение, рассматривание, демонстрация образцов);

- словесные (беседа, объяснение, показ, напоминание, художественное слово);

-продуктивные методы, суть которых заключается в практической деятельности, направленной на обследование предмета;

-исследовательские методы : экспериментальная и проблемно-поисковая деятельность, в результате которой воспитанники обследуют предметы и замечают, что они разного цвета, также могут по аналогии искать предметы определённого цвета и т. д.

Освоение детьми знаний осуществляется через систему деятельности.

Продуктивная деятельность:

Изучая цвет, воспитанники обследуют предмет, включая зрительные анализаторы. Они выполняют практические действия, упражнения – раскладывают (сортируют) предметы по цвету, выкладывают цветные дорожки и т. д. Таким образом, у воспитанников развивается цветовосприятие, цвет закрепляется через выполнение упражнений.

Поисковая деятельность:

В процессе образовательной деятельности перед воспитанниками ставится проблема, которую они должны решить, т. е., они оказываются в ситуации поиска. Во время поисковой деятельности создаётся атмосфера сотрудничества. Главную роль на себя берёт воспитатель. Он руководит ситуацией. Воспитанники учатся сравнивать и наблюдать.

Творческая деятельность:

Образовательная деятельность воспитанников строится с учётом их интересов. Больше всего творчество воспитанников проявляется в рисовании, где они имеют возможность экспериментировать с цветом, познают разнообразный мир красок. У детей развивается воображение, творчество, совершенствуется представление о цвете.

В процессе обучения ребёнок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились – сенсорными эталонами, для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего возраста используются дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила, даёт возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.

В работе по сенсорному развитию детей используются игры в разные периоды режимных моментов – это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду и в вечернее время.

Создание предметно-развивающей среды для развития сенсорных эталонов у воспитанников.

Особое внимание, а педагогическом процессе уделяется созданию условий для сенсорного развития малышей в процессе организации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка, а также самостоятельной деятельности детей.

Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Образовательный процесс в группе строим с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка, как в активном действии, так и в отдыхе. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети выбирают определенный центр активности, сложность материала. Использованию дидактических игр с учё том индивидуализации обучения в нашей группе способствует доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, ориентируясь в которых, ребёнок самостоятелен в своем выборе, развиваясь в собственном темпе.

Спустя некоторое время доска выбора пополняется новыми более сложными материалами, которые усложняют учебную задачу, сохранят новизну и интерес детей к предложенным центрам активности.

Для сенсорного развития детей оборудован сенсорный уголок (центр). Критерии:

-доступность;

-безопасность;

-эстетичность;

-соответствие возрастным особенностям детей раннего возраста.

Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия.

Для развития тактильных ощущений используется природный и бросовый материал: шишки, пластиковые пробки и т. д.

Для развития осязания используются образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды тканей и бумаги; мешочки с разными наполнителями.

Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов используются дидактические игры и пособия : «Собери бусы», «Шнуровки», «Найди на ощупь» и т. д.

Для развития слухового восприятия в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков. Дети играют в музыкально-дидактические игры : «Угадай, на чём играю», «Угадай, где звенит?». Кроме того, используется музыкальный центр для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.

Для развития обоняния применяются свежие фрукты и овощи, а также в уголке размещены саше с различными запахами. С дошкольниками проводятся игры: «Узнай на вкус», «Угадай по запаху».

В центре активности размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей :

-игры на представление о цвете: («Разноцветные комнаты», «Украшение для ёлочки», «Мозаика», «Божья коровка»);

-о форме: («Спрячь зайку от лисы», «Составные картинки», «Принеси и покажи», «Воробышки в гнездышках»);

-о величине предметов («Собери матрёшку», «Хвост у петуха», «Собери бусы»).

Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.

Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует вся предметно-развивающая среда группы.

Материал для игр размещён в доступных местах. В каждом центре достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.

Таким образом, условия созданные в группе, способствуют:

-стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);

-развитию мелкой моторики рук ребёнка;

-стимуляции двигательной активности;

-активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия;

-снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;

-повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Такая организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребёнка и способствует его благоприятному развитию.

Заключение

Итак, развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как, многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия.

Анализ проведённой работы показал, что в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия :

-дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

-группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;

-соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре

-активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.);

-отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-кирпичики или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);

-малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Представленная система работы направлена не только на сенсорное развитие ребёнка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребёнка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Цветная гусеница» для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей младшего возрастаДидактическая игра «Цветная гусеница» для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей младшего возраста В дошкольном возрасте игра становится основным видом деятельности детей, отвечающим главной его потребности – войти в мир взрослых, вступить.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра для развития речи и сенсорных способностей у детей от 2 лет «Моё солнышко»Дидактическая игра для развития речи и сенсорных способностей у детей от 2 лет «Моё солнышко» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Предлагаю вам дидактическую игру «Моё солнышко», которую сделала сама и пользуюсь ею" уже не первый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов детей раннего возраста»
Опубликовано: 8 февраля 2024 в 13:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД