Приложение МААМ

Музыкальный проект «Чудо-ложка» (1 фото)

Виктория Зотова
Музыкальный проект «Чудо-ложка»
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы: Зотова В. В — музыкальный руководитель, Отраднова С. В.

Музыкальный проект «Чудо-ложка»

отова В. В. - музыкальный руководитель

Отраднова С. В. – воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с № 108 «Золотая рыбка» г. Миасс Челябинская обл.

Проект «Чудо-ложка»

1. Постановка проблемы:

Публикация «Музыкальный проект „Чудо-ложка“» размещена в разделах

С раннего детства детей привлекают различные звуки, они сами пробуют создавать их, используя бытовые предметы. Это доставляет детям удовольствие. По мере взросления, дети продолжают экспериментировать со звуками различных предметов.

В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках уделяется особое внимание.

Приобретая необходимые навыки игры на ложках, дети могут уже задействовать практически любую часть своего тела (а также сидящего рядом товарища) для воспроизведения звучания ложек.

Русские народные инструменты служат также источником информации, так как слушая звучание того или иного народного инструмента, дети знакомятся с историей их создания.

Цель 1: Усвоение детьми способов исследовательской деятельности.

Цель 2: Формирование у детей умения озвучивать музыкальные произведения с помощьюразличных приемов игры на деревянных ложках.

Задачи:

• Сформировать навык использования моделей мыслительной деятельности для записи музыкального произведения.

• Закреплять различные приемы игры на деревянных ложках.

• Развивать у детей творческое воображение средствами элементарногомузицирования, знакомство с традициями и историей русской культуры

• Развивать чувство ритма через оркестровую деятельность.

• Развивать моторику руки, как условие успешного обучения в школе;

• Воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыкой;

• Пропагандировать музыкальную культуру и искусство;

• Развивать творческие способности.

2. Копилка

Была собрана информация о ложках, иллюстрации, стихи, загадки, пословицы, сказки, кроссворды, ложки из разного материала и разной формы.

3. Картотека:

Изучая информацию, дети узнали:

• о появлении первых ложек на Руси.

• об этапах ее изготовления и украшения

• о материалах, из которых изготавливается ложка

• о предназначении ложки

• о культуре, эстетике

Вместе с воспитателем была оставлена морфологическая таблица, которая помогла детям разобраться с признаками ложки: материал, размер, цвет, вес, форма, части, звук, температура, функция.

Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, исполнительство на народных инструментах - все это положительно влияет на формирование устойчивого позитивного отношения у ребенка к окружающему миру. С помощью любого народного инструмента ребенок может не только проявлять свои эмоции, но и управлять ими.

Ребенок, взяв в руки музыкальный инструмент, как бы «ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа» и от этого эмоциональное воздействие этого музыкального инструмента усиливается.

В процессе работы над проектом дети смотрели видеофильмы об инструментальных и народных оркестрах, обсуждали звучание деревянных ложек, играли в музыкально-ритмические игры.

Дети учились разным приемам игры на ложках: «ложка об ложку», «лошадка», «часики», «двойная дробь», «коленце», «потолок», «ключ», «солнышко», «тремоло» и другие. Освоив приемы игры, дети стали озвучивать потешки, коротенькие стихи и музыкальные пьесы.

Материал об истории музыкальных инструментов был оформлен в виде музыкальных книжек. Получилась музыкальная библиотека, которой дети пользуются в самостоятельной деятельности.

В ходе работы над проектом активное участие принимали родители и педагоги. В музыкальной гостиной мамы и папы с детьми осваивали навыки игры на деревянных ложках.

4. Создание продукта:

Игра на ложках доступна детям, так как способы и приемы игры на них просты. Деревянная ложка является символом русского музыкального искусства, символом широкой русской души. Приемы игры на ложках дети замоделировали на карточках, используя их в самостоятельноммузицировании.

Игра на ложках вдохновила нас на создание ложки будущего.

Вместе с воспитателем дети изобретали ложку будущего.

«Ложка-няня» будет сама кормить малыша, разговаривать с ним, играть, успокаивать, если он заплачет.

«Ложка- диетолог» будет следить за тем, сколько человеку нужно съесть пищи.

«Ложка-врач» будет ухаживать за больным, кормить его, давать лекарство в определенной дозе и по- времени.

«Ложка- помощник» будет сама кормить человека, если он торопится куда-нибудь и у него заняты руки.

«Ложка-спасатель» будет кормить бедных людей и бездомных людей и животных.

«Ложка-матрешка» сможет раскладываться на несколько ложек для всей семьи.

Музыкальная ложка. На каждое блюдо у нее будет своя музыка.

«Термо-ложка» Ложка сможет нагревать и охлаждать пищу.

«Ложка-часы» Если ложку соединить с часами, то по ней можно определять время.

«Безразмерная ложка»У туриста ложка будет уменьшаться, и мало займет места в рюкзаке. Увеличиваясь, ложка может стать поварешкой, чашкой, кроваткой, каруселью, катапультой.

«Ложка времени» отправляется в прошлое и будущее. Древний человек сможет поесть из современной ложки. А деревянная или костяная ложки покормят нас. Современная ложка будет кормить древних людей нашей пищей, а мы попробуем блюда прошлого.

Если поесть из волшебной ложки, то можно в зеркале увидеть себя маленьким или взрослым.

Дети зарисовывали изобретенные ими ложки, придумывали про них стихи, сказки.

Расписывали ложку под хохлому, гжель, городец и дымку.

Для родителей был организован мастер-класс «Музыкальное вдохновение» по обучению игре на деревянных ложках.

И теперь игра на деревянных ложках– любимое занятие наших детей!

5. Модель:

Следующим этапом нашей совместной деятельности стало составление модели озвучивания музыкальных произведений с помощью деревянных ложек. Ребята слушали музыкальное произведение, моделировали его, подбирали для музыкального сопровождения и озвучивали их. Были составлены модели приемов игры на деревянных ложках.

6. Презентация:

Со своей презентацией дети выступили перед родителями и перед детьми других групп.

7. Результаты:

В процессе работы над проектом дети усвоили алгоритм исследовательской деятельности, приобрели опыт звуковых ощущений,

У детей развивались коммуникативные навыки, умение играть в ансамбле, импровизировать.

ДЕТСКИЙ ТЕКСТ

Первые ложки делали своими руками из глины, скорлупы орехов или из древесины яблони, липы, рябины. Сначала ложки делали из камня. Каменная ложка – тяжёлая, очень неудобная. Потом ложку стали делать из дерева. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков.

Вырезать настоящую русскую ложку непросто, от мастера требуется большое мастерство и талант. Вырезание деревянных сувениров – это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объёмная или гранёная. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходится разглядывать в лупу отдельные её детали.

Другие ложки расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

Ложки бывают столовые, десертные и чайные. Части ложки: черпачок и ручка.

Ложки, сделанные из разных пород деревьев, звучат по-разному.

Обучения игре на ложках

I этап – знакомство с историей происхождения деревянной ложки, слушание русских

народных мелодий в исполнении ансамбля ложкарей.

II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III этап – знакомство детей с приемами игры на двух ложках; разучивание частушек о

хохломе.

IV этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи

русских народных песен, просмотр видеокассет.

V этап – работа над музыкальным произведением.

VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение элементов техники игры на спаренных ложках.

Музыкальные разработки и композиции для разучивания с детьми

Перевоз Дуня держала (р. н. п.)

Держать спаренные ложки в правой руке

1. Перевоз Дуня держала, - 4 удара по ладони левой руки

Держала, держала, - удары в ритме «ти-ти-ТА, ти-ти-ТА»

Перевозчика наняла, - 4 удара по ладони левой руки

Наняла, наняла. - удары в ритме «ти-ти-ТА»

Припев: В роще калина, прием «большое коленце» :

Темно, не видно «раз и»- удар по пр. колену; «два» -удар по пр. колену

Соловушки поют. «и» - по ладони; «три и» -удар по лев. колену; «4 и» пауза

2. Пришел к Дуне батюшка, - 2 удара по правому колену и 2 удара по левому колену

Батюшка, батюшка: - удары по ладони в ритме «ти-ти-ТА, ти-ти-ТА»

«Перевези меня, Дунюшка, (повторить)

Дунюшка, Дунюшка!»

Припев:

Левая рука на поясе, спина прямая

3. «А я тебя не ждала, «раз» - по колену соседа, сидящего справа, «два» - по своему правому колену,

Не ждала, не ждала. «раз»- по своему левому колен, «два»- по колену соседа, сидящего слева.

Перевозчика угнала, - в ритме «ти-ти-ТА,» - (соседу справа, свое пр. к, свое л. к, соседу слева)

Угнала, угнала».

Припев:

4. Пришел к Дуне милый друг, удар по левой ладони, по лев. плечу;

Милый друг, милый друг: по правому колену и левому плечу

«Перевези меня, Дуня, в луг, (повторить)

В зелен луг, в зелен луг!»

Припев:

Левая рука на поясе, спина прямая

5. «А я тебя, мой дружок, удар по правому колену, удар по левому колену,

Все ждала, все ждала, по щиколотке левой ноги, притопнуть левой ногой.

Перевозчика наняла, (повторить)

Наняла, наняла».

Припев: В роще калина, прием: «большое коленце»

Все стало видно,

И соловушки поют.

Полька (чешская народная песня)

Вступление (ложкари слушают музыку)

Музыка А. Ложкари сидят.

Спаренные ложки в правой руке и лежат на правом колене. Левая рука на поясе.

На «раз» каждого такта правое плечо резко поднимается вверх.

В конце – «тройная дробь» (глиссандо)

Музыка А. (повторение) Играть приемом «перебор» :

Левая ладонь повернута вверх и отведена чуть влево.

На счет «раз» - удар ложками по левой ладошке сверху, на счет «и» - удар по левому колену, (в это время ладонь повернуть вниз, на «два» - удар по левому колену, и удар по ладони снизу, на «и» - удар по левому колену.

Далее удары повторяются с левого колена.

В конце - «тройная дробь»

Музыка Б.

Два удара у правого уха, пауза. Два удара у левого уха, пауза.

«Перебор».

Два удара у правого уха, пауза. Два удара у левого уха, пауза.

«Перебор»

Музыка Б. (все движения повторить).

Музыка В.

1-8 такт. Петь мелодию на «ля-ля-ля».

На каждый нечетный такт выполнять «тройную дробь».

Такт 9.

«Перебор»

Такт 10.

«Ключ» : левое плечо, правое колено, левая пятка, левая рука.

Такты 11-15.

Повторить прием «ключ».

Такт 16.

«Ключ» : левое плечо, правое колено, и на удар в пятку сказать: «Эх!»

Барыня (р. н. м.)

1. Два удара скользящих

2. Удар скользящий и удар по ладони – 2 раза

3. (повторить пункт №1 и № 2 - 2 раза)

4. Правое колено - ладонь, левое колено – ладонь (повторить 2 раза)

5. «Перебор» - 4 раза

6. «Потолочек» – 8 ударов

7. «Тремоло» - правое колено, левое колено, левое плечо, между левым локтем и левым коленом.

8. «Тремоло» - соседу справа по колену, себе по пр. колену, себе по левому колену, соседу слева.

9. Удар по левой щиколотке, по левому колену, по правому колену и по ладони – 4 раза повторить.

10. Скользящий удар (рука, левое колено, правое колено). Развести руки в стороны (повторить 4 раза).

11. Повторить пункты 6 - 7 – 8.

12. Скользящий удар (рука, левое колено, правое колено) – 4 раза

13. 3 удара по ладони и на счет 4 - развести руки в стороны.

Описание некоторых приемов игры на ложках

На двух разрозненных ложках:

«Лошадка»

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Часики» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.

Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

«Солнышко» - выполнять быстрые простые удары в ложки (восьмыми длительностями) вправо, вверх, влево, вниз.

На спаренных ложках:

«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки.

Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.

«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.

На счет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.

«Молоточки» - прием «Мячики»усложняют; Спаренные ложки в левой и правой руке выполняют одновременные удары по коленям.

«Трещотка» - самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Колено» -краткое обозначение ударов: ЛКклК – ладонь, колено, колено,

ладонь, колено.

«Дробь»

1. «двойная дробь» - скользящее движение от левого колена к правому. Два щелкающих удара.

2. «Тройная дробь» - скользящее движение от левой руки к левому, а затем к правому колену

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батурина Г. И., Кузина Г. Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольников»

Москва, 1995 г.

2. Брыкина Е. К. «Творчество детей в работе с различными материалами» Москва, 1998 г.

3. Бычков И. В. «Музыкальные инструменты» Москва, 2000 г.

4. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество в детском саду» Москва, 1974 г.

5. Викулина М. А. «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе

дошкольного учреждения» Нижний Новгород, 1995 г.

6. Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. «Праздник своими руками» Ярославль, 2001 г.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» Москва, 1999 г.

8. Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки» Москва, 2000 г.

9. Журнал «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург, 2000 г.

10. Журнал «Музыкальный руководитель» Москва, 2004 г.

11. Князева О. Л., Миханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной

культуры» Санкт-Петербург, 1999 г.

12. Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество детей» Москва,1998 г.

13. Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах вдетском саду» Москва, 1990 г.

14. Костина Э. П. «Родина моя – Россия» Нижний Новгород, 1996 г.

15. Мельников «Русский детский фольклор» Москва, 1987

16. Науменко Г. М. журнал «Жаворонушки» : русские песни, прибаутки, скороговорки,

сказки. Москва, 1977 г.

17. Науменко Г. М. «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами» Москва,1977 г.

18. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе» Москва, 2000 г.

19. Орлова А. В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду»

Владимир,1995 г.

20. Рытов Д. А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» Москва,

2001 г.

21. Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы» Москва, 2002 г.

22. Сборник «Гармошечка-говорушечка» Москва, 1987 г.

23. Тютюнникова Т. Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-

педагогической концепции Карла Орфа» Москва, 1997 г___

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Деревянная ложка? Странно!» Успехи: Очень любознательный и всесторонне развитый ребенок. Увлекается конструированием, рисованием, лепкой, рассматриванием иллюстраций.

Конспект НОД для детей старшей группы «Ложка для Жихарки» Задачи: Продолжать знакомить детей с приемами хохломской росписи. Учить детей рисовать завиток, располагать на нем элементы хохломской росписи (цветы,.

Конспект НОД по приобщению детей к народным истокам на тему «Чудо-ложка расписная» Цель : приобщение детей к народным истокам посредством знакомства с русскими народными промыслами. Задачи : - познакомить с народным промыслом.

Конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе «Чудо-ложка» Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл и его свойства» Цель: Развитие познавательной.

Музыкальный проект «Тайна золотого ключика» .

Подарок к 23 февраля: «Офицерская ложка» (мастер-класс).Подарок к 23 февраля: «Офицерская ложка» (мастер-класс). Приближается торжественный праздник "День Защитника Отечества".В этот день хочется не просто говорить приятные слова поздравления, но и.

Проект мини-музей в детском саду «Чудо-ложка» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Проект мини- музей в детском саду «Чудо – ложка» Подготовила воспитатель.

Проект организации совместной деятельности детей и родителей «Музыкальный инструмент своими руками» Проект По организации совместной деятельности детей и родителей «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СВОИМИ РУКАМИ» Цель: сформировать у дошкольников.

Фотоотчет занятия «Русская ложка — чудо из чудес»Фотоотчет занятия «Русская ложка — чудо из чудес» Хочу рассказать вам о том, как прошла неделя на тему "Музыка" в нашей группе. Мы с ребятами изучали различные музыкальные инструменты и.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Ложка солдата» Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Ложка солдата» с использованием программы «Воспитательный диалог» М. В. Телегина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальный проект «Чудо-ложка»
Опубликовано: 13 марта 2017 в 23:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальный проект «Чудо-ложка»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Зотова (УИ 227789) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД