Елена Краснокутская
Нейропсихологический подход к обучению детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
к обучению детей с ОВЗ.
Выполнила: Краснокутская Е. И.
Учитель начальных классов
МКОУ Старогородковской
общеобразовательной школы «Гармония»
2021год
Нейропсихологический подход к обучению детей с ОВЗ.
Публикация «Нейропсихологический подход к обучению детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию, подготовке учащихся к полноценной самостоятельной жизни в современном обществе.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, который позволяет наилучшим образом интегрировать индивидуально-психологические особенности ребенка, обусловленные действующими механизмами созревания его мозговых структур, с социальными требованиями. В последнее время отмечается увеличение количества детей с минимальными мозговыми дисфункциями, затруднениями в обучении и трудностями адаптации, растёт число детей с различными нарушениями в организме. При нарушении этой связи у человека страдает координация движений (ходьба, работа двумя руками). На более высоком уровне не формируются связи между вербальным и невербальным, страдает процесс анализа информации, таким образом, страдает познавательная деятельность детей.
Нашей задачей, учителей, дефектологов, при обучении детей с ОВЗ, является грамотное проведение психодиагностической работы. Следует отметить, что в реализации развивающей программы должны взаимодействовать в тесном контакте учитель, психолог, дефектолог, логопед, учитель физкультуры и музыки и родители: учитель осуществляет индивидуальную и групповую развивающую работу, логопед и психолог проводят занятия с учетом дифференцированного подхода и личностно – ориентированного обучении. Обязательно подключать к работе родителей учащихся
Нейропсихология – это наука о связи психических процессов с работой головного мозга, различных его отделов, с функционированием правого и левого полушария головного мозга.
Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Под влиянием кинезилогических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Упражнения развивают тело, синхронизируют работу полушарий. Улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.
Это растяжки, глазодвигательные и артикуляционные упражнения, телесные упражнения (маршировки, перекрестные движения руками, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию, массаж и самомассаж.
У воспитанников улучшается память, внимание, речь, мыслительная деятельность, расширяется круг представлений о собственном теле и пространственной ориентировке, развивается мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость. Дети лучше воспринимают, перерабатывают и удерживают информацию.
Многолетний опыт работы с детьми с проблемами в развитии показал, что нейропсихологический подход и своевременно проведённая коррекционно-развивающая работа способствует добиться хороших результатов, предотвратить появление возможных учебных затруднений у детей, школьную дезаптацию.
«Любое повседневное действие человека, не важно, простое оно или сложное, влияет на формирование его мозга в будущем. Неаккуратная, неорганизованная деятельность человека формирует
неаккуратную, неорганизованную структуру мозга, регулярная и организованная деятельность поддерживает функционирование человеческого мозга на определённом уровне. И только деятельность с целью совершенствования и проверки своих возможностей совершенствует мозговые структуры и развивает их». Франк Белгау.
Список литературы:
1. Диагностика учащихся, испытывающих трудности в обучении // Материалы сайта https://rc.novokuvbishevsk.ru
2. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под ред. О. Б. Иншаковой. – М., 2001. – С. 7–20.
3. Использование нейропсихологического подхода в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы сайта https://rc.novokuvbishevsk.ru
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
5. Иванова Е. А. Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю! Книга для логопеда. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 176 с. – (Логопед в ДОУ)
6. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011. – 109 с.
7. Бонковски Б. Мудрое движение // Обруч. – 2010. – № 6. – С. 13-15.
8. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) : Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е. В., Литвина А. В. Турта О. С., Бурина Е. Д. и др. - СПб. : КАРО, 2006. -112 с
9. Руссова Е. «Физминутки» от Евросоюза // Обруч. – 2010. – № 4. – С. 41-42.