Вера Батакина
Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми с речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, с каждым годом неуклонно растёт. Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области – нейропсихологии.
Публикация «Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми с речевой патологией» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У детей, имеющих трудности в речевом развитии прослеживается недостаточность высших психических функций и межсистемного взаимодействия. Нейропсихологический подход в работе логопеда позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной коррекционной работы. Нейропсихологическая коррекция является прекрасным дополнением к основной коррекционной программе и реализуется вместе с ней.
Коррекционная деятельность базируется на трех основных направлениях:
1. Формирование основ для становления базовых высших психических функций.
2. Развитие связей и коррекция связей межполушарного взаимодействия.
3. Стимулирование развития познавательных функций.
Ведущий метод, использующийся в коррекционно-развивающей работе – метод замещающего онтогенеза. Данный метод базируется на воздействии на сенсомоторный уровень, которое вызывает активизацию и развитие высших психических функций и ведет к становлению единой организационной системы мозга. Метод замещающего онтогенеза реализует полноценное развитие детской личности и приносит стабильный и ощутимый результат.
Для успешной реализации нейропсихологической коррекции в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, мы используем нейропсихологические игры и упражнения направленные на:
• функциональную активацию подкорковых образований мозга;
• стабилизацию межполушарного взаимодействия;
• развитие памяти и внимания;
• оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела, развитие общей и мелкой моторики, координации, умения чувствовать свое тело и ориентироваться в пространстве;
• работу над гармоничным взаимодействием полушарий;
• активизацию речи;
• стабилизация эмоциональной регуляции.
Преимуществами использования нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной логопедической работе являются:
• эмоциональная привлекательность;
• многофункциональность;
• обучение в игровой форме;
• сочетание речевой деятельности с двигательной активностью;
• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
• формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
• повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Опыт использования нейропсихологических методов и приемов в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи показал хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Нейропсихологическая гимнастика улучшает работу правого и левого полушария, обеспечивает и укрепляет взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый учебный материал воспринимается более естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше усваивается.
Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно и творчески проводить свою работу.
Список литературы:
1. Калганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми. В 2 частях. Часть 1 / В. С. Калганова, Е. В. Пивоварова. - М. : Айрис-пресс, 2016. - 416 c.
2. Сменович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие / А. В. Семенович. - М. : Генезис, 2015. – 480 c.