МААМ-картинки

Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми с речевой патологией

Вера Батакина
Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми с речевой патологией

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, с каждым годом неуклонно растёт. Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области – нейропсихологии.

Публикация «Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми с речевой патологией» размещена в разделах

У детей, имеющих трудности в речевом развитии прослеживается недостаточность высших психических функций и межсистемного взаимодействия. Нейропсихологический подход в работе логопеда позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной коррекционной работы. Нейропсихологическая коррекция является прекрасным дополнением к основной коррекционной программе и реализуется вместе с ней.

Коррекционная деятельность базируется на трех основных направлениях:

1. Формирование основ для становления базовых высших психических функций.

2. Развитие связей и коррекция связей межполушарного взаимодействия.

3. Стимулирование развития познавательных функций.

Ведущий метод, использующийся в коррекционно-развивающей работе – метод замещающего онтогенеза. Данный метод базируется на воздействии на сенсомоторный уровень, которое вызывает активизацию и развитие высших психических функций и ведет к становлению единой организационной системы мозга. Метод замещающего онтогенеза реализует полноценное развитие детской личности и приносит стабильный и ощутимый результат.

Для успешной реализации нейропсихологической коррекции в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, мы используем нейропсихологические игры и упражнения направленные на:

функциональную активацию подкорковых образований мозга;

стабилизацию межполушарного взаимодействия;

развитие памяти и внимания;

оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела, развитие общей и мелкой моторики, координации, умения чувствовать свое тело и ориентироваться в пространстве;

работу над гармоничным взаимодействием полушарий;

активизацию речи;

стабилизация эмоциональной регуляции.

Преимуществами использования нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной логопедической работе являются:

эмоциональная привлекательность;

многофункциональность;

обучение в игровой форме;

сочетание речевой деятельности с двигательной активностью;

формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Опыт использования нейропсихологических методов и приемов в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи показал хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Нейропсихологическая гимнастика улучшает работу правого и левого полушария, обеспечивает и укрепляет взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый учебный материал воспринимается более естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше усваивается.

Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно и творчески проводить свою работу.

Список литературы:

1. Калганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми. В 2 частях. Часть 1 / В. С. Калганова, Е. В. Пивоварова. - М. : Айрис-пресс, 2016. - 416 c.

2. Сменович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие / А. В. Семенович. - М. : Генезис, 2015. – 480 c.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Мерзляковой Н. Я. за 2017-2018 учебный год.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Мой подход к работе с детьми (из опыта работы)Мой подход к работе с детьми (из опыта работы) В детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя основная задача как педагога – сделать этот опыт удачным,.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми с речевой патологией
Опубликовано: 11 февраля 2023 в 23:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД