Лучший педагог года

Нравственное воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе

Елена Федорова
Нравственное воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе

Нравственное воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности:

• Соломон: «Доброе имя – лучше большого богатства…»;

• Сократ: «Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество»;

Публикация «Нравственное воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе» размещена в разделах

• Вот как определяет нравственность в своем словаре В. И. Даль: нравственность - вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: (Ум и нрав слитно образуют Дух); ко нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку.

• К. Д. Ушинский о нравственности он писал следующее: «…мы убеждены в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, т. е. наполнение головы познаниями …».

• В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он писал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

В наши дни в ГОС ДО ЛНР (п. 1.5.) направлен на решение следующих задач и первая: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде, т. е. состояние благополучия.

Пятая задача: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятия в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Следующая, шестая задача: «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,

развитие их социальных, нравственных,

• эстетических,

• интеллектуальных,

• физических качеств,

• инициативности,

• самостоятельности и ответственности ребёнка,

• формирование предпосылок учебной деятельности.

Очевидно, что развитие нравственных качеств занимает первое место в формировании общей культуры личности детей.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает социальную жизнь то ему важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания ребёнок становится личностью, с мировоззрением, пониманием добра и зла, с реакциями на поступки других и собственного поведения. Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников:

• формирование нравственного сознания:

• воспитание и развитие нравственных чувств;

• выработка умений и привычек нравственного поведения.

Образовательная область

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ с детьми 5-6 лет Образовательная область СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ с детьми 6-7 лет

• Продолжать формировать умение

оценивать свои поступки и поступки других людей, воспитывать стремление «поступать хорошо».

Воспитывать стремление к честности и справедливости.

Развивать умение детей выражать свое отношение к окружающему, с уважением относиться к мнениям других людей.

Воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру.

• Продолжать воспитывать уважение

к традиционным ценностям, принятым в обществе. Учить уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

• Продолжать воспитывать

уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье. Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Интересоваться, какие у ребенка есть постоянные поручения по дому.

• Воспитывать уважительное

отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

Воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть хорошим).

• Создавать условия для

развития социального и эмоционального интеллекта детей, развивать стремление и умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Поощрять проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

• Продолжать воспитывать

уважение к традиционным семейным ценностям; уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Учить проявлять заботу о близких людях, с благодарностью принимать заботу о себе.

• Расширять представления

детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей, развивать интерес к профессиям родителей и месту их работы.

Неоценимую помощь в нравственном воспитании дошкольников оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

Художественная литература помогает формировать личность ребенка и сопровождает человека с первых лет его жизни.

В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Исследования А. В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что поступил как Буратино.

Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, закладывают основы нравственности.

Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге - одна из задач, которую решает детский сад.

Книжная полка говорит о человеке больше и лучше чем подробная автобиография, отсутствие книжной полки так же глубоко и сильно говорит о человеке. И вот почему: холодильник вмещает пищу, которая нас питает, но неизбежно она «покидает нас». Но то, что вмещается в сердце (не поверхностно, а глубоко, остаётся навсегда. Потом конечно, то, чем «питается сердце» будет искать выход через различные дела и слова. А мы будем недоумевать, откуда у этого хорошего человека такие странные желания и действия? Да как откуда? От прочитанного и увиденного, от подуманного и сохраненного в сердце. И прежде, чем совершит что-то человек, можно угадать черты будущих его поступков по книгам и фильмам, по музыке и прочим интересам. поскольку, пока глаза пробегают по строчкам, а ум осознаёт попавшие слова из строчек книги, в душе формируются мотивы будущих действий. И это совершенно неизбежный и таинственный процесс, от которого зависит жизнь. И совершенно не ясно, почему борьба за экологическую чистую еду всем понятна, а продлить эту мысль до аналогии с чтением и «мысленным питанием» не удаётся.

Какую литературу предлагает Программа?

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

старшая группа

ПРИОБЩЕНИЕ

К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику

поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.

Учить пониманию эмоционально-образного содержания произведений. Учить эмоционально воспринимать содержание литературных произведений, чувствовать характер повествования: радостный, торжественный, серьёзный, строгий, весёлый, шуточный. Знакомить детей с художественными образами (о чем рассказывает художественная литература).

Формировать представление об отражении в литературных произведениях событий общественной жизни, природы, окружающей действительности; формировать представление о разных народах мира, о красоте природы. Учить понимать характеры героев сказок: храбрых, трудолюбивых, ленивых, самовлюблённых.

Учить воспринимать наиболее яркие выразительные средства литературного произведения в связи с его содержанием: приём иносказания («Разговор деревьев» М. Пришвина, фантастические превращения («Три дочери», татар. нар. сказка в обраб. В. Гарф, афористичность языка, употребление поговорок, вставных песенок, повторов («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» рус. нар. сказка, приём преувеличения.

Источники художественной литературы для чтения детям:

• Хрестоматия «Четыре времени года», Луганск, 2019

• Хрестоматия «Все профессии важны», Луганск, 2021

• «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах» (Для занятий с детьми дошкольного возраста) А. Лопатина, М. Скребцова, 2002.

Работа по нравственному воспитанию старших дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе строится так, чтобы ребёнок учился осуществлять моральный выбор посредством усвоения этических эталонов.

Вначале целесообразно исследование уровня нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.

ПОКАЗАТЕЛИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОИКОВ:

Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;

Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;

Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;

Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.

Диагностика развития нравственной сферы включает исследование:

• когнитивного компонента (осознание детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах: добро, честность, справедливость, дружба; хитрость, лживость, жестокость, трусость, леность)

• эмоционального компонента (изучение нравственных чувств, эмоционального отношения к моральным нормам)

• и поведенческого компонента (поведение в ситуации морального выбора при взаимодействии со сверстниками)

Для изучения представлений детей о нравственных качествах используют:

• метод «Беседа» например вопросы: Кого можно назвать щедрым (жадным? или смелым (трусливым? Почему?

• методику «Что такое хорошо, что такое плохо»: воспитанника просили привести примеры: доброго дела, справедливого поступка; поступка, который они оценивают отрицательно, поступка проявления безответственности; привести примеры из художественных произведений и личной жизни, когда он испытывал сострадание, сочувствие к героям книги или окружающим его людям.

• методика «Закончи историю»

Результат диагностики покажет, какие имеют представления о нравственных качествах дошкольники.

Чтобы определить эмоциональный компонент нравственного развития, детям предлагаются сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и ребёнок должен объяснить свой выбор, а педагог наблюдает за его эмоциональной реакцией и отношением к нравственным нормам (мимика, жесты).

Определяющим при оценке результатов является сформированное отношение детей к ценностям и глубина понимания ценностных понятий.

При систематической работе по приобщению детей к художественной литературе для развития нравственных качеств итоговый мониторинг покажет хороший результат.

Необходимо определить уровень профессиональной компетентности и профессиональных затруднений педагогов в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста. При необходимости проводить консультации, мастер-классы по вопросам организации педагогического процесса нравственного воспитания.

Формы работы с детьми по нравственному воспитанию: это систематическое чтение произведений и беседы о прочитанном. Надо побуждать ребят рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа, думать и рассуждать. Эффективным средством по-прежнему остаётся игра. Игры направлены на развитие эмоционального контакта, творческого потенциала учат детей высказывать свои мысли, работать в группах. Например: игра: «Птица благодарности» детей просят представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей или знакомых, и напомнила им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; и надо вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо. (Игра учит задумываться кому и за что мы благодарны: за вкусный торт, из игрушку, за новую кофту или, за что мы благодарны солнцу, небу, траве, деревьям и кто им ещё может сказать спасибо). Во время игры дети выполняют творческое задание по подгруппам: одни описывают чувства, например «ручейка», которого никто никогда не благодарил, а другие – чувства тех, кого благодарили.

Игра «Школа вежливости»: дети стоят в «Волшебном круге вежливости» первый ребёнок называет вежливое слово, второй повторяет это слово и называет своё, следующий два предыдущих и третье своё. (Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всем доброго дня, спасибо, пожалуйста и т. д.) Затем воспитатель просит детей представить, что их слова ожили и рассказали им волшебные истории из своей жизни. В ходе игры дошкольники рассуждают, что может произойти, если люди перестанут говорить вежливые слова? Могут ли поступки быть вежливыми? Можно предложить творческое задание «Приветливые люди», где дети парами придумывают небольшие сценки-диалоги между приветливыми продавцом и покупателем, водителем и пассажиром, врачом и больным.

Игра «Мудрый совет» по очереди дети рассказывают, какие люди, звери, птицы и растения кажутся им самыми мудрыми, и объясняют своё мнение. Затем просят детей представить, что на земле должен состояться совет из самых мудрых обитателей планеты. Четверо детей, чьи ответы самые интересные, выбираются в мудрый совет.

Один ребёнок в этом совете – мудрый человек, другой- мудрый зверь, третий – мудрая птица, четвёртый - мудрое растение. Остальные дети получают карточки с рисунками разных обитателей земли. Каждый по очереди обращается к мудрому совету за помощью. Четыре мудреца должны придумать четыре мудрых совета для каждого обитателя земли, обратившемуся к ним за помощью: один совет от человека, другой – от животного, третий от птицы и четвёртый - от растения.

Например, человек боится заблудиться в лесу.

Советы мудрецов:

Взять с собой компас (человек);

Взять с собой собаку (зверь);

Предложить птице зерен, и она покажет дорогу к дому (птица);

Найти живой компас. Ветки на дереве гуще растут с южной стороны, а мох на стволе – с северной (растение)

Предупредите детей, что советы мудрецов могут быть сказочными.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО»Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО» (выступление на «Педагогических чтениях») В конце апреля у нас проходили ежегодные районные Педагогические чтения, на которых я выступала.

Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения дошкольников к художественной литературе Проект «Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Воспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВВоспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей страничке и представляю вашему вниманию ПРОЕКТ Участники проекта: дети, воспитатели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе
Опубликовано: 26 октября 2022 в 15:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД