МААМ-картинки

Образовательная программа дополнительного образования «Маленькие казачата»

Наталья Илюхина
Образовательная программа дополнительного образования «Маленькие казачата»

Конспект

НОД по развитию речи.

«Казачьи посиделки».

Подготовительная группа

«Казачьи посиделки».

Цель:

- Приобщать дошкольников к культуре Тульского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с понятиями и словами, связанными с предметами быта : ухват, икона, чугунок; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица, шашка, сабля, папаха: активизировать в речи пословицы о казачестве.

Публикация «Образовательная программа дополнительного образования „Маленькие казачата“» размещена в разделах

- прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Ход занятия.

Воспитатель – хозяйка входит в зал поджидает гостей.

Дети входят с казачкой (воспитателем) стучатся.

Здороваются по казачьи.

Дети. Здорово дневали хозяйка! – кланяются.

Хозяйка. Слава Богу гости дорогие! (кланяется) Давно вас поджидаю. Проходите гости дорогие, приглашаю вас на посиделки, занимайте места где кому удобно, посидим в тесном кругу, побеседуем, да былое вспомним. (показывает куда, дети сели на лавочки)

- Мы живем с вами в замечательном, героическом казачьем крае и поговорим мы о жизни казачьей. А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?

Дети. Казаки свободные, вольные люди.

- Где жили казаки?

- Казаки жили вблизи рек.

- Казачата я хочу вам загадать загадку.

Загадка Лес на берегах стоит

Под мостом она бежит,

И течет вода куда-то

Догадались вы ребята?

Умолчу ответ пока,

Под мостом бежит ….

- Правильно это река. Какая главная река в нашем крае?

Дети: Река называется Упа.

(показ иллюстрации реки Упы)

Хозяйка. Посмотрите – вот река Упа. А что вы знаете о реке Упе? Какая она?

1 реб. Река Упа большая, широкая, она тянется далеко по всей нашей области.

2 реб. По реке Упе ходят корабли, теплоходы.

3 реб. По берегам реки расположены села, города.

Хозяйка. Издавна были крепки казачьи семьи. Они селились на берегах реки. И сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. А вы знаете казачата, какие обязанности имели казаки?

Кто охраняет любимую Родину? (любимую Родину охраняет казаки)

Кто ведёт домашнее хозяйство? (домашнее хозяйство ведет казачка)

Кто пашет и засевает широкие донские поля? (пашет и засевает широкие донские поля казак)

Кто поёт своим детям колыбельные песни? (своим детям поет колыбельную песню мать - казачка)

Кто готовит вкусный казачий борщ? (вкусный казачий борщ готовит казачка)

Кто ухаживает за лошадьми? (ухаживает за лошадьми казак)

Кто печёт вкусный каравай? (печет вкусный казачий каравай хозяйка - казачка)

А что делали казачата? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)

- Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин! С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Игра «Курень». В разных концах зала ставятся 2 стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по 4человека. Под весёлую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль за концы и растягивают её вытянутыми над головой руками, делают крышу.

Хозяйка: Присядем казачата. Ребята, а какие пословицы вы знаете о казачьих семьях?

Казачьему роду нет переводу.

• Сумел сына родить, сумей и на коня посадить.

• Чти родителей своих.

• По главному казаку и семья ценилась.

• Жизнь сладка, где семья крепка.

Хозяйка:Казаки не только занимались хозяйством, семьями, они любили свою Родину и защищали её когда на русские земли нападали враги.

-Ребята, а что вы знаете о казаках? Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

1 реб. Казаки были сильные люди, если вдруг начиналась война – казак садился на коня, и воевал до победы.

2 реб. Казак смелый, отважный воин: воевал на коне с винтовкой через плечо.

3 реб. Каждый казак имел личное оружие – саблю, винтовку, лошадь.

Хозяйка. А какая главная казачья заповедь?

Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать»

- А кто главный у казаков?

Дети: Главный у казаков Атаман.

Хозяйка. Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Хозяйка. Молодцы казачата! Посмотрите, что это за казачий экспонат? (Папаха, повторить 2 детям)

- Я предлагаю поиграть в игру «Передай папаху».

Игра «Передай папаху»

Дети стоят в кругу по цепочке передают папаху под музыку, по команде воспитателя: Стоп! в руках которого оказалась к этому времени папаха, отвечает на вопрос.

- Как называли предводителя войска казаков? - Атаман.

- Как назывался казачий населенный пункт? - Станица.

- Как называется казачья шапка? - Папаха.

- Какое оружие было у казаков? - Шашка.

- Как называется казачий дом? - Хата, курень

- Из чего поили чаем гостей? Самовара.

- Воду приносили из чего? Колодец.

-Лучший друг казака (конь).

-Как у казаков назывался рыбий суп (уха).

- В чем готовили казачки еду? (чугунках)

-Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печь).

-Любимое угощенье казачат (пряник).

Хозяйка. Ребята, а что это за жилище?

Ответ детей: - это казачий курень.

Воспитатель : А что означает слово курень?

Хозяйка. Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу. Крыши куреня делали из камыша или соломы, а позднее железом. Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному.

Хозяйка: - Молодцы казачата. Как хорошо поговорили мы с вами о казаках, а сейчас я приглашаю вас в казачий курень и посмотреть, как жили казаки (заходят в курень)

- Казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курени в углу всегда висела икона (показ иконы). Войдя в дом, гости прежде всего крестились перед иконами. И только потом садились за стол.

Хозяйка. А это кухня, у казачек она называется стряпка. В каждом курене находилась русская печь. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется? (потому что, здесь стряпали (готовили) пищу) Готовили казачки в чугунках. (повторить детям чугунок).Возле печки всегда стоял ухват. (повторить детям) Посуда была глиняная, вот кувшин где хранили молоко. Ели казаки деревянными ложками.

Хозяюшка. Мы, казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить. Казачки старались к приходу гостей приготовить что-нибудь вкусное. Казаки по праздникам и воскресеньям всегда ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Казачья еда была очень полезной. А вы знаете какие-нибудь казачьи блюда?

Дети: В реке Дон водилась рыба. Казаки ловили и из нее варили уху, жарили, запекали.

- Из теста пекли круглики, пироги.

- Казаки готовили лапшу, борщ.

- Компот из сухофруктов.

- Казаки называли компот узвар. (повторить 2 детям) .

А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов.

Физическая минутка

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно! (Гладят животы.)

Хозяюшка. Правильно и сейчас в наше время казачья кухня очень популярна и очень полезна. Воду казачки носили с утра, каждый раз по два ведра. Отгадайте загадку.

На плече повисло, что ( ответ детей: коромысло).

Кто хочет попробовать принести воды на коромысле?

Дети пробуют по очереди.

- Посредине хаты стоял стол. Вокруг стола стояли лавки. На столе всегда стоял самовар. Кровать стала украшением дома. Ее застилали покрывалами – лоскутным одеялом (лоскутное одеяло - повторить).На кровати возвышалась гора из подушек под накидками. В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи.

- Ребята кто из вас знает, что считалось главным украшением у казаков?

Дети. Главным украшением считалось оружие: сабли, винтовки.

Хозяйка. Правильно. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно. Порядок в доме соблюдали все члены семьи. Хозяйка старалась к приходу гостей приготовить что-нибудь вкусное.

Воспитатель: Красиво было в казачьем курене, все вещи сделаны с большой любовью и своими руками.

Хозяйка: вы так хорошо рассказывали о жизни казаков.

- Что вам понравилось на посиделках? - О чём мы сегодня с вами говорили? (мы говорили о жизни казаков)

Хозяюшка. Казачьему роду нет переводу, это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции? И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.

- Славно повеселились, казачата. А теперь настало время потчевать вас! Милости прошу отведать мои угощенья. (фрукты или пироги)

Наши посиделки подошли к концу.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа дополнительного образования «Маленькие казачата»
Опубликовано: 22 июня 2020 в 16:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД