МААМ-картинки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Проделки Дюдюки Барбидокской. Осень»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Проделки Дюдюки Барбидокской. Осень»

Образовательная область : познавательное развитие.

Возрастная группа: 6-7 лет.

Тема: «Проделки Дюдюки Барбидонской. Осень».

Основные цели: 1. Формировать понятие «символ», который используется для создания изображений на карте.

2. Расширять представления о роли карты и её назначении.

3. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

4. Развивать умение анализировать ситуации, делать простейшие выводы.

Дидактические материалы:

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Проделки Дюдюки Барбидокской, Осень“» размещена в разделах

- слайды с изображением различных карт (улица, район, город, государство, карта полушарий);

- слайды к заданиям: № 1. «Найди дерево по тени» - символ «дерево»,

№ 2 «Найди лист по тени» - символ «лист»,

№ 3 «Перелётные и зимующие птицы» - символ «птица»,

№ 4 «Назови месяцы осени по народному календарю» - символ, по цветовой гамме соответствующий цвету осени;

- музыкальный материал;

- кроссворд;

Оборудование:

- средства ИКТ (ноутбук, экран);

- осенние листья;

- корзина;

- письмо;

- подборка карточек для заданий этапа № 4:

• Деревья и их тени

• Листья и их тени

• Карточки с изображением птиц

• Карточки с изображением солнца снежинки.

• Карточка, отражающая цвет осени (красно-жёлто-оранжевая гамма);

- браслеты 2 цветов по количеству детей;

- доска;

- мел;

- подборка карточек для этапа № 5, часть 1. :

• Карточки с изображением человечков, выполняющих разные движения.

- подборка загадок для этапа № 5, часть 2 (кроссворд).

- сундучок.

- мешочки с золотыми монетами.

Краткая аннотация к работе:

Данное занятие разработано в технологии «Ситуация» и предназначено для педагогов дошкольных организаций по формированию у детей понятия «символ».

Образовательная ситуация в подготовительной группе

Тема: «Проделки Дюдюки Барбидонской. Осень».

Цель: 1. формировать понятие «символ», который используется для создания изображений на карте.

2. Расширять представления о роли карты и её назначении.

3. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

4. Развивать умение анализировать ситуации, делать простейшие выводы.

Таблица «Логическая основа образовательной ситуации».

Основная образовательная цель Формировать понятие «символ», используемый в изображении на карте.

Новое знание = детское «открытие» Символ – общее понятие, который используется в изображении на карте.

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Актуализировать представления детей о карте; её назначении.

Причина затруднения Не знаем, как нарисовать карту и что на ней изобразить.

Цель деятельности по преодолению затруднения Создать мотивационную ситуацию поиска объектов для изображения на карте.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактическая задача:

• мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети проходят в зал и попадают на полянку, усыпанную опавшими листьями.

Воспитатель собирает детей около себя. Звучит спокойная музыка. На экране - листопад. Читает стихотворение.

Уж пахнет в воздухе дождём,

Всё холоднее с каждым днём.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два

Пришла ….(осенняя пора).

Одним из признаков осени являются листья, опадающие с деревьев. Они могут быть жёлтыми, красными, оранжевыми и даже зелёными. Посмотрите, сколько листьев залетело к нам в открытое окно. Давайте соберём их в корзину и отнесём к себе в группу.

Дети собирают листья. Звучит музыка. Среди опавшей листвы находят письмо. Воспитатель обращает внимание на находку и читает.

«Здравствуйте, ребята!

В нашем лесу происшествие. Птицы не могут улететь в тёплые края, звери не могут приготовиться к зиме. Дюдюка Барбидонская перепутала времена года. Надо помочь жителям леса. Найдите Дюдюку». Старичок Лесовичок.

Воспитатель:

- Ребята, поможем жителям леса?

- Вы знаете, как помочь? (ответы детей).

- Вы хотите, чтобы Дюдюка вернула всё на свои места?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

• актуализировать представления детей о карте; её назначении.

Дети садятся на стульчики перед экраном.

Воспитатель: - Ребята, помочь лесным жителям, конечно, надо. Это вы правильно решили. А как же нам добраться до леса? (Ответы и рассуждения детей).

При необходимости воспитатель направляет рассуждения детей, чтобы придти к правильному ответу - карта.

- Нам необходим один предмет, который нам может помочь. Как вы думаете, что это? (Ответы детей).

- Для чего существуют карты? (помогает человеку найти дорогу, нужный дом в городе и т. д.)

- Кто создаёт карты? (человек)

- Людям каких профессий может понадобиться карта? (водитель, капитан корабля, военный, путешественник, астроном, пират).

- Как будут называться эти карты? (автодорожная карта, карта звёздного неба, морская карта, военная карта).

- Что человек изображает на карте? (дороги, города, реки, моря, океаны, улицы и т. д.)

Во время детских рассуждений на экране появляются слайды с изображениями, подтверждающими слова детей и воспитателя. Далее на экране появляются следующие слайды: карта полушарий, карта государства, карта города Орла, карта улиц района детского сада № 24.

Воспитатель и дети делают простейшие выводы о том, что карта необходима человеку, если он отправляется в дорогу.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

• создать мотивационную ситуацию поиска объектов для изображения на карте

• формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель:

- А мы с вами можем сами нарисовать карту? (Ответы детей).

- Почему не можем нарисовать карту? (Ответы детей).

- Что нам надо узнать, чтобы нарисовать карту? (ответы детей).

Если дети испытывают затруднение в том, что им необходимо знать символы для изображения, воспитатель помогает придти к этому высказыванию.

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

• формировать понятие «символ», используемый в изображении на карте.

• формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на карту нашей улицы, где расположен наш детский сад № 24.

- Что вы видите на карте? (Ответы детей).

- Вы видите, какого цвета этот дом, сколько в нём этажей, есть ли в нём лифт? (Ответы детей).

Воспитатель показывает, как выглядит на карте наш детский сад.

- Ребята, вы видите на карте, где наша группа, где группа «Лисички, «Журавлики»? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, все, что человек изображает на карте – это символы, т. е. обобщённые изображения. Если это дом, то его изображают …. как прямоугольник. Если это дорога, то её изображают как …. линию.

- Посмотрите и угадайте, как изобразили трамвайный путь? (Ответы детей).

Воспитатель: - Ребята, что нужно делать, если чего-то не знаешь, а узнать очень-очень хочется? (Ответы детей).

- Нам поможет Старичок Лесовичок. Чтобы составить карту, мы выполним его задания – найдём символы. Вы готовы? Вы сможете? (Ответы детей).

Задание №1. «Найди дерево по тени».

Детям предлагаются изображения деревьев и их теней. Необходимо найти дерево и его тень. Составить парочки.

После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания. Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – дерево. Обосновывают свой выбор. Итак, первый символ появляется на доске.

Задание № 2. «Найди лист по тени».

Детям предлагаются изображения листьев и их теней. Необходимо найти лист и его тень. Составить парочки.

После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания. Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – лист. Обосновывают свой выбор. Итак, второй символ появляется на доске.

Задание № 3. «Перелётные и зимующие птицы».

Дети делятся на две команды (по цвету браслетов на руке). На столах 2 символа: «солнце» и «снежинка». Набор карточек с изображением птиц. Детям необходимо в соответствии с символом разложить карточки «солнце» - перелётные птицы; «снежинка» - зимующие птицы.

После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания. Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – птица. Обосновывают свой выбор. Итак, третий символ появляется на доске.

Задание № 4. «Назови месяцы осени по народному календарю».

Воспитатель проговаривает слова. Дети должны услышать нужное название и выделить его среди других слов.

Сентябрь – грибной, солнечный, хмурень.

Октябрь – золотистый, листопадник, грязник, дождевик.

Ноябрь – холодок, грудень, ветреник.

После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания (цвет осени). Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – красно-жёлто-оранжевое пятно. Обосновывают свой выбор. Итак, четвёртый символ появляется на доске.

Воспитатель обращает внимание детей на доску.

- Ребята, посмотрите, что у нас на доске? (Ответы детей – символы).

- У нас получилась карта? (Ответы детей).

- Теперь мы сможем само составлять карты? (Ответы детей).

- Ребята, если чего-то не знаешь, что нужно делать? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает соединить символы линией – дорога.

- Мы теперь можем по карте найти Дюдюку Барбидонскую и помочь жителям леса? (Ответы детей).

-Давайте назовё м все символы по-порядку: – дерево – лист – птица– красно-жёлто-оранжевое пятно.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Как только дети назвали все символы, раздаётся загадочная музыка и появляется Дюдюка Барбидонская.

- Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы добрались до меня, а значит, выполнили все задания Старичка Лесовичка и составили карту. Вы молодцы! Я всё исправлю, верну на свои места. Вы мне верите? (Ответы детей).

- Я только хочу попросить вас поиграть со мной. Ведь я всё перепутала, потому что мне скучно! Оставайтесь у меня в гостях!

Воспитатель: - Ребята, останемся у Дюдюки и поиграем с ней!

Часть №1.

Дидактические задачи:

• Организовать активный отдых детей, развивать внимание.

• Создать условия для применения нового знания совместно с освоенным ранее.

«Весёлые танцы». Под весёлую музыку дети вместе с Дюдюкой танцуют. Как только музыка закончится, воспитатель показывает карточку, на которой нарисован человечек в определённой позе. Детям нужно встать так же, как человечек на картинке.

Часть №2.

Дидактические задачи:

• Формировать умение использовать полученные новые знания в игре – находить нужные символы в окружающей обстановке.

Формировать умение внимательно слушать и анализировать: соотносить слово и символ.

• Развивать внимание, память, мышление.

Дюдюка : - Ребята, а вы знаете, что в нашем лесу спрятан клад? Вы хотите его найти? (Ответы детей). В этом вам поможет карта, составленная вами.

Вам надо отгадать кроссворд. Результатом станет определённое слово. Его необходимо прочитать и определить его символ.

1. Это дерево не ёлка,

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол.

Сверху крона – как шатёр. (Сосна). 4. Осень в лес пришла,

Красный факел зажгла. (Рябина).

2. Вроде сосен, вроде ёлок.

А зимою без иголок. (Лиственница). 5. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле.

Только ноги на земле. (Дождь).

3. Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задевает.

Одним проходу не даёт.

Других он подгоняет. (Ветер).

Слово – загадка «Осень». Детям необходимо вспомнить символ, которым обозначалось это слово (красно-жёлто-оранжевое пятно).

Воспитатель: - Ребята, чтобы добраться до клада, нам надо двигаться по карте. Посмотрите на неё внимательно: с какого символа началась наша карта? Чтобы не сбиться с дороги, двигаться надо чётко по карте.

Дети расходятся по группе и ищут нужные символы. Чтобы дети находили символы по порядку, Дюдюка незаметно раскладывает их по-одному. Добравшись до последнего символа - (красно-жёлто-оранжевое пятно, дети находят клад.

Вместе с воспитателем и Дюдюкой они открывают сундучок. В нём они обнаруживают мешочки с «золотыми» монетами.

Раздаётся крик журавлей и на экране появляются птицы, улетающие на юг.

Дюдюка : - Спасибо вам, ребята! Вы помогли лесным жителям и птицам. Это ваша награда. Мне пора. До свидания!

6. Осмысление.

Дидактические задачи:

• Восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха.

Дети собираются возле воспитателя.

- Интересное путешествие у нас получилось?

- Чем мы сегодня занимались?

- Кому мы помогли?

- Что вам надо было сделать, чтобы помочь лесным жителям?

- Какие трудности у нас возникали?

- Как вам удалось справиться с трудностями?

- Какие знания вам пригодились?

- Сможете теперь сами составить карту для игры? (Ответы детей).

Воспитатель подводит детей к тому, что они смогли справиться с заданиями Старичка Лесовичка, помочь лесным жителям и птицам. За время путешествия сами узнали много нового и интересного о карте, подружились с Дюдюкой Барбидонской и сами смогут составлять карты дороги в детский сад или на дачу; для игр в пиратов, путешественников и др.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Числовой ряд» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Числовой ряд». Основные цели: 1. формировать.

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг» Образовательная область: познавательное развитие (Развитие экологических представлений) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема:.

Образовательная ситуация «Овощи» с дошкольниками Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа Тема: «Овощи» Основные цели: 1. Расширить знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Шоколад» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа:подготовительная группа Тема: Шоколад Основные цели: обогащать знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Зоопарк» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Зоопарк» Основные цели: Развивать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Проделки Дюдюки Барбидокской. Осень»
Опубликовано: 21 сентября 2019 в 18:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД