Лучший педагог года

Образовательная ситуация «Юбочка для дымковской барышни» (средняя группа)

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «Юбочка для дымковской барышни» (средняя группа)

Образовательные области : Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие

Возрастная группа – средняя (4-5 лет)

Тема: «Юбочка для дымковской барышни»

Цель: знакомство с цветовой гаммой и элементами дымковской росписи, составление ритма.

Публикация «Образовательная ситуация „Юбочка для дымковской барышни“ (средняя группа)» размещена в разделах

Демонстрационный материал: глиняная игрушка «Барышня», дополнительная кукла на руку «Бабушка», изображение дымковских игрушек, сундучок с образцами элементов дымковской росписи.

Раздаточный материал: трафарет барышни на каждого ребенка, краски гуашевые 4-6 цветов на каждого ребенка, кисти, ватные палочки по 2 на каждого ребенка, баночки для воды, тряпочки, нарукавники, клеёнки.

Оборудование: магнитная доска, набор магнитов, магнитофон, аудиозапись с мелодией русского хоровода по выбору воспитателя, мольберт, головной платок для игры «Арина»

Краткая аннотация: Весь сюжет продуман в русском фольклорном стиле, в то же время в ходе занятия детям даются знания о народных традициях, формируются чисто практические изобразительные умения. Данная образовательная ситуация будет полезна для воспитателей и педагогов дополнительного образования по изодеятельности

Сценарий занятия:

Введение в игровую ситуацию.

Дидактическая задача: создать интересную мотивацию к деятельности

Воспитатель собирает детей около себя

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришла необыкновенная кукла. (показывает глиняную куклу «Барыня», говорит от имени персонажа)

Кукла Арина: - Здравствуйте, детки, зовут меня «Барышня Арина», я из села Дымково. Вылепили меня из глины. Все жители в селе ходят в нарядной одежде, расписанной мастерицами-умелицами по-особому. Скоро в нашем селе праздник, у меня - то есть дымковский наряд, а вот мои подружки расстроились, чуть не плачут. Мастерица уже старенькая, заболела и подружкам моим только кофточки успела раскрасить, посмотрите, разве могут они так на праздник пойти? (Воспитатель показывает трафареты кукол)

Дети: Нет, юбки белые, некрасиво, не нарядно.

Воспитатель: - Ребята, поможем Арининым подружкам на праздник собраться

Дети: Да.

Воспитатель:- Что нужно сделать?

Дети: Раскрасить юбочки.

Воспитатель: - Ребята, как вы считаете, может просто раскрасить юбочки коричневым или черным цветом, пусть подружки так идут на праздник?

Дети: - Нет. Получится не ярко, не празднично.

Кукла Арина: -Конечно, праздник - то в Дымкове, расписать надо по – дымковски. Вы знаете, как это сделать?

Дети: - Знаем, не знаем.

Воспитатель: -Давайте отправимся в село Дымково, да посмотрим на тамошних жителей, какие наряды они любят.

(дети переходят к магнитной доске, рассматривают иллюстрации дымковских игрушек).

Актуализация.

Дидактическая задача: выделить важные умения и знания детей, важные для открытия нового знания.

Воспитатель:- Какие краски используют в дымковской росписи?

Дети: - Красный, голубой, желтый, розовый, синий, зеленый, оранжевый, яркие, сочные, праздничные, солнечные.

Воспитатель:- Сможете такие подобрать?

Дети: - Да.

Воспитатель: -А все ли узоры одинаковые?

Дети: - Они разные.

Воспитатель: - Что нарисовано на нарядах барышень?

Дети: - Круги, овалы, полосы, линии, точки, черточки.

Воспитатель: - Вы умеете их рисовать?

Дети: - Да.

Затруднение в игровой ситуации :

Дидактическая задача: организовать анализ детьми возникшей ситуации, подвести их к выявлению причин затруднения.

Воспитатель:- По отдельности мы с вами все элементы рисовать умеем, а вот как правильно и красиво узор составить, я и не знаю. А вы, ребята, знаете? (дети высказывают свои предположения)

-Если мы с вами чего-то не знаем, или в чем-то сомневаемся, что надо сделать?

Дети: - Спросить у того, кто знает.

Воспитатель: - Предлагаю вам навестить Мастерицу, да и спросить у неё, как правильно составить узор, чтобы он был красивый, яркий, дымковский.

(Подходят к столику, где стоит сундучок Мастерицы.)

Кукла Арина : Ну вот, самой Мастерицы дома нет. А сундучок на месте. Она в нем все подсказки хранит. Может, и для юбочек что-нибудь найдем? Мастерица наша добрая, всем в сундучок заглянуть разрешает.

Открытие нового знания.

Дидактическая задача: формировать подводящий диалог с детьми, направленный на открытие нового знания, формировать первичный опыт преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Кукла Арина: Ребятки, смотрите, в сундучке какие-то схемы. (там пошаговая схема росписи юбки, элементы росписи 2х видов, каждого на половину детей группы, ватная палочка.)

Воспитатель: - Это же подсказки мастерицы, как юбку расписывать…С чего же начать, как вы думаете? (дидактическая игра «Что сначала, что потом». 2 ребенка выставляют порядок схем.) Давайте попробуем так нарисовать в воздухе воображаемой кисточкой….

( проговаривание детей с движением руки : - Сначала широкие красные полоски сверху вниз, затем средние желтые полоски слева направо, потом волнистые зеленые линии между желтыми полосками, и в конце - узоры по низу юбки.

Воспитатель: - Ребята, все ли элементы узора внизу одинаковые?

Дети: - Они разные

Воспитатель: - Как они расположены?

Дети: - По порядку, чередуются.

Воспитатель: - Такой порядок расположения называется ритм.

(воспитатель вывешивает элементы дымковского узора 2 видов, располагает хаотично). Попробуйте сами составить ритм…. А зачем мастерица оставила ватную палочку?

Дети: - Ей можно рисовать одинаковые ровные кружки, только каждый цвет набирать отдельной палочкой.

Кукла Арина : - Теперь вы знаете, как украсить юбочки дымковским барышням? Тогда возвращаемся в детский сад и скорей за работу! ….

Введение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

Дидактическая задача: формировать умение детей самостоятельно применять усвоенное знание и способы действий для решения новых задач.

Дети садятся на места.

Кукла Арина:- Ребята, все ли цвета вам подходят для росписи?

Дети: - Коричневый лишний, его не используют в Дымково, он темный.

Воспитатель: - Ребята, я тоже хочу помочь подружке, да только так много красивого в Дымково увидела, что забыла с чего и начинать, вы мне будете подсказывать? …Рисуем сетку на юбке (самым ярким по выбору детей цветом рисуют вертикальные широкие полосы всем ворсом кисти, более темной из трех основных рисуют тонкие горизонтальные линии кончиком кисти, затем волнистые горизонтальные линии)

-Пока полоски подсыхают, научим подружек игре «Арина», чтобы они на празднике других гостей повеселить могли….

Физ. пауза: Народная игра «Арина» (роль Арины с завязанными глазами, выполняет воспитатель, дети идут по кругу и поют, после окончания слов воспитатель наощупь угадывает ребёнка, остановившегося напротив его).

«Барышня Арина,

Встань выше овина,

Руки в боки уложи,

Моё имя укажи…»

- Теперь продолжим украшать юбочки дымковским узором, ватной палочкой ставим точки желтого цвета во все «окна».

- Ой, ребята, что же я наделала, ведь нужно было составить ритм, как же это исправить?

Дети : - Обвести точки кругами, чередуя цвет. (обратить внимание на сочетание с контрастным цветом. Если есть время, предложить добавить что-нибудь в роспись.)

Кукла Арина: Ах, подружки, какие вы нарядные, настоящие красавицы из села Дымково! Выходите в хоровод, поглядит на вас народ! (Рисунки выставляются на магнитную доску в виде круга на фоне звучащей музыки народного танца. Отметить самые удачные, аккуратные работы).

Итог занятия.

Дидактическая задача: формировать первичный опыт детей по фиксации достижения цели и условиям, которые позволили её достичь.

(приходит Мастерица - кукла «Бабушка», от имени персонажа говорит воспитатель)

Мастерица: - Аринушка, наконец-то я поправилась, спешу твоим подружкам юбочки закончить. Ой, а кто с работой справился?

Кукла Арина: Это наши детки юбочки расписали!

Мастерица: - Где же вы, ребята, узнали, как дымковский наряд расписывать?

Дети: Ходили в село Дымково.

Мастерица: Что же вы в селе этом делали?

Дети: Рассматривали наряды жителей, нашли сундучок.

Мастерица: А чему новому научились в селе Дымкове?

Дети: Научились располагать полоски на юбочке, составлять ритм из элементов узора.

Мастерица: - Вот молодцы, настоящие мастера! Спасибо вам, помогли барышень на праздник нарядить, очень я вашей работой довольна, все справились! Скоро в Дымково праздник «Свистунья», хотите прийти? Тогда ждите приглашения, а мы с Аринушкой с вами прощаемся, до свидания….

Публикации по теме:

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Игровая ситуация «Путешествие в Сказку» с использованием наглядного моделирования (средняя группа) Министерство образования и науки Республики Бурятия Управление образования МО «Хоринский район» «МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.

Игровая ситуация «Воздух среди нас» (средняя группа) Задачи: 1. Продолжать закреплять знания детей о неживой природе (воздух); 2. С помощью опытов закрепить свойства воздуха (использование.

Образовательная ситуация «Федорино горе». Нетрадиционное рисование ватными палочками с элементами дымковской росписи Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет) Тема: «Федорино- -горе» Основные.

Рабочая образовательная программа. Средняя группа (5 часть) Направление: Ознакомление с предметным окружением. Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывать.

Рабочая образовательная программа (средняя группа) 6 часть 2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах,.

Рабочая образовательная программа (средняя группа) 7 часть 2.1.4. Образовательная область «Физическое развитие» Образовательная область «Здоровье» "Содержание образовательной области „Здоровье".

Образовательная ситуация по речевому развитию «С неба смотрит солнышко» (вторая младшая группа) Образовательная ситуация по речевому развитию «С неба смотрит солнышко» (2 младшая группа) Задачи: Образовательные: использовать в речи.

Совместная игровая образовательная ситуация «Поможем солнышку найти лучи» (средняя группа) Совместная игровая образовательная ситуация «Поможем солнышку найти лучи» (средняя группа) Цель: закрепление и уточнение признаков лета,.

Знакомство с дымковской игрушкой (средняя группа). Видеоотчет Знакомство детей с традициями и бытом русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация «Юбочка для дымковской барышни» (средняя группа)
Опубликовано: 26 июля 2019 в 20:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД