Получи документы

Особенности развития коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ

Мая Султанова
Особенности развития коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ

Слайд 1.

«Особенности развития коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ»

Слайд 2.

Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент- Экзюпери

Слайд 3.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение.

Публикация «Особенности развития коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно : достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается в литературе как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Слайд 4.

В социально-психологическом смысле коммуникация – это процесс передачи информации от отправителя к получателю, процесс общения.

И. Н. Горелов выделяет шесть стадий общения:

1) ориентировка в окружающих условиях;

2) привлечение внимания собеседников;

3) поиск совместимости собеседников по объему общения, по темпам общения, по настроению, по позициям и дистанциям общения;

4) обмен фактами и оценка их, поиск общей точки зрения, приемлемой для обеих сторон темы общения;

5) возникновение проблемной ситуации, конфликта, столкновения мнений;

6) принятие решения.

Слайд 5.

У Е. В. Руденского существует другая социально-психологическая характеристика коммуникативной компетенции, которая рассматривается как общение и имеет следующие составляющие:

• прогнозирование и программирование коммуникативной ситуации;

• знания и эрудиция;

• средства общения (вербальные и невербальные);

• управление коммуникативной ситуацией;

коммуникативная культура (общая и национальная);

• ориентировка на социального партнера;

• речевая компетенция.

Отличительной чертой детей с ОВЗ является малоподвижность, инертность психических процессов. Нарушение мышления у них не только определяет особенности познавательной деятельности, но и оказывает влияние на развитие всей личности. Такие дети недостаточно хорошо понимают ситуацию, не умеют изменять поведение в зависимости от нее. У них несколько снижено критическое отношение к себе и к окружающим. По особенностям своего поведения эти подростки далеко не однородны: одни возбудимы, импульсивны, недостаточно дисциплинированы; другие – более уравновешены, спокойны и дисциплинированы; есть крайне вялые, медлительные, заторможенные. Такие дети испытывают значительные затруднения при взаимодействии с социальной средой, имеют разной степени нарушения общения. У детей с ОВЗ страдают все механизмы, обеспечивающие процесс общения: недоразвита речь, ограничен словарный запас, нарушена моторика, не сформирована самооценка, недостаточна организация пространства общения, страдает и интерактивная, и перцептивная, и коммуникативная стороны общения. Выявляются и особенности речи : трудности в построении вопросов, просьб, ответов, сложности в переходе с приема информации на собственное речевое высказывание.

Слайд 6.

Таким образом, коммуникативная компетенция у обучающихся предполагает формирование следующих умений:

• умение выражать свои мысли (устно и письменно, представить себя, написать анкету, заявление, письмо, задать вопрос, высказывать свое мнение;

• умение сопереживать, понимать другого;

• умение сотрудничать в группе, владеть различными социальными ролями, выстраивать взаимоотношения с окружающими;

• умение вырабатывать собственное мнение на основе опыта, идей и представлений.

На мой взгляд, наиболее эффективными формами работы являются игры и упражнения на знакомство, игры-постановки, игры-драматизации. В таких играх воспроизводится какая-либо эмоционально окрашенная для участников ситуация (зачастую взятая из их личного жизненного опыта, с помощью которых можно развивать общие коммуникативные навыки. Преимущества этих форм: сохранение большого объема информации; возможность экспериментирования; получение практических навыков; возможность личностного роста.

Для развития у воспитанников коммуникативных навыков и эмоций, готовности к пониманию других людей и их поступков в своей работе я использую следующие методы:

Слайд 7.

• убеждения;

• стимулирования;

• требования и упражнения;

• воспитывающих ситуаций;

• самовоспитания;

• коррекции поведения;

• самокоррекция;

• рефлексия.

При воздействии на интеллектуальную сферу – метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости позитивного общения. Воспринимая предложенную педагогом информацию, обучающиеся воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции.

Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Через внушение в сознание входят стереотипы, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов-суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется отношение к людям (Красна птица пером, а человек умом).

При воздействии на мотивационную сферу – стимулирование, в основе которого лежит формирование у подростков осознанных побуждений их жизнедеятельности. В результате стимулирования формируется устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей. Методы стимулирования помогают подростку формировать умение правильно оценивать свое отношение к другим людям, что способствует осознанию им своих потребностей, пониманию смысла своего поведения.

В волевой сфере основное влияние оказывают методы требования и упражнения. В воспитании гораздо более эффективно использование косвенного требования, которое отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы, переживания, интересы, стремления воспитанников. Для предъявления самых разнообразных требований можно использовать присущее детям стремление к игре. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Также среди наиболее употребительных форм косвенного требования можно выделить: требование-совет; требование-просьба; требование-намек; требование-одобрение.

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека. Следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности. Выдержка, навыки самоконтроля, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

Для организации деятельности и поведения воспитанников я в своей работе использую метод воспитывающих ситуаций. Это такие ситуации, в процессе которых подросток ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Прежде всего, это проблема выбора способа отношений с другими людьми, например, совместное решение задачи. Требует выбора и ситуация, в которой учащийся вынужден сотрудничать со всеми детьми, в том числе и с теми, нормальным отношениям с которыми мешали определенные предрассудки. Педагог умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков физических и психических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых подросток внесет изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка, обучающегося с общепринятыми нормами, поиск других вариантов действия, анализа последствий поступка, уточнение целей деятельности. Наиболее приемлемый путь к коррекции поведения обучающихся – пример взрослого, например, воспитателя. Его воздействие основано на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, подросток часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Способность личности вступать в определенные отношения с другими людьми, умение человека управлять своими отношениями требует формирования сознательного отношения к своим действиям, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Среди целей развития этой сферы важными являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения; развитие способности чуткого отношения, уважения к людям; формирование навыков социального взаимодействия. Процессом размышления индивида о происходящем в его собственном сознании является рефлексия. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям обучающихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности воспитателя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же упражнений:

Слайд 8.

«Общее мнение» ( обучающиеся по цепочке высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, уточняют, дополняют);

«Ролевая маска» (детям предлагается войти в роль другого человека или предмета и выступить уже не от своего имени, а от его лица);

«Сочини конец истории» (детям предлагается завершить данную историю или придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения);

«Прогнозирование развития ситуации» (во время беседы воспитатель предлагает высказать свои предположения о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация, при этом ведется поиск выхода из сложившейся ситуации;

«Взаимопомощь» (воспитатель так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организованного дела);

«Акцент на лучшее» (воспитатель в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого, при этом его оценка должна быть объективной и опираться на реальные факты).

«Репка, или какие качества я в себе вырастил?» (воспитатель предлагает поразмыслить и ответить честно, какие качества у тебя «выросли», а что стало хуже).

Вывод: работа над формированием коммуникативной компетенции должна осуществляться в комплексе, в системе уроков и внеурочных занятий. Успешность этой работы зависит от общей организации занятия, от правильного применения методов и приемов, стимулирующих общение обучающихся в процессе работы.

Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить подростков знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания образовательного учреждения. На каждого обучающегося воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Литература:

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

2. Дыбина. О. В, Творим, изменяем, преобразуем. / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 1999.

3. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. М., Просвещение, 2014.

4. Черкасова Е. Л. Коммуникативная стратегия учебного взаимодействия - неотъемлемое условие пропедевтики и коррекции нарушений письменной речи// Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения. Материалы Третьей международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., Российская ассоциация дислексии; МГПУ, 2007. С 126-131.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ
Опубликовано: 27 августа 2020 в 17:01
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД