Виктория Ефимова
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи. Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] — [ж]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж.
Задачи:
1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.
2. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.
3. Воспитывать у детей интерес к звукам окружающего мира и звукам речи, заботливое отношение друг к другу.
Оборудование: решетки для слогов, фишки, кукла Катя.
1. Мотивационно-побудительный этап.
Публикация «Открытое занятие в старшей группе по развитию речи, Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] — [ж]» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-Ребята, сегодня к нам в гости пришла Катя, она грустит. У неё не получается говорить звук \з\ и \ж\. Давайте ей поможем?
Тренировочное упражнение на различение звуков /З/ - /Ж/.
- Ребята, сейчас я буду произносить то звук /Ж/, то звук /З/, а вы будете выполнять соответствующие движения:
- на /З/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;
- на звук /Ж / - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук).
(Протяжно произношу звуки, дети выполняют задание).
2. Организационно-поисковый этап.
Игра «Поймай звук в слове»
- А теперь я буду называть слова, в которых есть звуки /З/ или /Ж/, слушайте внимательно и называйте, какой звук - /З/ или /Ж/ - слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук - в начале или середине слова.)
Жадина, зонт, жёлтый, зима, земля, чиж, гроза, лыжник, злюка, обжора, змея, стужа, уж и т. д.
Игра "Хлопни или топни". (Проводится на ковре).
- Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук З, топните ногой, если услышите звук Ж :
Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).
- А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют) :
Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.
- Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют) :
Ложка, зубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.
Физкультминутка
Ежик топал по тропинке
И грибочки нес на спинке
(ходьба на месте).
Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша
(ладошками шуршим).
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чем-то, ловко
Раздобыл косой морковку
(прыжки на месте).
Игра "Доскажи словечко"
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это?. (Зайка.)
Я сижу едва не плача,
Очень трудная. (задача).
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла. (зима).
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ….(зарядку!
В речке проживает щука
А зовут ее все (злюка).
Светит солнце, светит ярко,
Всем нам стало очень (жарко).
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель(ёжик).
Игровое задание
- Ребята, есть такие хитрые слова, в которых не один звук /Ж/, а целых два, не один звук /З/, а два звука. Давайте поиграем: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза : со звуком /Ж/ - жук, жемчуг, жемчужина, жир, жажда».
со звуком /З/ - звезда, земля, зигзаг, заказ, заноза, роза.
- Какое слово понравилось произносить?
Чтение стихотворения Н. Венгрова «Застукалка» :
У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
Чиж!
Чиж!
Чиж!
Чиж!
- Видел ли кто-нибудь чижа?
- Определите, сколько слов со звуком /ж/ встречается в этом стихотворении. (Семь слов.)
Определение звука в слове.
На столах у детей - решетки с крупными ячейками, для слогов Дети делят слова на слоги и определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.
Слова для звукового анализа : журнал, лыжник, виражи, чиж, чижик, уж; зима, мороз, козлик, арбуз, дизель, замок.
Заучивание стихотворение С. Маршака:
Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, ежик тоже.
-Ребята, Катя вам говорит большое спасибо!
3. Рефлексивно-коррегирующий этап.
-Кто сегодня к нам в гости приходил?
-С какими звуками мы сегодня играли?
-Чем они похожи, чем отличаются?