МААМ-картинки

Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Мастерская творчества» ч.2

Воробьева Татьяна Николаевна
Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Мастерская творчества» ч.2

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №1» города Сосновоборска

Составители:

старший воспитатель Тимофеева Е. А. ,

воспитатель Воробьева Т. Н.

II. Содержательный раздел

1. Описание образовательной деятельности

Образовательная деятельность осуществляется по двум направлениям: пластилинография и тестопластика.

Публикация «Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста „Мастерская творчества“ ч,2» размещена в разделах

«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Для реализации Программы рекомендуется использовать следующие формы работы по художественно-творческой деятельности:

• Совместная деятельность воспитателя с ребенком;

• Самостоятельная деятельность детей;

• Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности;

• Дидактические игры;

• Подвижные игры;

• Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин и фотографий;

• Чтение рассказов, сказок, стихов;

• Загадывание загадок;

• Беседы, наблюдения, обследование предметов, экспериментирование;

• Раскрашивание гуашью и красками;

• Совместная деятельность детей и родителей.

Методы:

• Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

• Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);

• Практический.

Виды (способы) нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии:

- прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности;

- обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);

- контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»;

- многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;

- модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;

- мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;

- фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи:

• Подготовительный этап. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей; научиться работать на ограниченном пространстве.

• Основной этап. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам; создавать изображения из большого количества деталей, использовать разные детали для создания образа, освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

• Итоговый этап. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Для успешного освоения навыков пластилинографии используются следующие приемы:

1. Воспроизведение движений в воздухе.

2. Совместные (или «пассивные») действия.

3. Работа детей на общем фоне. Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах бумаги (фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону.

4. Стихи, загадки подбираются к теме и помогают изображению характерных особенностей объекта.

5. Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.

6. Игровая мотивация. Ее создание – важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В условиях игрового действия рождается воображаемая ситуация. Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, изобразительным действием (ритмичным движениям пальца размазывать кусочки пластилина); звукоподражанием. Обучая детей пластилинографии, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.

7. Создание образа в воображении – наиболее трудный путь, требующий большого объема знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желание поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда дети в творческом порыве создают «шедевры», единственные и неповторимые. Вот почему так важно, прежде чем создать свое, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, подумать.

Способы лепки из соленого теста:

- конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

- скульптурный – из целого куска, превращая его в фигуру.

- комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

- модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

- лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Приемы лепки:

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Работа по формированию навыков по тестопластике проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи:

• Подготовительный этап. Ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей. Познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста. На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки. Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.

• Основной этап. Развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки. Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т. д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.

• Итоговый этап. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной, вариантностью, гибкостью, подвижностью. Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.

3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Работа с родителями:

• Описание развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином и соленым тестом в «Уголке для родителей»;

• Консультации для родителей;

• Анкетирование родителей;

• Дни открытых дверей;

• Родительские собрания;

• «Вечера творчества» - предложить родителям поучаствовать в оформлении творческих выставок;

• Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

• Мастер-классы.

III. Организационный раздел

1. Материально-техническое оснащение программы

Материалы и инструменты, необходимые для пластилинографии:

Пластилин.

Стеки. Стеки бывают деревянные, пластмассовые, самой разнообразной формы. Иногда вместо стеки можно использовать деревянную палочку, зубочистку или медную проволочку. К набору пластилина часто прилагается одна стека.

Подкладная доска. Чтобы во время работы не испачкать свое рабочее место, необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25. Она должна хорошо отмываться теплой водой. Подкладную доску можно не покупать в магазине, а сделать самостоятельно. Для этого подойдет кусок линолеума. Работать на клеенке неудобно, т. к. она будет подниматься за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.

Бумажная или полотняная салфетка. Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она пригодиться, когда нужно поменять цвет: с темного на светлый.

Картон. Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для «обратной» пластилинографии можно пользоваться прозрачным пластиком (пластиковыми крышками, коробками).

Дополнительный материал: для украшения картины можно использовать разнообразный природный и бросовый материал (перышки, семечки, бисер и др.). Так же необходим дополнительный материал для создания барельефа: всевозможные фактурные поверхности предметов (пуговицы, баночки, формочки).

Организация рабочего места:

• Рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы, коробку с неоконченными работами, если такие есть, и рабочие инструменты.

• Хорошее освещение. Следите за тем, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола.

• Можно использовать музыку, хорошая музыка настроит на творчество.

• Очень важно при работе следить за осанкой детей.

• Пластилин должен лежать в закрытой коробке.

• Стеки должны храниться в футляре или специальном пенале.

• Подкладная доска должна лежать в специальной папке.

• Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул.

Правила техники безопасности при работе с пластилином:

• Приобретать только качественный пластилин.

• Лепку пластилином выполнять только на специальной подложке.

• Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.

• Перед работой разогреть пластилин.

• Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т. д.

• Хранить пластилин в коробочке отдельно от другого материала.

• После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

• По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол.

• Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.

• Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.

Материалы и инструменты, необходимые для тестопластики:

Мука. Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука недорогих сортов.

Соль. Соль лучше всего использовать мелкую, «экстра». Крупную соль использовать не следует, так как тесто может рваться при лепке, а при просушивании – трескаться.

Вода. Воду добавляют только холодной, можно из-под крана.

Клей. Клей придает тесту эластичность, а готовым изделиям прочность. Более всего подходит сухой обойный клей, который перед добавлением в замешиваемое тесто разводят в чуть теплой воде (2 ст. л. клея на небольшое количество воды).

Краски. Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие). Для раскрашивания готовых изделий используют гуашь или акварельные краски.

Лак. Для закрепления красок и защиты изделия от влаги понадобится прозрачный лак.

Инструменты:

деревянная скалка или резиновый валик

стеки, вилка, расческа

формочки для выпечки печенья или из игр

чесночница

ситечко

зубочистки

кисточки

пробки с резьбой

стакан с водой (для склеивания деталей между собой)

пуговицы, бусины, тесьма и др. вещицы

Правила пользования материалами и инструментами:

- Аккуратно работать с тестом;

- Пользоваться салфеткой после работы;

- Не разбрасывать инструменты;

- Класть кисточку на подставку;

- Мыть кисточку после работы, сушить её;

- Класть материалы и инструменты на место;

- Убирать своё рабочее место.

Рецепты солёного теста:

Первый вариант: универсальное тесто

1 стакан соли

1 стакан пшеничной муки

1 ст. л. растительного масла

полстакана воды

В большую миску всыпаем стакан соли и стакан муки. Перемешиваем ложкой. Вливаем полстакана воды и столовую ложку растительного масла. Перемешиваем ложкой и вымешиваем руками до однородного состояния, как и обычное тесто. Чтобы масса получилась более пластичной, воду заменяем киселем из крахмала. Для приготовления киселя столовую ложку крахмала растворяем в 1/2 стакана холодной воды. В маленькой кастрюльке еще один стакан воды доводим до кипения. Помешивая, вливаем в кипящую воду раствор крахмала. Когда содержимое кастрюльки станет прозрачным и загустеет, выключаем огонь, даем киселю остыть, а затем вместо воды добавляем его к смеси муки с солью. Если тесто получится слишком мягким, на дне миски смешиваем столовую ложку соли со столовой ложкой муки. Прижимаем ком теста к смеси и замешиваем. При необходимости повторяем процедуру.

Второй вариант: соленое тесто для простых моделей

200 грамм муки

200 грамм соли

125 миллилитров воды

2 столовые ложки клея для простых обоев (прежде чем добавить в тесто, клей необходимо развести в теплой воде до консистенции сметаны)

Третий вариант: соленое тесто для крупных моделей

два стакана муки

один стакан соли

2/3 стакана воды

Может понадобиться немного больше воды, ее количество зависит от сорта муки. По плотности тесто для лепки должно напоминать размягченный пластилин. Для приготовления теста в горячую воду высыпаем соль, ждем, пока соль полностью раствориться, а вода остынет. Добавляем муку (вполне подойдет и второй сорт) и тщательно вымешиваем тесто.

Четвертый вариант: крепкое соленое тесто для плиток и плат

200 грамм муки

400 грамм соли

125 миллилитров воды

2 столовые ложки клея для простых обоев

Пятый вариант: соленое тесто для тонких работ

300 грамм муки

200 грамм соли

2 столовые ложки клея для простых обоев

4 столовые ложки глицерина

2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

1. Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2012. Комарова Т. С.

2. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М. : Мозаика – Синтез, 2013.

3. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М. :ТЦ «Сфера», 2013.

4. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада /

5. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 104 с. : ил. – (Золотая библиотека увлечений).

6. Глебова И. Ю., Тупичкина Е. А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей.

7. Глебова И. Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2013. - №1(49). – с. 107.

8. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей». - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.

9. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина». - ЗАО «Валери СПб», 2012 – 160 с. (Серия «Учить и воспитывать, развлекая».

10. Новиковская О. А. «Ум на кончиках пальцев». — М. : АСТ СПб: Сова, 2012.

11. Хоменко В. А. «Солёное тесто. Шаг за шагом». – Харьков, 2007.

3. Режим организованной деятельности по программе

Реализация задач Программы происходит через совместную деятельность взрослых и детей, в вечернее время. Частота периодов: 1 раз в неделю.

4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Для наиболее качественного решения задач, предусмотренных программой, в группах организуется предметно-пространственная среда на базе творческого центра в уголке изобразительной деятельности.

В уголке предусмотрено размещение иллюстраций по тематике занятий, таблиц и схем по технологии изготовления объектов, наборы материалов и инструментов.

В группе и в помещении ДОУ организуется место для экспозиции продуктов детского творчества.

Публикации по теме:

«Знатоки спорта». Парциальная авторская программа (познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста) Пояснительная записка. Актуальность: Состояние здоровья детей является одной из наиболее важных и глобальных проблем нашего общества, в.

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Радужное ведерко» по художественно-эстетическому развитиюДидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Радужное ведерко» по художественно-эстетическому развитию Хочу поделиться с вами дидактическим пособием "Радужное ведерко". Очень удобно когда карандаши стоят по цвету,каждый в своем отделе. Детям.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Мастерская дымковской игрушки»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Мастерская дымковской игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования «Холмский.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Лучики для солнышка» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Зонтик для Айболита»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Зонтик для Айболита» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста "Зонтик для Айболита". Цель: развитие воображения,.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста Виды деятельности: познавательная, продуктивная, игровая, коммуникативная. Программные задачи: Продолжать знакомство детей с декоративно-прикладным.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Ярмарка» «Ярмарка дымковских игрушек» Цель: воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, расширять и обогащать знания детей. Задачи:.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Весенняя мастерская»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Весенняя мастерская» Цель: Сформировать у дошкольников способность к восприятию окружающего их мира и выражению своих впечатлений через художественное - эстетическое.

Образовательная ситуация по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Дизайнерский столик» Цель - познакомить детей с новым способом рисования – рисование на воде. Задачи: - обучающие: учить составлять узор с помощью нетрадиционной.

Творческая мастерская по художественно-эстетическому развитию детей «Умелые ручки» Образовательная программа непосредственной организованной деятельности по художественно – эстетическому воспитанию детей старшей – подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Мастерская творчества» ч.2
Опубликовано: 27 ноября 2016 в 14:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД