Получи документы

План работы по самообразованию по теме «Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников»

Екатерина Натарова
План работы по самообразованию по теме «Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Для профилактики нарушений речи нами была выбрана тема самообразования «Логоритмика, как эффективное средство развития речи дошкольников» и разработана программа кружка по логоритмике.

Публикация «План работы по самообразованию по теме „Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах

Логоритмика-это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой. Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика.

Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Цель самообразования : изучение оздоровительной технологии «Логоритмика», подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данной технологии в образовательный процесс с дошкольниками.

Задач:

1. Изучение методики по использованию оздоровительных и коррекционных игр и упражнений в методических пособиях по направлению «Логоритмика»

2. Разработка практического и методического материала для внедрения технологии

в образовательный процесс.

3. Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.

Направления работы :

развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

• формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;

развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.

Ожидаемый результат

Первого года обучения:

•зрительного восприятия, внимания и памяти;

•слухового внимания и памяти;

•статической координации движений;

•динамической координации движений рук;

•артикуляционной моторики;

•мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативнообразного мышления;

Второго года обучения:

•темпо-ритмической организации речи;

•статической и динамической координации общих движений;

•восприятия отношений между предметами в пространстве;

•грамматического строя речи, активного и пассивного словаря.

Третьего года обучения:

•сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;

•сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

•способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;

•положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере;

•воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;

•сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами;

•сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

•способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки;

•способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела;

•способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега;

•способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

1 год (2022-2023г.) 2 год (2023-2024г.) 3 год (2024-2025)

1. Изучение методической литературы.

2. Создание предметно-образовательной среды. 3. Оформление папок-передвижек «Логоигры».

1. Разработка перспективно тематического планирования.

2. Подбор материала необходимого для работы с детьми, родителями и педагогами.

2. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов).

1. Продолжать работу по пополнению копилки теоретическим и практическим материалом.

2. Работа над темой самообразования.

3. Презентация своих профессиональных достижений.

План работы на 2022-2023 год

Содержание работы

СРОКИ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Теоретический этап

2022-2023 уч. г. г. 1. Изучение методической литературы:

Оформление папки-передвижки «Логоигры»

- М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».

- Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»

- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста).

- О. Н. Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду».

2. Создание предметно-образовательной среды.

3. Оформление папки-передвижки «Логоигры»

Практический этап

Сентябрь 1. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов, в соответствии с сезоном времени года «Осень»). Разработка планов занятий

Разработка перспективно – тематического планирования. Консультация: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи»

Октябрь 1. Изготовление картотеки «Речевые подвижные игры для детей»

2. Игротека «Осенние сюрпризы»

Игры для развития речевого дыхания : «Улетай тучка», «Осенние листья», «Подуй в дудочку!». «Логоритмика - как

вид деятельности дошкольного возраста» Консультация: «Игры на развитие речевого дыхания».

Ноябрь

Декабрь 2. Развлечения «Осенний калейдоскоп»

3. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов, в соответствии с сезоном времени года «Зима»). Рекомендации для педагогов на тему: «Играя,

развиваем речь детей». Рекомендации по дыхательной гимнастике в виде игр.

Январь Изготовление картотеки «Игровой самомассаж по методике А. А. Уманской»

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у дошкольников всех возрастов». Консультация: «Логоритмические движения на дому для детей с некоторыми нарушениями речи».

Февраль

Март 1. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов, в соответствии с сезоном времени года «Весна»).

2. Драматизация сказки «Муха-Цокотуха» Консультация: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Консультация: «Логоритмические

движения на дому для детей с некоторыми нарушениями речи»

Апрель Подготовка и проведение развлечения «Волшебница-Весна». Выступление: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников» Рекомендации: «Артикуляционная гимнастика, как средство развитии речи»

Май 1. «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки.

2. «Как муравьишка дом солнышка искал».

3. «История о том, как гном построил дом». Обобщение и дальнейшее

внедрение результатов в

педагогическую практику,

формулировка выводов,

выявление перспектив

последующего развития. «Подведение итогов» - выступление на педсовете.

Литература

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).

2. Краузе Е. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика».

3. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.

4. Новиковская О. А. «Логоритмика» - СПб. : Корона принт., 2005 г.

5. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М. -2009 г.

6. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб. : Акцидент, 1997 г.

7. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб. : 1994 г.

8. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,

1997 г.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию по теме «Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников»
Опубликовано: 28 сентября 2022 в 21:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по самообразованию по теме «Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Натарова (УИ 1132124) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД