Надежда Орлова
План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова 1-й год обучения в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Форма работы Содержание работы
Сентябрь Диагностика уровня развития слогообразования у детей на начало учебного года.
Октябрь Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
• «Где позвонили»
• «Узнай музыкальный инструмент по звуку»
• «Сколько раз ударили в барабан?»
• «По звуку угадай действие»
• «Кто кричал?»
• «Как стучали громко или тихо?»
• «Кто сказал мяу?»
Публикация «План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова 1-й год обучения в старшей группе» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
Ноябрь Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.
Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Тема: «Игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова». Работа над ритмом : сначала простым, затем над сложным.
• Сравнение ритмов: // /, //…//;
• Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком;
• Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
• Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, // //;
• Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам
Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:
1. Отхлопывание в ладоши.
2. Отстукивание ладонью по столу.
3. Оттопывание ногой.
Консультация для воспитателей.
Декабрь Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Формирование общей координаций движений и движений пальцев рук.
• «Делай как я».
• «Покажи сам».
• «Весёлые инструменты».
• «Танцующие снежинки»
• «Передай привет».
• Развитие переключаемости движений пальцев рук
• Развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук
Формирование пространственной организации движений пальцев рук.
Январь Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.
Изготовление дидактических игр и пособий по преодолению слоговой структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.
Примеры чередований движений:
• «заборчик трубочка»
• «горка-парус»
• «улыбка-заборчик-трубочка»
• «лопатка-горка-парус»
• «иголка-парус-горка»
Примеры чередований движений пальцев:
• работает только указательный палец;
• работают указательный и третий пальцы;
• работают указательный и четвёртый пальцы;
• работают указательный, третий, четвёртый пальцы.
Упражнения на развитие реципрокной координации рук
Примеры выполнения одновременных движений:
- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)
- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх
- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро
- кулак – левая рука, ладонь – правая рука
Февраль Тема: «Преодоление у детей нарушений слоговой структуры слова».
Коррекционная работа на уровне гласных звуков.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Консультация для родителей.
Виды заданий и упражнений:
-Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.
-. Те же задания с выделением ударного звука.
-Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.
- Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.
Март Отработка слоговой структуры на уровне слогов.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Виды заданий и упражнений:
-Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
-. Наращивание количества слогов : «Скажи на один слог больше, чем я».
- Уменьшение количества слогов : «Скажи на один слог меньше, чем я».
- Проговаривание цепочек слогов.
- Проговаривание и повторение серии слогов.
- Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.
-Приговаривание слогов со стечением согласных.
Апрель Отработка слоговой структуры на уровне слов.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова. - структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;
-формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
- в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний, что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);
- переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа : СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
Май Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.