Папки-передвижки

Постановка и начальный этап автоматизации смычно-проходного звука [Л]

тамара папст
Постановка и начальный этап автоматизации смычно-проходного звука [Л]

Нормативная артикуляция звука [л] :

Положение губ зависит от последующего гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята.

Постановка и начальный этап

автоматизации звука [л] :

Публикация «Постановка и начальный этап автоматизации смычно-проходного звука [Л]» размещена в разделах

Работа по постановке и автоматизации звука [л] может начинаться уже на этапе межзубной отработки свистящих и продолжаться параллельно с формированием навыков произнесения шипящих.

Важно дать ребенку почувствовать различие в способах образования звуков : «ветерок» — при образовании щелевых звуков и «гудок»— при произнесении смычно-проходного звука [л].

Межзубный вариант постановки сонора является наиболее эффективным методом коррекции большинства видов искажения звука. Прикусывание передней части языка позволяет убрать палатализацию (подъем

средней части языка к твердому небу). Протягивание последующей гласной (все гласные звуки, кроме [и]) обеспечивает твердое произношение согласного звука [л].

При губно-зубном, носовом и велярном видах ламбдацизма зрительный контроль, который легче осуществлять, фиксируя зубами кончик языка, является существенной опорой. При этом ребенку можно объяснить: «Гудочек» живет на язычке. Язычок обязательно встречается с зубками».

Звук [л] — единственный согласный, при произнесении которого язык сужен. Это смычно-проходной звук. Поэтому предваряющими работу со звуком [л] должны быть артикуляционные упражнения: «Часики» (движение кончика языка в углы рта) и «Змейка» (узкий язык удерживается неподвижно по средней линии рта). В большинстве случаев при моторной алалии успешно используется такая последовательность введения звука в постепенно усложняющуюся структуру слова:

• двухсложные и трехсложные слова из прямых открытых слогов со звуком

[л] в начале слова (лапа, лопата);

• двухсложные слова из прямых открытого и закрытого слогов со звуком [л]

в середине слова (халат, пилот);

• трехсложные слова из трех открытых слогов или двух открытых и закрытого слогов со звуком [л] в середине слова (болото, мо-ло-ток);

• трёхсложные слова из открытого, закрытого и открытого слогов со звуком

[л] во второй части слова (болонка, палатка);

звук [л] в конце односложных и двухсложных слов (гол, пенал);

• [л] в стечении согласных в середине слова (галка, полка…

Только после этого отрабатываются навыки произнесения звука [л] в стечении согласных в начале слова, отдавая предпочтение артикуляционно сильной позиции

в ударном слоге:

п-ла пла пла-кать,

п-ло пло пло-хо,

г-ла гла гла-дить

г-лу глу глу-пый

Таким же образом отрабатываются коартикуляции с другими согласными, объединяя парные звонкие и глухие согласные, сходные по способу образования:

пла, пло, плу, плы; бла, бло, блу, блы

кла, кло, клу, клы; гла, гло, глу, глы

сла, сло, слу, слы; зла, зло, злу, злы

Далее произнесение автоматизируемого звука в стечении согласных отрабатывается в словах и предложениях

Задание №1

Послушай и повтори слог и слово.

«Погуди» на кончик языка и хорошо потяни гласные звуки [а], [о].

Ла — лапа. Ла — лама. Ла — Лада.

Ло — лоси. Ло — лотос. Ло — ло-кон.

Задание №2 ил. 12

Рассмотрим и назовём картинки. Правильно произнеси звук [л] в начале слов.

Ла-па, Ла-да, ла-ма, ла-ни.

Ло-си, ло-тос, лод-ка, лок-ти.

Задание №3 ил. 13

Послушай и повтори: а-ла, о-ла; а-ло,оло; и-ло, у-ло. Назови картинки и правильно произнеси слова со звуком [л] во втором

слоге.

Ха-лат, са-лат, пи-лот, у-лов.

Бо-ло-то, бо-лон-ка, со-ло-ма, со-лон-ка.

Задание №4

Послушай и повтори слова. Правильно

произнеси звук [л] в конце слов. Долго произнеси гласный звук перед звуком [л], чтобы кончик язычка «успел встретиться с зубками».

Бал, зал, мал, дал.

Бо-кал, пе-нал. Ки-дал, по-пал.

Гол, кол, пол, у-кол.

Ко-тёл, осёл, ко-зёл, му-ко-мол.

Задание №5 ил. 14

«Что делал Николай?» Добавь нужное слово

Публикации по теме:

Занятие по автоматизации изолированного звука [л] Тема: Звук [л].Цель:автоматизировать изолированный звук [л].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Дидактическое пособие «Лэпбук» для автоматизации звука [р]Дидактическое пособие «Лэпбук» для автоматизации звука [р] Работая с детьми, каждый раз приходится искать новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности. Постановка звука - это.

Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш]Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш] Игра на автоматизацию звука [Ш] вначале и в середине словаКоррекционно-образовательную работу с детьми я стараюсь строить с учетом индивидуальных,.

Игра «Память» для автоматизации звука [Л]Игра «Память» для автоматизации звука [Л] Здравствуйте, коллеги! В этой публикации я делюсь с вами игрой "Память". Хочу показать, как эту игру я применяю на своих логопедических.

Игрушки-тренажеры для автоматизации поставленного звукаИгрушки-тренажеры для автоматизации поставленного звука Все, кто работает с детьми над исправлением звукопроизношения, знают насколько тяжело происходит процесс автоматизации поставленного звука.

Конспект «Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш]» Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш. Составила: учитель – логопед Катина Светлана Викторовна Цель: формирование правильного произношения.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Цель:Коррекционно-образовательные: –уточнение артикуляции звука [ш]; - Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах и словах.

Конспект ОД по развитию речи «Постановка и автоматизация звука [Ш]» Конспект ОД по развитию речи "Постановка и автоматизация звука "Ш" " Тема: «Постановка и автоматизация звука [Ш]».Цель: Создание условий.

Логопедическое пособие для автоматизации звука [Л] «Новогодний крутящийся шар»Логопедическое пособие для автоматизации звука [Л] «Новогодний крутящийся шар» Предлагаю вашему вниманию пособие, которое я изготовила для работы по автоматизации [Л] в словах и предложениях. С помощью крутящегося.

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Постановка и начальный этап автоматизации смычно-проходного звука [Л]
Опубликовано: 9 марта 2022 в 15:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД