Папки-передвижки

Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 1

Алексей Алексеевич Токарев
Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям : психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности дошкольного учреждения в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ. Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности дошкольного учреждения по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого всестороннего развития личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей

Публикация «Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС, Часть 1» размещена в разделах

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26).

Данная программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Для того, чтобы оказать комплексную поддержку данной категории детей, кроме основной образовательной программы дошкольного образования используются следующие парциальные программы : Е. О. Смирнова,«Лучшие развивающие игры»; И. Н. Наревская, Н. Г. Сабирова,Н. А. ККураова, Н. С. Нурмухаметова, «Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной для работы в ДОУ»; Л. В. Черемошкина, «Развитие памяти детей»; Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина, «Пальцы помогают говорить: Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей»; Л. С. Михайлова, «Как подготовить ребенка к школе: Пособие для родителей и воспитателейц детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты»; О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенкова, «Знакомство с программой «Развитие»; Л. В. Черемошкина, «Развитие внимания детей», Борякова Н. Ю. «Ступеньки развития»; Титарь А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ»; Г. Г. Колосс, «Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации»; Бережная Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста»; Грабенко Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия»; М. В. Кузнецова, «Коррекция застенчивости и неуверенности в себе».

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка.

Актуальность программы.

В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с речевыми нарушениями, повышенной тревожностью, агрессивностью, замкнутостью. Это может влиять на психическое развитие детей в интеллектуальной, эмоциональной сфере, поведенческой сфере то есть во всестороннем развитии личности.

В большей степени в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и нарушенные детско-родительские отношения.

Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. (Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.)

В последнее время воспитатели отмечают увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей. (В. В. Лебединский. Нарушение психического развития в детском возрасте.)

В создании условий для преодоления проблем во всестороннем развитии детей основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса : педагога – психолога, учителя - логопеда, воспитателя, родителей как специальная помощь ребенку в процессе его обучения и воспитания.

Цель программы : осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшего полноценного всестороннего развития личности ребенка.

Задачи:

- развитию наглядно-образного мышления, абстрактного мышления, логического мышления, словесно-логического мышления;

-развитию речевой деятельности ребенка;

- развитию произвольности психической деятельности и поведения;

- расширению сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях;

- развитию моторных функций;

- способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности;

- развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей;

- развитие эмоциональной сферы.

Условия реализации программы :

Основой для успешной развивающей работы по программе является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учет индивидуальных особенностей, выявление на первичных этапах диагностики психического развития и личностной сферы, физическое здоровье детей. При проведении занятий важно, чтобы дети понимали инструкцию. Следует предоставлять детям больше самостоятельности, ведущий должен лишь направлять и объяснить. Важно совместное обсуждение ответов детей.

Методологическая основа программы построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития. (Эльконин Д. Б., Лебединский В. В.)

Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.

Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В настоящее время образовательный процесс требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности обучающихся и педагогов.

Максимальное число участников : от 4 до 8 человек.

Возраст: от 4 до 7 лет.

Принципы построения программы.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Единство диагностики и коррекции.

3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

4. Комплексность методов психологического воздействия.

5. Возрастание сложности.

6. Учет объема и степени разнообразия материала.

1.2. Целевые ориентиры

В результате коррекционной работы ребенок в 4-5 лет:

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения;

Эмоционально откликается, понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики;

Решает спорные вопросы с помощью речи;

Использует в общении с взрослым вежливые слова и умеет выражать свою просьбу словами;

Объединяется с детьми для совместных игр и распределяет роли в игре, планировать свое действие;

Считает до 5, сравнивает предметы по величине, количеству и форме, положению в пространстве;

Владеет элементарными навыками самообслуживания.

Ребенок 5-6 лет:

Использует различные источники информации;

Проявляет устойчивый интерес и владеет различным видам детской деятельности, в том числе исследовательской;

Проявляет эмоциональное отношение к близким взрослым и сверстникам, выражает свое отношение к героям литературных произведений;

Использует речь в качестве главного средства общения, умеет договариваться;

Использует все части речи, активно занимается словотворчеством;

Соблюдает общепринятые нормы поведения в детском саду, дома, на улице;

Владеет самоконтролем и самооценкой;

Ориентируется в окружающем пространстве, устанавливает последовательность событий и планирует свою деятельность, умеет считать до 10, сравнивать две группы множеств предметов;

Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: запоминает короткие стихотворения, умеет связно рассказывать небольшой текст, удерживать в памяти инструкцию;

Владеет навыками самообслуживания, имеет представления о здоровом образе жизни.

Ребенок 6-7 лет:

Проявляет устойчивый интерес к новому, неизвестному, задает вопросы, экспериментирует;

Проявляет эмоциональное отношение к близким взрослым и сверстникам, выражает свое отношение к героям литературных произведений;

Владеет способами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными);

Применяют усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач под руководством взрослого и самостоятельно.

Имеет первичные представления о себе, о семье, обществе, государстве, мире и природе;

Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности, умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, удерживать и выполнять инструкцию;

Ориентируется в окружающем пространстве, устанавливает последовательность событий и планирует свою деятельность, умеет считать до 10 и дальше, сравнивать и уравнивать две группы множеств предметов, соотносит цифру и количество, составляет и решает простые задачи в одно действие;

Свободно общается с взрослыми и сверстниками, родителями;

Имеет представления о звуках, слогах, словах, представления, определяет место звука в слове (начало, середина, конец).

1.3. Система оценки результатов

Для того чтобы успешно достичь намеченных целевых ориентиров, необходимо проводить мониторинг компетенций с периодичностью два раза в учебный год: в начале учебного года (первые две недели сентября) и в конце учебного года (первые две недели мая). (См. приложение)

Методы:

-Наблюдение

-тестирование

-проективные методики

Публикации по теме:

Готовность педагога к  профессиональной  деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО» «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем.

Годовой план педагога-психолога ДОУ Основное направление в работе психологической службы: сохранение и укрепление психического здоровья детей. В связи с этим основной целью.

Консультация для педагогов «Портфолио как метод оценки профессионализма педагога в контексте ФГОС до» МДОУ «Детский сад № 126» г. Ярославль Консультация для педагогов «Портфолио как метод оценки профессионализма педагога в контексте ФГОС ДО».

Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с детьми с ОНР 6–7 лет Фамилия, имя ___ Дата составления ___20___год. Направление работы Цель Содержание.

Рабочая программа педагога по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5–7 лет (часть 1) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 34» "ПРИНЯТО": Педагогическим.

Рабочая программа педагога по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5–7 лет (часть 2) Показатели уровня развития музыкальных и артистических способностей у детей старшего дошкольного возраста. К 7-ми годам дети проявляют.

Рабочая программа педагога-психолога. Часть 2 2.2 Организация системы взаимодействия педагога – психолога - с руководителем ДОУ 1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы.

Рабочая программа педагога-психолога СОДЕРЖАНИЕ: пп Содержание деятельности Страница ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 3-8 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3.

Системно-деятельностный подход в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте ФГОС доСистемно-деятельностный подход в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте ФГОС до Мудрец сказал: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай мне сделать самому - и я пойму». Можно с уверенностью сказать, что именно.

Профессиональная деятельность современного педагога в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт ТЕМА: «Профессиональная деятельность современного педагога в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт». Введение ФГОС Дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 1
Опубликовано: 15 августа 2016 в 10:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Алексей Алексеевич Токарев (УИ 166609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД