МААМ-картинки

Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе

Галина Иванова
Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе

Актуальность проекта:Дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее внимание и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и сотрудников городской библиотеки. Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе» размещена в разделах

При ознакомлении с книгой, при воспитании у ребёнка интереса к художественной литературе отчетливо прослеживается связь с образовательными областями:

- речевое развитие - обогащение содержания общения взрослого с ребёнком и детей со сверстниками обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами литературного языка, практическое освоение правил построения разных видов текста, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- познавательное развитие – формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, развитие познавательных интересов;

- социально – коммуникативное развитие – личностное развитие детей как представителей социума, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме

художественно – эстетическое развитие - предполагает восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее» превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору содержания работы по данному направлению в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и сотрудниками городской библиотеки.

Приоритетное направление :речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях сотрудничества дошкольного

образовательного учреждения и городской библиотеки.

Целевая группа:субъекты образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки.

Объект: процесс приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки.

Предмет: воспитание интереса детей к детской художественной литературе, как средство развития речи в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и городской

библиотеки

Цель образовательного проекта:

создание в дошкольном образовательном учреждении «Литературной гостиной» как инновационной формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки, по приобщению детей дошкольного возраста к детской художественной литературе, как средству развития речи.

Задачи образовательного проекта:

1. Выявить и обосновать педагогические условия развития интереса детей дошкольного возраста к детской художественной литературе в процессе, как средства развития речи детей в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и библиотеки.

2. Спроектировать и реализовать систему работы «Литературной гостиной» как формы сотрудничества дошкольного учреждения и городской библиотеки.

3. Повысить уровень педагогической компетентности педагогических работников по проблеме развития интереса детей дошкольного возраста к миру книги, к восприятию детской художественной

литературы, как средства развития речи в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки.

4. Разработать научно-методические рекомендации для педагогов и по развитию интереса детей дошкольного возраста к восприятию детской художественной литературы.

Новизна образовательного проекта:

Создание в дошкольном образовательном учреждении системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к детской художественной литературе. Установление тесного сотрудничества между социальными партнё рами: городской библиотекой, педагогами, родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге, к приобщению к художественной литературе. Знакомство детей с книгой осуществляется через организацию

взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в следующих

формах:Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста); Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников); Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей).

Создание «Литературной гостиной»

предполагает следующие мероприятия по приобщению детей дошкольного возраста к детской художественной литературе :

Выставка «Книги своими руками».

Создание мини – музея «Откуда пришла книга». Пополнение групповой библиотеки книг, расположение их по темам: «Природа», «Сказки», «О детях», «Наш край».

Создание в группах книжной полочки «Умные книги». Создание В ДОУ клуба «Летний читальный зал».

Ознакомление с писателями и поэтами, художниками – иллюстраторами детских книг.

Взаимодействие с социумом (экскурсии в библиотеку и тематические встречи, организация совместных художественных мероприятий с другими ДОУ).

Внутренние риски:

- недостаточный уровень качества предоставляемых образовательных услуг в рамках проекта;

- низкий уровень готовности педагогов ДОУ к реализации инновационного проекта.

Меры для их минимизации:

- создание в ДОУ системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно - профессионального участия;

- подготовка и повышение квалификации кадров по данному направлению.

Внешние риски:

- востребованность проектных мероприятий ДОУ получателями образовательных услуг на городском уровне;

- низкая осведомлённость дошкольных учреждений о результатах проектной деятельности.

Меры для их минимизации:

Апробация интерактивных форм сотрудничества педагогов и сотрудниками городской библиотеки;

Сроки реализации проекта

Первый этап (сентябрь 2022 – декабрь 2022гг.)

1. Выявление исходного уровня речевого и творческого развития детей дошкольного возраста.

2. Разработка модели и технологического обеспечение работы дошкольного образовательного учреждения.

3. Обогащение пространственно- развивающей среды, способствующей приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе.

Второй этап (2022-2023гг.)

1. Разработка и апробация системы по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к детской художественной литературе.

2. Разработка содержания вариативных программ, схем сопровождения, индивидуальных маршрутов развития детей.

Третий этап (2023-2024гг.)

Анализ полученных данных исследования, систематизация и обобщение основных результатов, оформление работы в виде пособия для воспитателей. На этом этапе проводится работа по внедрению результатов исследования в практику.

1. Мониторинг реализации проекта инновационной деятельности ДОУ по проекту.

2. Организация мероприятий по пропаганде достижений.

3. Подготовка к изданию научно-методический и информационный материал по данному направлению.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Разработка, апробация и внедрение научно-методических рекомендаций по развитию интереса детей дошкольного возраста к детской художественной литературе, как средство развития речи.

2. Формирования необходимых профессиональных компетенций, профессионального роста педагогов.

3. Создание организационно-педагогических условий по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе.

4. Разнообразие деловых и творческих связей дошкольного учреждения с городской библиотекой по данному направлению.

5. Повысится интерес у детей к художественной литературе.

6. Рост позитивной динамики в формировании у детей представления о книге, правилах обращения с ней.

7. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах приобщения детей к художественной литературе через различные виды деятельности (художественно – эстетической, продуктивной, игровой, познавательной).

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Конспект НОД по детской художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа В. Гурова «Дома и домики»Конспект НОД по детской художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа В. Гурова «Дома и домики» Цель: знакомство с профессией архитектор и рассказом В. Гурова «Дома и домики». Задачи: • развивать познавательный интерес; • учить детей.

Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению»Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению» Все реже можно увидеть детей дошкольного возраста с книгой в руках. Ребята предпочитают игры и просмотр мультипликационных фильмов в сети.

НОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗНОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗ Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая.

Образовательная ситуация по формированию у детей интереса к художественной литературе на примере творчества В. Сутеева Игровая образовательная ситуация в старшей логопедической группе "По следам Кляксы" Дети вместе с воспитателем хотят отправиться в музыкальный.

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы Черепановой Ольги Петровны на 2022г. – 2023 г. Тема: «Приобщение дошкольников к художественной.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе
Опубликовано: 7 ноября 2023 в 09:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД