Татьяна Матвеева
Проект «Мини-музей русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №16 г. Выборг
«МИНИ-МУЗЕЙ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
ВЫПОЛНИЛ:
ВОСПИТАТЕЛЬ
МАТВЕЕВА Т. И.
2016/2017 ГОД
I. I. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта : «Мини — музей русских народных сказок»
Продолжительность проекта : Долгосрочный ноябрь 2016г. - май 2017 г.
Публикация «Проект „Мини-музей русских народных сказок“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» сентябрь 2017
Тип проекта : творческий
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители
Актуальность проекта :
Сказки - самые древние творения человеческого духа, это один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе. Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. В русской народной сказке заключено богатое содержание — и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности, которые дети используют в своей речи, что способствует развитию ее образности, ее обогащению, развитию творчества; и в отношении нравственно- эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.
Проблема ознакомления детей с жанром сказки, особенно детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея русских народных сказок, одна из актуальных проблем современного общества. Актуальность данной проблемы состоит в том, что в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания, в связи с этим общество стремится дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоциональную духовную сущность ребенка во вторичную ценность.
В современном обществе наблюдается падение интереса к чтению художественной литературы. Многие подростки увлекаются компьютерными играми с воинственным содержанием, полностью вытесняющими великолепные игры с героями сказок, борющимися со злом, помогающими слабым, обиженным, спасающими добрых и честных. В результате острейшего дефицита культуры общения и взаимоотношения людей, доброты и внимания друг к другу педагоги и родители испытывают огромные трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений как грубость, эмоциональная глухость, враждебность. Дети не могут составить рассказ по картинкам, пересказать прочитанный текст.
В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме.
Одна из главных задач в развитии и воспитании младших дошкольников состоит в том, чтобы с помощью художественной литературы, в частности сказок, прививать детям интерес к художественному слову, формировать ценностные ориентации, нравственные начала, составляющие духовную основу их личности, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, любить свою страну.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, прялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея русских народных сказок в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Мини-музей способствует умственному развитию детей, развитию памяти, воображения, мышления, внимания, оказывает большое влияние на развитие речи ребенка.
Мини — музей как средство ознакомления детей с жанром сказки- это актуальный вопрос дошкольной педагогики, поэтому имеется необходимость создания и осуществления проекта мини-музея русских народных сказок.
Цель проекта : Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Воспитывать интерес к сказкам.
Задачи проекта :-Способствовать формированию интереса к сказкам;
- создать условия для инсценировки и драматизации небольших отрывков из народных сказок при помощи воспитателей;
- развивать связную речь, обогащать словарь образными словами и выражениями посредством сказочного материала;
- закреплять навыки изобразительной и конструктивной деятельности, развивать мелкую моторику, творческие способности детей младшего дошкольного возраста.
Принципы:
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
• Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т. д.).
• Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
• Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
• Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
• Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
• Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
• Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
• Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРОЕКТА
Образовательная:
• Развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информции
• Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к сказкам.
Развивающая:
• Активация мышления. Развитие интеллектуальных чувств, памяти,сенсорно-физиологических структур. Обогащение словарного запаса.
Воспитательная:
• Формирование личностных качеств, убеждений. Становление умственного, нрвственного, трудового, эстетического и экологического воспитания.
Просветительская:
• Формирование умений, навыков. Формирование осмысленного, адекватного отношения к полученной информации.
ОСОБЕННОСТИ МИНИ-МУЗЕЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Участие в создании музея родителей, детей и педагогов.
Ребенок — активный участник в оформпении экспозиции мини-музея.
Мини-музей — зона удивления, творчества и совместной работы родителей и детей.
Ожидаемые результаты: Дети:- имеют представление о народных сказках; понимают смысл слова «народные» сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ;- проявляют устойчивый интерес к сказкам, адекватно воспринимают содержание сказочных образов, обосновывают их смысл и выражают свои переживания. Объясняют языковые средства художественной выразительности, дополняют произведение и его образы;- разыгрывают небольшие сказочные произведения, находят интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передают одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
1. Работа с детьми:
Беседа о том, «Что такое музей?». Цель: Дать детям представление о музее; познакомить с правилами поведения.
2. Работа с родителями:
Родителям было рекомендовано посещение музея вместе с детьми. Изготовление нетрадиционных видов театров, пошив костюмов, сбор предметов быта и труда.
3. Выбор места для размещения мини-музея :
Наш мини-музей расположен в групповой комнате. Дети могут в любой момент обратиться к экспонатам, играть с ними. Все экспонаты находятся на уровне глаз ребенка.
Подготовка материалов
- подбор наглядных и дидактических материалов:
Различные виды театров (настольный, перчаточный, би-ба-бо, плоскостной, фланелеграф, а также нетрадиционные: из соленого теста, на кружках, из пластиковых бутылок и т. д., выполненных руками родителей и воспитателей); книги с русскими народными сказками, раскраски, предметы старинного быта и труда (печка, ухват, горшок,коромысло, самовар и т. п.); национальные костюмы, аудиосказки и видеофильмы, иллюстрации к сказкам, костюмы и шапочки сказочных персонажей для драматизации, атрибуты; р. игры «Расскажи сказку», «В гостях у сказки», сказочное домино, д. игры «Узнай сказочного героя по описанию», «Волшебный сундучок» и тд
- подбор литературы, предварительное чтение новых и ранее прочитанных литературных произведений (примерный перечень) :
- русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Пых», «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и лиса», «Курочка и петушок», «Гуси-лебеди»
- подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности:
кисти, альбомные листы, мелки, цветные и простые карандаши, акварель, гуашь;
цветная бумага, картон, ножницы, клей; пробки, фетр, фанера или плотный картон для изготовления новых видов театра, декораций и атрибутов