МААМ-картинки

Сказка как средство экологического воспитания для детей старшего дошкольного возраста

Щеголькова Марина Юрьевна
Сказка как средство экологического воспитания для детей старшего дошкольного возраста

«Человек стал человеком,

когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика,

журчание весеннего ручья

и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе,

шорох снежинок и завывание вьюги за окном,

ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,

- услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет

чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

Введение

Актуальность.

Публикация «Сказка как средство экологического воспитания для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Поэтому каждому человеку необходимо знать родную природу и знать свое место в окружающем мире. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу, как нечто живое, а с помощью сказки он воспринимает знания более полно, осмысленно, ведь сказка дает знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Все это позволяет говорить о необходимости проведения работы по экологическому воспитанию с использованием сказок.

Гипотеза.

Использование сказок в экологическом воспитании старших дошкольников побуждает детей к творческому видоизменению сказки путем взаимодействия:

- Со сказочными объектами живой природы;

- Друг с другом;

- Со взрослыми.

Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных друзей (животных, растений, научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой. Большую роль играют такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес у ее познанию, сочувствия ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Объект проектной деятельности: роль экологической сказки в воспитании детей дошкольного возраста. Чтение книг о природе, изготовление кормушек, подкормка птиц зимой, оформление экологической тропы, выставка детских работ из природного материала, организация выставки книг по экологии.

Предмет проектной деятельности: сказки о животных.

Цель проектной деятельности: Развивать коммуникативную компетентность дошкольников, устойчивый интерес детей к экологическим сказкам, к природе, живому существу, требующему внимания, помощи источнику знаний, создавать условия для развития познавательных итворческих способностей, для активного внедрения опыта в творческую деятельность детей.

Задачи проектной деятельности:

-Формирование у детей элементов экологического сознания;

-Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;

- Создать условия для деятельности детей по охране природы;

-Развитие умения анализировать художественное произведение о природе; выразительного чтения стихов о природе, формирования литературного языка, обогащение словарного запаса детей;

-Развитие творческих способностей дошкольников, побуждать детей к сочинительству экологических сказок, рассказыванию прочитанного с помощью схем, способности к созданию задуманного продукта;

- Воспитание гуманного отношения к природе;

-Воспитание нравственных качеств (милосердие, справедливость, внимание друг к другу и т. д., знакомство с этическими нормами;

-Повышение экологической компетентности родителей.

Длительность проектной деятельности: долгосрочный (ноябрь – декабрь).

Вид проектной деятельности: практико-ориентированный, групповой.

Участники образовательного процесса: дети, воспитатели, родители, сотрудники библиотеки.

Развивающая предметно-пространственная среда необходимая для реализации проектной деятельности.

Детские литературные произведения: произведения русского фольклора: частушки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской классики: рассказы, сказки, загадки (природоведческие).

• Иллюстрации к детским произведениям; игрушки, изображающие сказочных персонажей, животных.

• Иллюстрации по обобщающим понятиям.

Альбомы или подборка иллюстраций по темам: сезоны, животные, птицы, экологические цепочки, макеты сред обитания.

• Сюжетные картинки о природе, животных, растениях.

Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников о природе.

• Игры природоведческого содержания, викторины.

• Книжные иллюстрации, изображающие последовательно сюжет экологической сказки.

• Рисунки детей к экологическим сказкам.

• Игры экологического содержания.

Книги-рассказы в картинках.

Размещение вблизи источника света (окна).

Обеспечение дополнительного освещения вечером.

Расположение рядом с «Центром театра», вдали от шума и игровых уголков.

Пополняемость экологическими сказками по мере изучения.

Игры – инсценировки по сюжетам хорошо известных сказок о животных.

Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение.

Деятельность в уголке природы.

Деятельность по иллюстрированию экологических сказок.

Ожидаемые результаты:

• Повышение интереса детей к сохранению природы.

• Улучшение системы работы с экологической сказкой.

• Рост профессиональной компетентности педагогов.

• Позитивные изменения в поведении детей по отношению к природе. Бережное и заботливое отношение детей к природе в разных видах деятельности и повседневной жизни.

• Развитие индивидуальных особенностей в творческой деятельности.

• Обогащение предметно- развивающей среды в группах и ДОУ.

• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания экологически грамотного человека.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Этапы проектной деятельности:

1. Организационный

2. Основной

3. Заключительный

Этапы реализации:

1. Организационный

Деятельность педагога:

Сбор информации и подготовка литературы по теме проекта, опрос детей, планирование воспитательно-образовательной работы с детьми, социумом, подготовка конспектов мероприятий, подбор дополнительного материала для организации деятельности детей, привлечение родителей к реализации проекта, анкетирование родителей «Природа в жизни детей».

Деятельность детей :

Проявление инициативы и желания участвовать в творческой и познавательной деятельности.

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование родителей «Природа в жизни детей» для выявления проблемы. Помощь в подборе материала.

2. Основной

Деятельность педагога:

Проведение тематических занятий, экскурсий, бесед, дидактических игр, чтение художественной литературы, знакомство с творчеством писателей, поэтов, художников - иллюстраторов, чтение загадок, пословиц, поговорок, стихов о природе, явлениях природы, Драматизации русских народных сказок о животных, заучивание стихов, загадок, пословиц, проведение викторины в группе, просмотр презентаций о животных,просмотр мультфильмов, прослушивание аудиокниг, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность: изготовление книжек- малышек о природных явлениях, закладок- животных. Оформление сюжетно –ролевых игр «Экскурсия в лес», «Путешествие на Северный полюс» в группе старшего дошкольного возраста. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности (изготовление поделок из природного материала).

Организация познавательных мероприятий: проведение бесед по теме проекта, пополнение развивающей среды, подбор книг сказок о природе.

Деятельность детей :

Активное участие в реализации проекта. Создание книг своими руками. Участие в творческой деятельности: Театрализация сказки «Коза -дереза». Самостоятельная деятельность.

Взаимодействие с родителями:

Информация для родителей «Роль природы в жизни ребенка».

2.1. Формы и методы реализации:

Формы:

• Наблюдения;

• Беседы, ситуативный разговор;

• Дидактические игры;

• НОД;

• Чтение художественной и познавательной литературы;

• Рассматривание фотографий и иллюстраций;

• Просмотр презентаций;

• Драматизация;

• Информация для родителей

Методы:• Словесные: беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя, игры — беседы с персонажами сказок, сочинение сказок о животных.

Наглядные: рассматривание фотографий и иллюстраций, презентаций, картинок, книг, групповые выставки.

Практические: игры – драматизации, моделирование и анализ заданных ситуаций, продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование, оздоровительная деятельность, музыкальная деятельность.

Игровые: дидактические игры, пальчиковые игры, сюжетно - ролевые игры.

3. Заключительный

Деятельность педагога:

Оформление выставки иллюстраций к сказке и книжки-малышки. Презентация проекта. Анкетирование родителей.

Деятельность детей :

Активное участие в презентации проекта.

Перспективный план реализации проектной деятельности.

1. Анкетирование родителей «Природа в жизни детей».

Цели и задачи: Выявления проблемы, понимание важности бережного отношения к природе.

Материалы: Анкеты.

Участники: Воспитатели, родители.

Ожидаемый результат: Сотрудничество.

2. НОД «Лесные жители»

Цели и задачи: Познакомить детей с лесными жителями, средой их обитания, образом жизни. Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Материалы: Игрушки диких животных, макеты сред обитания

Участники: Дети, воспитатели.

Ожидаемый результат: Сформировать знания детей об образе жизни диких животных в среде их обитания.

3. НОД ФЦКМ «Деревья - наши друзья»

Цели и задачи: Учить детей различать отдельные деревья.

Материалы: иллюстрации веток клена, берёзы, рябины, дуба, ели; плодов – кисти рябины, жёлуди, сережки берёзы, шишки.

Участники: Дети, воспитатели

Ожидаемый результат: Подвести детей к пониманию того, что к деревьям нужно бережно относиться.

3.1. НОД «Путешествие в лес»

Цели и задачи: Обратить внимание детей на жителей леса. Вызвать у детей желание помочь жителям леса, подумать, как могут позаботиться о них.

Материалы: Игрушка животные, картинки с изображением леса

Участники: Дети, воспитатели.

Ожидаемый результат: Подвести детей к понятию того, что лес живой организм, о нем надо заботится, иначе он может погибнуть,необходимости бережного использования данного материала.

4. Экскурсия в библиотеку. «Путешествие в страну книг»

Цели и задачи: Знакомство с библиотекой, её социальной значимостью, содержанием, устройством.

Расширять представление детей о книгах, где хранятся, какие бывают и для чего нужны. Рассмотреть выставку книг о животных и растениях

Материалы: Библиотечный фонд.

Участники: Воспитатели, дети, родители, работники библиотеки, муз. работник.

Ожидаемый результат: Приобщение детей к чтению книг о природе, воспитание интереса к художественной литературе.

5. Организованная образовательная деятельность: Выставка «Проделки осени»

Цели и задачи: Привлечь детей к изготовлению поделок из природного материала в группе.

Материалы: Природный материал

Участники: Дети, воспитатели, родители

Ожидаемый результат: Повышение интереса детей к оформлению своего книжного уголка

6. Игры – задания в книжном уголке

«Отгадай сказку», «Отгадай сказку по предметам в волшебном сундучке», «Найди свою сказку», «Расскажи сказку», «Отгадай сказочного героя», «Не зевай, быстро отвечай», «Разложи по порядку», «Скажи, что не так».

Цели и задачи: Учить детей составлять и рассказывать по картинкам сказки, отгадывать сказки по предметам.

Материалы: Сундучок, картинки- эпизоды из сказок, картинки с главными героями из сказок.

Участники: Дети, воспитатели.

Ожидаемый результат: Создание условий для использования литературного опыта в речевой практике.

7. Игра: «Больница Айболита»

Цели и задачи: Формировать устойчивый навык бережного обращения с животными.

Материалы: атрибуты больницы, игрушки герои сказок о животных

Участники: Дети, воспитатели.

Ожидаемый результат: Повысить интерес детей к заботе о животных.

8. Развлечение «Берегите животных».

Цели и задачи: Расширять представления детей о многообразии животного мира. Воспитывать осознанное отношение к миру природы.

Материалы: Картины, плакаты о природе.

Участники: Дети, воспитатели.

Ожидаемый результат: Осознанное, бережное отношение к природе.

9.1. Составление рассказа для будущей книги.

Цели и задачи: Развивать творчество детей.

Материалы: Альбомные листы, карандаши.

Участники: Воспитатели, дети.

Индивидуальная работа.

9.2. Игра «Сделаем свою книгу».

Цели и задачи: способствовать сотворчеству детей и взрослых.

Материалы: Альбомные листы, карандаши.

Участники: Дети, воспитатели.

Ожидаемый результат: доставить детям удовольствие от игры.

10. Акция «Покормите птиц зимой»

Цели и задачи: Расширять представления о зимующих птицах родного края. Развивать любознательность детей. Формировать желание заботится о них зимой.

Материалы: Кормушки, сделанные родителями, совместно с детьми, смеси собранные летом и осенью

Участники: Дети, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат: Поднять интерес к зимующим птицам, сотрудничество взрослых и детей.

11. Инсценировка сказки

Цели и задачи: инсценировать одну из сказок о животных.

Развитие артистических способностей, развитие речи. Воспитание интереса к театрализованной деятельности, воспитание чувства коллективизма, сплочение детского коллектива.

Материалы: декорации к сказке изготовленные детьми совместно с воспитателями.

Участники: Дети и воспитатели.

Ожидаемый результат: Доставить детям удовольствие от игры.

12. Познавательная викторина «Тайны и загадки природы»

Цели и задачи: Развивать познавательные способности, воспитывать чувство взаимовыручки.

Материалы: Атрибуты для викторины.

Участники: Воспитатели, дети.

Ожидаемый результат: Доставить детям удовольствие от игры.

13. Оформление книжки-малышки, сделанной своими руками.

Цели и задачи: Закрепить строение книги (обложка, титульный лист, умение работать аккуратно.

Материалы: Картинки из детских журналов, карандаши, мелки, ножницы.

Участники: Дети, воспитатели.

Ожидаемый результат: Развивать творческую активность, самостоятельность, умение работать по собственному замыслу.

Индивидуальная работа.

14. Консультация для родителей.

Цели и задачи: Узнать результат работы: понимание важности экологии в жизни человека.

Участники: Воспитатели, родители.

Ожидаемый результат: Сотрудничество.

15. Подведение итогов в группе в контакте, фотоотчёт в приемной группы, подарки детям.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка»Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка» Цель: Организация досугового мероприятия в рамках экологического воспитания. Задачи: 1. Формировать основы экологической грамотности: представления.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство экологического воспитания для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 19:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД