Лучший педагог года

Проект с семьями по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы

Светлана Борисовна Дзягунова
Проект с семьями по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы

Мы выбрали именно эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Задача педагога – не пресекать исследовательскую деятельность – а наоборот, помогать ее развитию.

Публикация «Проект с семьями по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы» размещена в разделах

Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, усваиваются крепко и надолго, потому что ребенок слышит, видит и делает сам. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы по самообразованию.

Целью нашей работы является развитие познавательной активности у ребенка в процессе экспериментирования, создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Мы считаем, что исследовательской деятельности уделяется недостаточно внимания, а нам бы хотелось глубже вникнуть в ее суть. Поэтому нами было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать проект, направленный на развитие познавательной активности ребенка через организацию опытно – исследовательской деятельности в семье.

Целью проекта является обогащение опыта познавательно – исследовательской деятельности ребенка старшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов, опытов с различными объектами неживой природы; развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно – следственной зависимости, умение делать выводы.

Перед началом воспитателем была проведена консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». В ходе проекта были проведены опыты :

1 – опыты эксперименты с водой

2 опыты – эксперименты с песком и глиной

3 эксперименты с воздухом

4 опыты – эксперименты с камнями

7 удивительные фокусы. Различные опыты

Данная работа предусматривала активное вовлечение семьи к сотрудничеству с ребенком.

1. Опыты с водой :

В два стакана налить воду. В первый попросите насыпать песок и помешать. Растворился ли песок? А во второй насыпать сахар и тоже помешать. Что произошло? Следовательно, в воде одни вещества растворяются. А другие нет. В другие дни предложить растворить другую пару веществ, например, соль и рис.

Пусть ребёнок нальёт воду в формочку и поставить в холодильник. Через час проверьте, что произошло с водой? (замёрзла). Почему? А если поставить эту формочку ближе к батарее. Во что превратился лёд? Дошкольник должен подвести итог: вода становится льдом на морозе, а в тепле лёд тает.

Спросите: «Защищает ли снег растения от мороза?». Чтобы это узнать, попросите ребёнка перед прогулкой наполнить две пластиковые бутылки тёплой водой и закройте. На улице одну бутылку поставить, например, на скамейку, а другую закопать в снег, но не притаптывать. В конце прогулки возьмите обе бутылки, и посмотрите, в какой вода остыла больше. Дошкольник делает вывод, что в закопанной бутылке вода остыла меньше, а значит снег сохраняет тепло.

2. Опыты с бумагой и тканью.

Понадобятся: ткань, бумага, ножницы, блюдце с водой. Дайте ребёнку лоскутик ткани и альбомный лист и попросите их порвать, разрезать, помять, намочить, свернуть. После каждого действия интересуйтесь результатом. Цель опыта показать, что ткань не шуршит, её нельзя смять в комок, остаётся целой после намокания, бумага же легко рвётся, сворачивается, шелестит, поле намокания её восстановить невозможно.

Для закрепления полезно использовать игры «Что из чего?» — взрослый называет или показывает предмет, и спрашивает: «Из какого он материала?» (например, книга, тетрадь, рубашка, скатерть и т. д.). «Бывает или нет?» — родитель задаёт вопросы, типа, бывает юбка из бумаги? Журнал из ткани? и т.

3. Опыты с песком :

Насыпать сухой песок в пластиковую бутылку и закрыть. В крышке проделать небольшое отверстие и вставить трубочку. Предложите малышу подуть в трубочку, спросите, что происходит с песком. Затем это же сделать с мокрым. Ребёнок должен усвоить, что сухой песок лёгкий, я мокрый – тяжёлый. Чтобы узнать, из чего состоит песок, дайте ребёнку лупу и вместе с ним рассмотрите его. Спросите: каков на ощупь сухой песок, мокрый? Обратите внимание, что в сухом песчинки не соединены между собой.

4. Опыты с воздухом :

Попросите ребёнка подуть на ладошку. Узнайте, что он почувствовал. Поясните, что это движется воздух. Спросите, как ещё можно проверить его движение? (качаются деревья, бегут облака, полезно сделать вентилятор и проверять силу ветра);

Узнайте, можно ли увидеть воздух? Если малыш даст отрицательный ответ, то поставьте перед ним стакан с водой и попросите подуть туда через трубочку, появились пузырьки. Это и есть воздух. Обратите внимание на особенность, пузырьки не тонут. Объясните, что воздух легче воды и скоро он уйдёт, и тогда пузырьки исчезнут;

Покажите ребенку пустой целлофановый пакет и спросите «Что в нём находится?». Тогда наберите в него воздух и завяжите, чтобы воздух не вышел, и задайте тот же вопрос. Дайте ребёнку подержать пакет, пусть он его сожмёт. Ребёнок должен понять, что там что-то есть, а чтобы это узнать точно, нужно его открыть. Что же было в пакете? (воздух, но его не было видно). А почему? Потому что воздух не имеет цвета, он прозрачный.

5. Опыты с песком и глиной.

Подготовьте стакан с песком и стакан с глиной. Пусть ребёнок попробует неспеша пересыпать сначала песок в блюдце, а потом глину. Что легче было высыпать? Значит песок сыпучий, а глина нет;

Чтобы выяснить, что лучше пропускает воду глина или песок, нужно взять две одинаковые баночки. В одну вставить воронку, в которую положить немного ваты и песок и аккуратно лить воду, тоже самое сделать с глиной. Посмотрите, в какой банке в результате воды больше. Ребёнок должен сделать вывод, что песок пропускает воду лучше, чем глина;

слепите вместе с ребёнком любые фигурки из мокрого песка и глины и оставьте их высыхать. Вывод: песок в отличии от глины не сохраняет форму.

6. Опыты с магнитом.

перед ребё нком несколько предметов: простой карандаш, значок, скрепка, погремушка, резиновый мяч. Взрослый предлагает выбрать предметы, которые может притянуть магнит. (значок и скрепка). Значит магнит может притягивать только металлические предметы;

старших дошкольников попросите сделать из скрепок змейку и положить её в стеклянный стакан. Как достать змейку без помощи рук и не опуская в стакан магнит. Вывод, магнит перемещает предметы через стекло;

большой интерес вызывает игра «Рыболов», особенно когда несколько играющих. Налейте в таз воду, это будет пруд, и пустите туда рыбок с металлическими носиками, к которым будет прикреплено какое-нибудь задание. Участник с помощью магнитных удочек вылавливают рыбок и выполняю закреплённые за ними задания. В конце игры определяется победитель и делается вывод, что магниту вода не помеха. У старших детей игры с магнитом пользуются большой популярностью.

Таким образом, развитие познавательно исследовательской деятельности процесс очень важный и требует от взрослых предварительной подготовки. Экспериментирование побуждает, особенно старших дошкольников, к познанию живой и неживой природы, рукотворному миру, человеку через практику. Поэтому взрослые должны поддерживать интерес детей в желании узнать наш мир лучше.

Сделать фотографии к опытам (5 – 6 штук)

Один из опытов снять на видео.

Рисунки по теме проекта 4 – 5.

Публикации по теме:

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возрастаКартотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности. ФотоотчетОзнакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности. Фотоотчет Тема самообразования ««Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности» Темой моего.

Предметно-пространственная среда ДОУ. Наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности) Предметно-пространственная среда ДОУ, наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности во 2-й младшей и.

Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст)Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст) Введение Этот проект посвящен вопросу «Как из обычной луковицы может вырасти красивый цветок?» Предметом исследования является наблюдение.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок»Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя»Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя» Ежегодно весной в нашем детском саду проходит конкурс "Огород на окне". Я всегда с удовольствием принимаю в нем участие,так как проведение.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект с семьями по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы
Опубликовано: 13 ноября 2022 в 11:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД