Виктория Сундина
Проект «Сказка как средство формирования связной речи у детей дошкольного возраста»
«Если хотите, чтобы ваши дети
были умными, читайте им сказки.
Если хотите, чтобы они были еще умнее,
читайте им еще больше сказок»
Альберт Эйнштейн
Введение
В работе учителя-логопеда развитие связной речи у детей является первосте-пенным. Чтобы снять диагноз «общее недоразвитие речи» разного уровня, «фонетико-фонематическое недоразвитие» логопед прибегает к различным коррекционным методам. Так, сказкотерапия – успешно применяется в работе с детьми с ОНР, ФФН, с логоневрозом и заиканием. Почему именно сказка? Потому что ни один вид педагогической деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
Публикация «Проект „Сказка как средство формирования связной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в деятельность новыми путями, помочь ребенку узнать мир и одарить его во-ображение». Д. Родари
В поисках новых методов работы с детьми с нарушением речи мы интегриру-ем в логопедию знания смежных дисциплин: из медицины, психологии, лите-ратуры. Сказкотерапию успешно используют в различных областях работы с детьми.
Издревле сказки были созданы для детей. Именно для своих маленьких слу-шателей родители и педагоги по всему миру из века в век, из уст в уста пере-давали волшебные поучительные истории. Эти «истории» формируют у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, учат, уте-шают, решают проблемы, находят отклик в детской душе. Сказка побуждает ребенка анализировать и рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи. А это умение и есть основа связной речи. При спонтанном раз-витии детская речь не достигает того уровня, который требуется для полно-ценного обучения ребенка в школе. Поэтому, этим умениям и навыкам детей необходимо обучать целенаправленно.
Воспитание связной речи с помощью сказки – задача, которую мы ставили и реализовывали в течение учебного года.
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 го Красногорска
Адрес: Московская область, го Красногорск, Павшинский бульвар, дом 42 (филиал на ул. Авангардная, д. 1)
Состав проектной группы : руководитель проекта – Приходько Виктория Игоревна, учитель-логопед; старший воспитатель Файзуллина Дилфуза Рузи-куловна, музыкальный руководитель, дети и родители МБДОУ д/с 19ф.
Тип проекта :
- По типу деятельности проект является коррекционно-познавательным, твор-ческо-исследовательским.
- По числу участников проекта : групповой
- По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2018г -май 2019г)
- По использованию контактов: в рамках МБДОУ, семьи.
Актуальность: Развитие связной речи и сопутствующая коррекция речевых нарушений у детей – важнейшая задача педагогов МБДОУ д/с 19. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности, тем легче он выра-жает свои мысли, накапливает словарный запас, овладевает новыми знаниями, вступает в коммуникацию со сверстниками и взрослыми.
Проблема: Дети дошкольного возраста часто не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи.
Коррекция речи – это длительный процесс. Поэтому так важно создать благо-приятную среду для формирования богатой грамотной речи, начиная с самых ранних лет. Также важно активно следить за возникающими отклонениями и своевременно их исправлять.
Гипотеза: если с раннего возраста читать детям сказки, дети будут слышать грамотную литературную речь. Тогда их речь будет развиваться активно, звукопроизношение будет правильно закрепляться, грамматические кон-струкции будут успешно применяться, усложняться, и ребенок научится ис-пользовать свою речь для полноценной коммуникации.
Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения – 4-5 лет. В этот же период возрастает речевая активность детей, расширяется словарный запас, речевые высказывания удлиняются и усложняются, они пре-вращаются в рассказы. Здесь особенно важно учить детей совершенствованию грамматического оформления, ведь речь становится средством регулирования поведения.
В данном проекте мы используем сказку – основной жанр устного народно-поэтического творчества, как мощный педагогический элемент воздействия и обучения связной речи. Выработка дикции, развитие интонации, мышления, памяти, эмоциональности, общей, мелкой моторики – все это мы развиваем с помощью литературно-психологического метода сказкотерапии. Через приз-му сказки совершается процесс познания окружающего мира. Анализируя сюжеты творчества, мы учимся видеть в действиях и мыслях героев самих се-бя. Мы формируем собственное мнение о различных типах отношений. Через образы героев мы принимаем участие в процессе самопознания.
Сказка используется педагогами как «мягкое» средство психокоррекции. Ре-бенок учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельно-сти. Психокоррекционные сказки используются для завуалированного влия-ния на поведение ребенка. У детей при этом нет ощущения давления. Сказки прекрасно запоминаются и оказывают позитивное воздействие.
Игры и упражнения на проведенных нами занятиях направлены на умение концентрировать внимание, чередовать состояние активности и пассивности, тем самым повышая гибкость нервных процессов, развивать мелкую мотори-ку и координацию движений, снимать физическое и психическое напряжение, контролировать речевое дыхание и строить высказывание.
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Принцип историзма: знакомство и историей, сохранение хронологиче-ского порядка, описываемых в сказках явлений и событий.
2. Принцип дифференциации: создание условий для самореализации каж-дого воспитанника в процессе инсценировки сказок, поделок и рисунков по заданной тематики.
3. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, сочетание различ-ных видов деятельности.
4. Принцип наглядгости: изготовление ряда игр и пособий, пошив костю-мов, постановка спектаклей.
5. Принцип связи с реальностью
Цель проекта : Создание благоприятных условий для успешного развития связной речи дошкольников с использованием литературной сказки, как ме-тода воздействия и коррекции.
Задачи проекта :
1. Стимулирование творческого самовыражения;
2. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной ком-муникации;
3. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций4
4. Создание условий для оригинальности мышления;
5. Снижение уровня тревожности
6. Позитивное отношение к своей личности
7. Умение строить высказывания и выражать свое мнение.
Ожидаемый результат:
1. Дети расширят словарный запас;
2. Проявятся творческие способности;
3. Будет создан интересный и познавательный досуг для детей;
4. Дети научатся преодолевать трудности и страхи;
5. Проявится интерес к литературному чтению.
Организация работы над проектом :
1. Деятельность педагогов
- Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по фольклору, русских народных, зарубежных и авторских сказок;
- Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы;
- Чтение художественной литературы,
- Постановка спектаклей для детей по сюжетам сказок;
2. Деятельность детей
- Участие в конкурсах, праздниках, беседах
- Самостоятельная и совместная деятельность: изготовление книжек-малышек по сказкам;
- Просмотр экранизаций программных произведений;
- Заучивание наизусть фрагментов сказок.
3. Деятельность родителей
- Совместное изготовление поделок с детьми;
- Постановка спектакля для детей по выбранной сказке;
- Домашнее чтение сказок.
Предметно-развивающая среда :
- Оформление библиотеки в сказочной тематике в вестибюле детского сада и непосредственно в каждой группе;
- Дидактические игры с персонажами сказок;
- Оформление уличной площадки МБДОУ в тематике русской народной сказки;
- Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей;
- Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно-ролевых игр на сказочную тематику.
План работы:
Месяц Формы и методы ра-боты Взаи-модей-ствие с роди-телями
Сентябрь
Сбор и ана-лиз литера-туры по данной те-ме.
Беседа с детьми
Квест по сказкам на уличной площадке д/с. До-машнее чтение.
Сов-мест-ный поиск ин-фор-мации
Октябрь
Русские народные сказки. Чте-ние художе-ственных программ-ных худо-жественных произведе-ние по воз-расту.
Иллюстра-ции к про-читанным произведе-ниям
Просмотр экраниза-ций До-машнее чтение.
Кон-суль-тация для роди-телей на тему «Сказ-ка как сред-ство фор-миро-вания связ-ной речи у детей до-школьного воз-раста»
Ноябрь
Авторские сказки. Чте-ние художе-ственных программ-ных худо-жественных произведе-ние по воз-расту.
Изготовле-ние индиви-дуальной книжки-малышки
Выездной театр по сказке До-машнее чтение;
По-мощь в созда-нии кни-жек-малы-шек
Декабрь
Новогодние сказки.
Чтение ху-дожествен-ных про-граммных художе-ственных произведе-ние по воз-расту.
Подготовка и репетици к сказочно-му ново-годнему утреннику.
До-машнее чтение;
По-мощь в подго-товке к вол-шеб-ному ново-годне-му утрен-нику
Январь
Волшебные сказки.
Чтение ху-дожествен-ных про-граммных художе-ственных произведе-ние по воз-расту.
Индивиду-альные ри-сунки
До-машнее чтение
Февраль
Сказки народов Мира
Чтение ху-дожествен-ных про-граммных художе-ственных произведе-ние по воз-расту. Про-смотр экра-низаций До-машнее чтение.
По-мощь в подго-товке дидак-тиче-ского мате-риала.
Март
1. Сказ-ки рус-ских авто-ров
2. Чте-ние худо-же-ствен-ных про-граммных про-изве-дение по воз-расту.
До-машнее чтение
По-мощь в подго-товке биб-лиоте-ки
Апрель
Театраль-ная поста-новка педа-гогов для детей «Волк и семеро козлят»л До-машнее чтение.
По-мощь в подго-товке демон-стра-цион-ного мате-риала
Май
1. По-вто-рение и обобщение изу-чен-ных видов ска-зок.
Теат-раль-ные поста-новки роди-телей детям:
По сказке Ш. Перро «По-дарки феи»
По рус-ской народ-ной сказке «Тере-мок»
По со-вре-менной экра-низа-ции «Фик-сики»
Список литературы:
1. Пропп В. Я. Морфология «волшебной сказки». Исторические корни вол-шебной сказки. – М. : Просвещение, 1998
2. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. «Речевое развитие ребё нка в детском са-ду: новые подходы» : Ростов-н/ Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.
3. Ромусик М. Н. Комплексный подход в работе с детьми с ОНР. Ж. Логопед в детском саду. 1-2010.
4. Нищева Н. В. Развивающие сказки [Текст] : Цикл занятий по развитию лек-сического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г
5. Макарова В. Г. О речевом развитии дошкольников. Ж. «Логопед в детском саду» 1-2006г.
6. Кирилова А. Г. Использование некоторых методов и приемов дифференци-рованного подхода к детям. Дефектология. 1992
7. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г.
8. Стишенок И. В. Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009г.
9. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2002.
10. Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников-М. 2008.