Анастасия Зайцева
Проект «Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта :
«Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Автор проекта : Зайцева Анастасия Ивановна
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Именно в детстве ребенок познает свои эмоции, всесторонне развивается. Но мы как воспитатели часто замечаем, что дети не всегда могут подобрать слова, часто выразить то, что испытывают или чувствуют. Им тяжело понять друг друга. Когда ребенок начинает понимать, в каких ситуациях люди злятся, обижаются, радуются или пугаются, ему легче выстраивать свое поведение, предугадывать эмоциональные реакции других людей.
Главными посыльными в мир эмоций и познаний ребенка дошкольного возраста являются сказки. Со сказочных историй начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
В. А. Сухомлинский
Объект исследования - эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста через сказку.
Гипотеза - активное включение детей в мир сказок будет способствовать их эмоциональному развитию.
Цель проекта – создание условий для развития эмоциональной сферы детей и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.
Вид проекта – практико-ориентированный.
Тип проекта : долгосрочный.
Участники проекта : педагог-психолог, воспитатели, дети старшей группы, родители.
Ожидаемые результаты проекта :
-умение детей выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями;
- снижение уровня тревожности, агрессивности у детей;
-развитие у детей эмпатии к другим людям и сказочным героям;
-приобретение навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Для реализации цели проекта необходимо решить ряд задач:
1-й блок. Овладение мимикой и пантомимикой.
Задачи:
- формировать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
- закреплять умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики;
- развивать эмоциональную экспрессию, способность с помощью жестов выражать внутренние переживания;
2-й блок. Восприятие графического изображения различных эмоций.
Задачи:
-учить определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям;
- формировать умение выражать своё эмоциональное состояние в рисунке;
3-й блок. Закрепление положительных эмоций.
Задачи:
- формировать умение находить способы улучшения настроения;
- учить с помощью изобразительных средств передавать своё настроение;
- способствовать повышению положительного эмоционального тонуса.
4-й блок. Развитие навыков произвольности в выражении эмоций.
Задачи:
- способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами;
- активизация словаря эмоциональной лексики;
- учить владеть чувствами.
Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников использованы :
-программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!»,
-программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которые направлены на эмоциональное развитие детей.
Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.
План проекта :
1. Подготовительный этап:
- формулирование гипотезы проекта, его цели и задач;
- чтение и анализ литературы по проблеме;
- подбор диагностических методик, игр и творческих заданий для организации совместной деятельности с детьми;
-создание картотеки игр на развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет.
- презентация проекта родителям (показ презентации, видеоролика «Мир детских эмоций»);
- изучение представлений родителей о сказках и их влиянии на эмоциональное развитие детей (анкетирование);
- формирование детских групп.
2. Внедренческий этап:
- организация совместной деятельности с детьми над проектом;
- организация и проведение мероприятия для родителей "Сказочный мир эмоций";
- промежуточное и итоговое оценивание результатов работы над проектом;
- оформление результатов работы над проектом.
3. Итоговый этап
- Презентация результатов работы над проектом для педагогов и родителей: выставка детских творческих работ, показ видеоролика "Мир детских эмоций", обсуждение и дополнение проекта.
Работа с детьми:
-Психологическая игра «Наши эмоции и чувства»
- Чтение и обсуждение сказок. Рисунок на тему: «Какое чувство запомнилось».
-Психологическая игра «Когда мне страшно».
-Кукольный спектакль «Заюшкина избушка» Обсуждение спектакля.
-Рисование сказочных героев.
-Изготовление ромашки: «Как победить злость?»
-Чтение терапевтической сказки «Чудо сказка». Лепка сказочных героев.
-Психологическая игра «Мне грустно»
-Изготовление коллажа на тему «Мир эмоций»
-Игры на развитие эмоциональной сферы : «Волшебная игротека»
Изготовление универсальных многофункциональных дидактических пособий: «Сказочное сезонное дерево эмоций», лэпбук «В гостях у сказки», кейс «Сказочный мир эмоций», развивающий куб «Эмоции в мире сказок»
-Прослушивание разнохарактерный музыки (радостной, грустной, злой, страшной)
-Творческое мероприятие «Настроение в рисунках»
-Рассматривание картинок с изображением детей и сказочных персонажей с разными эмоциональными состояниями.
-Психологическая игра «Путешествие в мир сказочных эмоций»
И, конечно, для решения поставленных задач я не могла не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Ведь значительную роль в развитии воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций принадлежит семье.
Работа с родителями:
-Консультация для родителей: «Роль эмоций в жизни ребенка»,
-Познавательно-деловая игра «Палитра эмоций»,
-Мастер-класс «Приобщение детей к художественной литературе через сказки»,
-Просмотр видеоролика "Мир детских эмоций",
-Тренинг «Как преодолеть отрицательные эмоции?»,
-Анкетирование родителей «Игровое общение с ребёнком»,
-Буклет для родителей «Как сохранить эмоциональное благополучие ребёнка?».
Итак, у детей развивается умение различать и объяснять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, улучшается уровень передачи эмоциональных состояний речи, развивается умение правильно реагировать на различные жизненные ситуации с эмоциональной точки зрения. Ребята становятся более отзывчивыми, сопереживают героям сказок и друг другу. Умеют не только распознавать эмоции, но и правильно реагировать на них. Это способствует улучшению эмоциональному фону в группе.
Используемая литература:
1. Программа С. В. Крюковой и Н. П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!»
2. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. –СПб., 2011 г.
3. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.
4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.
5. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А. В. Можейко. - М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).
6. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/ ав. Сост. И. А. Пазухина. -СПб., 2010г.
7. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М. :Генезис, 2011г.