МААМ-картинки

Проект «Живые цифры»

Ирина Елагина
Проект «Живые цифры»

Название проекта. Живые цифры.

Актуальность. Дошкольное образование в условиях ФГОС ДО ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие активной, самостоятельно мыслящей, гармоничной личности воспитанника. И в этом многогранном процессе становления особую роль играет математика.

Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка.

Публикация «Проект „Живые цифры“» размещена в разделах

Основу из основ математики составляют понятия «цифра» и «число», которые педагоги начинают формировать именно в дошкольном возрасте. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

Действительно, данная тема является на сегодняшний день довольно актуальной, так как формирование знаний о цифрах и счетной деятельности у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и последовательности.

Согласно Концепции развития математического образования в РФ, система учебных программ математического образования в ДОУ должна обеспечить необходимые условия, прежде всего, средства педагогической поддержки ребенка для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Поэтому одной из основных задач воспитателя является поиск средств и форм для организации деятельности по формированию элементарных математических представлений, которые будут, не только интересны детям, но и соответствовать специфике детского мышления, позволяющие актуализировать возможности детей и изменить само содержание в сторону глубины и насыщенности. Одним из таких средств является ознакомление с литературными произведениями и научными публикациями, которое содействует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, существующих в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции.

Использование произведений художественной литературы, стихов, загадок, а также научных интересных фактов о цифрах в процессе обучения математике позволяет педагогу основной акцент сделать не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении. Но подбор произведений художественной и научной литературы для воспитателя является трудоемким и требует много времени, поэтому целесообразно в данной работе сотрудничество с одним из основных социальных партнеров ДОУ – библиотекой, сотрудники которой профессионально работают с библиотечным фондом и помогут в поиске нужных книг.

Кроме того, согласно ФГОС ДО дошкольника важно приобщать к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки взаимодействия с другими людьми, что прекрасно может быть реализовано при посещении ребенком вместе с родителями библиотеки.

А с помощью средств продуктивной деятельности дети смогут изобразить полученные от литературных произведений впечатления, закрепить свои исследовательские навыки и развить мелкую моторику.

Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий.

Сроки проведения: среднесрочный (1,5 месяца).

Исполнители проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель Елагина И. И., сотрудники Межпоселенческой районной библиотеки Родина Т. А., Семенова Т. В., Вожжова С. Г., родители воспитанников.

Проблема: Возможно ли успешное усвоение элементарных математических представлений о числе и цифре посредством обращения к художественной и научной литературе и отражении дощкольниками приобретенных ими знаний в творческой продуктивной деятельности?

Гипотеза:

Осознанное усвоение дошкольником элементарных математических представлений о цифрах и числах обеспечивается за счет приобретения знаний об использовании их в разных жизненных ситуациях и сравнительном анализе с различными предметами, а также реализации своих представлений в продуктивной деятельности.

Цель: формирование познавательных действий при ознакомлении дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами о цифрах и реализация полученных знаний в творческой продуктивной деятельности.

Задачи.

Образовательные:

- повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- ознакомление дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами по теме исследования;

-выработка интереса к самому процессу познания математики путем узнавания математические символы – цифры в окружающем нас мире;

- обучение детей дошкольного возраста приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда;

- содействие повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Развивающие:

- развитие умения пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения;

- развитие мелкой моторики при выполнении аппликаций из различных материалов;

- развитие пространственного мышления и воображения;

-развитие взаимодействия дошкольного учреждения с межпоселенческой районной библиотекой, как одним из основных его социальных партнеров.

Воспитательные:

-воспитание любви к литературе;

- воспитание умения работать в коллективе.

Методология исследования обусловлена спецификой объекта исследования и поставленными задачами. Основными методами исследования стали анкетирование, беседа, наблюдение, сравнение, анализ, подбор художественной и энциклопедической литературы.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной (деятельностный).

3 этап – заключительный (обобщающий).

Содержание проекта.

1 этап – подготовительный.

На подготовительном этапе проекта была выявлена актуальная проблема, необходимое время для реализации проекта, приемы педагогического воздействия и исследовательской деятельности, материалы для продуктивной деятельности, выполнены презентации по теме проекта, подготовлена и доведена до сведения родителей необходимая информация о цели проекта и способах его реализации, а также установлен контакт с сотрудниками межпоселенческой районной библиотеки с объяснением цели и задач совместной с воспитателем работы.

В основе беседы со старшими дошкольниками стоял главный вопрос: «На что похожа цифра?», на который ребята давали разнообразные ответы. Данные опроса учитывались мною при организации продуктивной деятельности по проекту: «цифра 1» - подъемный кран (60%, палка (20%, копье (20%) «цифра 2» - лебедь (100%, «цифра 3» - месяц (60%, змея (40%, «цифра 4» - кактус (60%, перевернутый стул (40%, «цифра 5» - парус (80%, надкусанное яблоко (20%, «цифра 6» - облако с солнышком (60%, замок (40%, «цифра 7» - флаг (80%, коса (20%, «цифра 8» - неваляшка (80%, матрешка (20%, «цифра 9» - рыбка (60%, «цифра 0» - спасательный круг (60%, бублик (20%, облако (20%).

А с помощью анкетирования родителей старших воспитанников выяснила, что родители поддерживают проведение математического проекта в сотрудничестве с библиотекой и готовы оказать посильную помощь в его реализации. Кроме того, определила, что отвечают родители на вопрос проекта: «На что похожа цифра?» и какие интересные факты о цифрах в окружающем мире они знают, и рассказывали ли они о них своим детям.

Данные анкетирования учитывались мною при подготовке консультации для родителей.

Сотрудниками библиотеки, были подобраны и подготовлены книги по теме проекта, содержащие стихи, загадки, сказки, содержащие цифры, а также подобран большой энциклопедический материал с интересными фактами о цифрах в мире животных, техники, природы и других областях.

2 этап – основной.

Основной этап работы над проектом, включал в себя интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Мною, совместно с родителями воспитанников были организованы четыре посещения межпоселенческой районной библиотеки, которые проходили с целью: ознакомления детей с художественной и научной, энциклопедической литературой по теме проекта и приобретения детьми новых знаний о цифрах и явлениях окружающего мира, содержащих интересные факты о них, и способствующих развитию познавательного интереса в обучении элементарным математических представлениям, а также освоения детьми правил посещения библиотеки.

В ходе первой экскурсии в библиотеку ребят ознакомили с правилами поведения в библиотеке и правилами пользования библиотечным фондом. И все ребята, последовав положительному примеру их родителей, стали читателями районной библиотеки.

Второе посещение библиотеки проходило в читальном зале, где дошкольники познакомились с литературой о цифрах, подобранной для них библиотекарями Родиной Т. А. и Вожжовой С. Г. (стихами, загадками, сказками, рассказами и другими произведениями). В ходе третьего посещения ребята с помощью сотрудника библиотеки Семеновой Т. В. изучали энциклопедический материал, находя в нем интересные факты о цифрах. Так, например, вот сколько интересного мы узнали о цифре 2 в природе: 2 метра в секунду - с такой скоростью передвигается крот в норе, 2 миллиона цветков облетает пчела, чтобы собрать нектара на 1 килограмм меда, 2 года без еды может обходится тарантул, 2 метра - с такой высоты падает при рождении детеныш жирафа, 2 минуты потребуется бобру, чтобы свалить дерево, десяти сантиметров толщины и 2 желудка у пчелы.

В следующий раз в читальном зале Межпоселенческой библиотеки на большом экране ребятам показали красочную, познавательную презентацию, в которой были подобраны картинки, а также собран интересный информативный материал, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста на тему «Цифры вокруг нас».

Основной этап работы над проектом продолжался со старшими дошкольниками и непосредственно в групповом помещении, где мы вместе с ребятами выполнили аппликации из различных материалов, целью которых было передача в изображаемом предмете окружающей среды, животном особенностей формы цифры. На мой взгляд, использование продуктивной деятельности в реализации математического проекта, имеет большое значение в решении задач познавательного развития дошкольника. Действительно, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника, помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Кроме того, при выполнении аппликаций по теме проекта дошкольники использовали различные виды материалов, а также разные нетрадиционные техники выполнения: накладная аппликация, модульная аппликация, торцевание, коллаж, аппликация из салфеток, аппликация из ткани, аппликация из бисера, аппликация из засушенных листьев.

Реализация проекта была бы невозможной без поддержки и совместной работы с родителями воспитанников, которые организовали поездки в библиотеку, активно участвовали в анкетировании и создании презентации «Веселые цифры», содержащей собранные родителями вместе с детьми стихи о цифрах, загадки, а также ассоциативные с определенной цифрой картинки предметов или объектов окружающей среды.

3 этап – заключительный.

На заключительном этапе реализации проекта был оформлен альбом «Живая цифра», содержащий аппликации дошкольников. Организовано совместное с детьми родительское собрание, целью которого стало обобщение результатов проекта: обсуждение впечатлений о посещении библиотеки воспитанниками, показ презентации «Веселые цифры».

Ожидаемые результаты: предполагается, что организованная в ходе реализации проекта работа по формированию элементарных математических представлений в соответствии с современными требованиями будет способствовать:

- повышению уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста,

- выработке интереса к самому процессу познания математики посредством ознакомления с художественной и энциклопедической литературой, содержащей информацию о цифрах и числах,

- стремлению дошкольников к самостоятельному поиску способов решения познавательных задач,

- активизации интереса детей и родителей к использованию художественной и научной литературы в формировании элементарных математических представлений,

- осознанию родителями важности взаимодействия с различными социальными партнерами ДОУ для расширения кругозора и знаний детей.

Полученные результаты.

Результаты реализации математического проекта по развитию элементарных математических представлений дошкольников о цифре показали, что у старших дошкольников значительно повысился уровень математических представлений, выработался интерес к самому процессу познания математики путем узнавания математических символов – цифр в окружающем нас мире. Ребята были ознакомлены с большим количеством книг по теме исследования и научились приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда.

Данный проект способствовал развитию у дошкольников пространственного мышления и воображения, расширению кругозора, а также усвоению умений пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения. Выработались навыки коммуникативного общения.

Ребята, став читателями районной библиотеки, стали чаще посещать ее вместе с родителями, что способствовало развитию взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и межпоселенческой районной библиотеки.

В заключении хотелось бы отметить, что проект «Живые цифры» - это не просто ознакомление дошкольников с стихами, загадками, интересными факторами о цифрах от 0 до 9 в ходе посещения библиотеки и выполнение цифр с помощью аппликации из различных материалов.

Это результат поиска и размышлений меня, как воспитателя, пытающегося сделать обучение детей более светлым, интересным и радостным.

Это попытка приподнять «потолок» элементарных математических представлений дошкольника и пошире открыть цветную гармонию звуков его неповторимой личности.

Публикации по теме:

Подвижная игра «Живые уголки» Цель: посредством игровой деятельности повысить экологические культуру и знания детей: формировать у детей любовь к природе, чувство ответственности.

«Веселые цифры». Наглядное дидактическое пособие«Веселые цифры». Наглядное дидактическое пособие Уже не один раз говорилось о содружестве разных систем анализа информации в усвоении ребенком системы представлений об окружающем мире.

Дидактическая игра «Выложи цифры из пуговиц» Дидактическая игра «Выложи цифры» «Выложи цифры»   Предлагаю вашему вниманию занимательную игру для детей дошкольного возраста, при помощи.

Коммуникативные игры «Сладкая проблема», «Горная тропинка», «Живые бусы» Название игры: Сладкая проблема Цель игры:Выработка умений решать небольшие проблемы путем переговоров. Создавать условия для принятии.

Конспект образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Живые семена»Конспект образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Живые семена» Воспитатели 2 старшей группы: Денисова И. А., Ковалёва Е. Э. учитель-логопед: Балыбердина О. В. Цель:Продолжать знакомить детей с этапами роста.

Мастер-класс по изготовлению цифры «9» для оформления ко Дню ПобедыМастер-класс по изготовлению цифры «9» для оформления ко Дню Победы Здравствуйте уважаемые коллеги! Конечно со своим мастер-классом я уже опоздала, но может кто-то возьмёт на вооружение моё оформление..

Мастер класс «Живые коробки»Мастер класс «Живые коробки» В. А. Сухомлинский писал: - «Чем больше мастерства детской руки, тем умней ребенок Ребенок учится не глазами, ни ушами, а руками. В процессе.

Стихи про космос, некоторые буквы и цифры В КОСМОС!В далекий космос мчится Железная жар-птица, Распушила красный хвост, Долетит легко до звезд. На борту – космонавт. Ловок.

Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Живые семена» По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой, среди детей одной возрастной.

Занятие по здоровьесбережению для детей старшей группы «Живые витамины» «Живые витамины». Цель: формирование у детей представления о влиянии пищи на их здоровье. Задачи: • Дать элементарные представления о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Живые цифры»
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 15:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД