Елена Пучкова
Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста с 2 до 4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Лицей № __» СП «Детский сад»
Программа дополнительного образования
Кружок «Умелые ручки»
(для детей младшего дошкольного возраста с 2х до 4х лет)
Направление
«Художественное - эстетическое развитие»
Подготовили:
Пучкова Елена Александровна,
Жданова Любовь Владимировна
г. ___, 2021г.
Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ … 3
1.1. Пояснительная записка… 3
Публикация «Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста с 2 до 4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
1.1.1. Цели и задачи Программы… 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы… 8
1.1.3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста…. 10
1.2. Планируемые результаты освоения Программы…. 17
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ… 17
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка… 17
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы… 19
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы…. 20
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников… 21
2.5. Примерный календарно-тематический план работы… 21
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи Программы
Цель: развитие мелкой моторики руки средствами тестопластики у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство со способами лепки из соленого теста; формировать представления об основах техники безопасности; создавать условия для творческой самостоятельности;
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
Развивающие:
- развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
- развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
- развивать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности;
- воспитывать стремление четко соблюдать необходимую последовательность действий;
- воспитывать самостоятельность в организации своего рабочего места, желание убирать за собой.
Содержание программы соответствует нормативным документам, состоит из:
-пояснительной записки
-учебного плана
-учебно-тематического планирования
-диагностического инструментария
- перечня ожидаемых результатов
-перечня информационно - методического обеспечения
-приложения.
Ожидаемые результаты:
- раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов;
- воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению.
Функции тестопластики:
- Коррекционно-развивающая - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.).
- Обучающая - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
- Коммуникативная - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
- Релаксационная - преобразование деструктивных форм энергии в социально- адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
- Воспитательная - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога.
Срок проведения: январь – май
Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Форма организации: подгрупповая.
Длительность занятий: 15-20 минут.
Место проведения кружка: студия.
Структура занятия: создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры). Рассматривание образца. Объяснение, показ приемов лепки. Лепка детьми. Физкультурная пауза. Доработка изделия из дополнительного материала. Рассматривание готовых работ.
Способы лепки:
Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
Скульптурный - из целого куска, превращая его в фигуру. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
Модульная лепка - составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
Лепка на форме - использование готовых форм под основу.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
• От простого к сложному.
• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
• Научность.
• Доступность.
• Системность знаний.
• Воспитывающая и развивающая направленность.
• Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
• Активность и самостоятельность.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Методические приемы
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т. д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т. д.
игровые приемы (приход героя и др.).
• упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки.)
Дидактический материал:
• аудиозаписи.
• использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Методы и приемы обучения.
Последовательное знакомство с различными видами лепки:
Конструктивный - при этом способе лепки образ создается из отдельных частей.
• Скульптурный (пластический) - изделие лепится из целого куска.
• Комбинированный - этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный
• Рельефная лепка - поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости.
• Модульная лепка - этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. В зависимости от формы модуля различается несколько видов модульной лепки: из бесформенных кусочков, из шариков, из валиков.
• Лепка из колец.
Словесный метод:
• Беседа, рассказ;
• Объяснение, пояснение;
• Вопросы;
• Словесная инструкция
Наглядный метод:
• Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, игрушки, скульптурные изделия)
• Показ, выполнение работы (частично, полностью);
Примерная структура занятий
• Приветствие, пальчиковая игра;
• Демонстрация изделия из теста, рассматривание, мотивация;
• Уточнение приёмов лепки, лепка;
• Индивидуальная помощь;
• Положительный анализ детских работ;
• Прощание.
Дети младшего дошкольного возраста начинают осваивать простейшие способы лепки (рельеф, скульптурный, лепки на форме, осваивают приёмы декорирования, заданный образ воплощать в лепке, могут получать радость от проделанной работы, попросить помощь взрослого.
1.2.
• У детей стойкий интерес к тестопластике, как во время занятий, так и в свободное время.
• Дети ответственно относятся к выполнению работ.
• Стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа.
• Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца.
• Умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы.
• Имеют представления о народных промыслах.
• Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу.
• Владеют техническими приёмами лепки.
• Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.
• Лепят предметы, передавая их характерные особенности.
• Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике.
• Умеют составлять простые композиции.
• Рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога.
• Соблюдают правила по технике безопасности.
• Получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.
2.
2.1.
Содержание занятий программы составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам 10-12 человек.
Этапы реализации программы
Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:
1. Подготовительный
- Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления.
- Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней;
- Освоить приёмы вдавливания;
- Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста;
- Освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста.
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной
- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый)
- Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.
- Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти.
- Научиться раскрашивать работу гуашью.
- Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.
- Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
- Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию.
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
3. Итоговый
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
2.2. В работе по развитию творческих способностей на занятиях по тестопластике используются следующие методы и приемы:
- объяснительно-репродуктивный (в процессе занятия даются пояснения, указания, используются вопросы, художественное слово для более яркого восприятия образа);
- игровой (ведущий вид у дошкольников игра, которая помогает привлечь внимание дошкольников);
- практический (совершенствование техники лепки из соленого теста);
- наглядный (показ образцов поделок, иллюстраций, показ выполнения сложных элементов);
- ИКТ (мотивирует дошкольников на создание творческого продукта);
- вариативный (сочетание различных материалов в одной творческой работе);
- метод проблемного обучения;
- приемы привлечения и удержания внимания (голосовая и эмоциональная модуляция, жестикуляция, риторические вопросы).
Технологии:
- игровое обучение;
- педагогика сотрудничества;
- личностно-ориентированный подход;
Формы организации деятельности на занятиях:
- индивидуальные;
- фронтальные;
- групповые.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- игровая;
- продуктивная;
- трудовая;
- двигательная.
Приемы стимуляции:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- чтение поэтических строк, дающих большой простор воображению детей, что способствует рождению собственного замысла ребенка;
- совместная работа ребенка с педагогом, направленная на раскрытие выразительных возможностей различных художественных материалов и т. д.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Организация работы с семьей строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. С целью расширения информационного поля и компетентности родителей по вопросам обучения приемам тестопластики организуются следующие формы сотрудничества:
- презентации кружковой работы;
- индивидуальные беседы и консультации;
- презентации продуктов детской деятельности (выставки);
- организация «дней открытых дверей» (по желанию педагога и запросам родителей);
- организация итоговых мероприятий (в конце полугодия).
2.5. Примерный календарно-тематический план работы
с января по май месяц 2022 год
Дата Тема занятия Содержание
17.01.2022. Знакомство детей с соленым тестом, как художественным материалом. Научить отщипывать от большого куска теста небольшие кусочки при помощи большого и указательного пальцев руки. Формировать большой и маленький шарики при помощи круговых движений между прямыми ладонями. Формировать из куска «колбаски», путём скатывания его движениями вперёд-назад между прямыми ладонями. Сделав объемные фигуры, сплющить, для придания плоской формы. Все части выложить на картон и придавить ладошками. Получится долгожданный зайчик, который потерялся в зимнем лесу.
24.01.2022. Снеговик. Вспомнить с ребятами, кто такой Снеговик, из чего его можно сделать. Из каких частей состоит снеговик.
Продолжаем отщипывать от большого куска теста небольшие кусочки при помощи большого и указательного пальцев руки. Формировать большой и маленький шарики при помощи круговых движений между прямыми ладонями. Не забыть про глазки из уголька и нос-морковка.
26.01.2022. Снежинка. Беседа с детьми, что снег - это много-много снежинок, они все разные. Что можно слепить из снега. Продолжаем отщипывать, формировать шарики, сплющивать. Выкладывать снежинку по образцу, развивать фантазию. Воспитывать умение видеть красоту в своей работе. Выучить новую пальчиковую гимнастику про снежинку.
31.01.2022. Рукавичка. Продолжаем учить детей приемам лепки: умению отщипывать небольшие кусочки теста от большого куска.
Развивать мелкую моторику рук, чувство формы, развивать умение отвечать на вопросы; развивать творческие способности, давать возможность каждому ребёнку проявлять самостоятельность в выполнении работы; развивать и обогащать словарный запас детей.
Развитие мелкой моторики рук.
02.02.2022. Улитка. Беседа с детьми, кто такая улитка, выбрать цвет из которого будет наша сказочная улитка. Закрепляем умение отщипывать, скатывать колбаску и закручивать ее, чтоб получилась улитка. Развитие мелкой моторики.
07.02.2022. Печенье для Кати. В гости к деткам пришла кукла Катя, и мы решили испечь для неё печенье. Познакомить ребят с формочками для теста, что такое скалка и для чего она нужна. Учить раскатывать скалкой тесто, выбирать понравившуюся формочку, выдавливать формочкой печенье. Развитие фантазия, умение пользоваться скалкой и формочкой, развивать моторику, речь и концентрацию внимания.
09.02.2022. Елочка. Вспомнить с детьми праздник Новый год, кто приходит в Новый год и приносит подарки и где подарки Дед Мороз прячет. Конечно же под елкой. Закрепить цвета, умение катать колбаски. Умение видеть красоту своей работы и любоваться ею. Развивать усидчивость, аккуратность, внимание, мелкую моторику рук.
14.02.2022. Самолет. Продолжаем учить детей раскатывать на дощечке движениями вперёд-назад пластилиновые столбики и соединять их. Закрепляем цвета, формы, приемы лепки.
17.02.2022. Осьминог. Познакомить детей с морским обитателем Осьминогом. Учить передавать в лепке сходство и характерные особенности, лепить осьминога из
нескольких отдельных частей: голова, щюпальцы, соблюдая пропорции и пространственное расположение. Развитие мелкой моторики, фантазии, воображения.
21.02.2022. Солнышко. Продолжаем учить детей раскатывать на дощечке движениями вперёд-назад (или между ладонями) пластилиновые столбики и соединять их. Закрепляем жёлтый цвет, формы, приемы лепки.
24.02.2022. Свободное творчество – полет фантазий. Продолжаем учить детей приемам лепки: умению отщипывать небольшие кусочки теста от большого куска.
Развивать мелкую моторику рук, чувство формы, развивать умение отвечать на вопросы; развивать творческие способности, давать возможность каждому ребёнку проявлять самостоятельность в выполнении работы; развивать и обогащать словарный запас детей.
Развитие мелкой моторики рук.
28.02.2022. Оформление народной игрушки «Матрешка». Знакомство с историей создания русской матрёшки. Отработка умений - раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.
02.03.2022. Открытка для мамы. Продолжаем делать колбаски, из них скатывать «улитки» и украшать «восьмёрку». Развивать мелкую моторику рук, чувство формы, развивать умение отвечать на вопросы; развивать творческие способности, давать возможность каждому ребёнку проявлять самостоятельность в выполнении работы; развивать и обогащать словарный запас детей. Развитие мелкой моторики рук.
09.03.2022. Мимоза для мамочки. Познакомить детей с весенним цветком мимоза. Продолжаем учить детей приемам лепки: умению отщипывать небольшие кусочки теста от большого куска.
Развивать мелкую моторику рук, чувство формы, развивать умение отвечать на вопросы; развивать творческие способности, давать возможность каждому ребёнку проявлять самостоятельность в выполнении работы; развивать и обогащать словарный запас детей.
Развитие мелкой моторики рук.
10.03.2022. Лепка из теста. Знакомство с новыми предметами для лепки. Познакомить детей с новыми предметами для лепки. Продолжаем учить детей приемам лепки: умению отщипывать небольшие кусочки теста от большого куска.
Развивать мелкую моторику рук, чувство формы, развивать умение отвечать на вопросы; развивать творческие способности, давать возможность каждому ребёнку проявлять самостоятельность в выполнении работы; развивать и обогащать словарный запас детей.
Развитие мелкой моторики рук.
14.03.2022. Весенняя шапочка для Максима. Продолжаем учить детей размазывать пластилин внутри заданного контура, развивать точность, координацию и фантазию использовать для украшения шапочки не обычный материал (рис).
16.03.2022. Капают сосульки. Закрепить знания детей о наступающей весне, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук, воображение, учить раскатывать из кусочка пластилина колбаску и прикреплять её к основе.
21.03.2022. Бабочка. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и образом жизни бабочки, продолжить закреплять приёмы работы с пластилином: раскатывание, отщипывание, скатывание, размазывание, соединение. Продолжать закреплять умения раскатывать колбаску, катать небольшие шарики круговыми движениями пальцев.
Формировать эстетическое восприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность, усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
22.03.2022. Волшебный цветок Совершенствовать приёмы работы с пластилином: отщипывание маленького кусочка пластилина от большого куска, скатывание шарика между двух пальцев, размазывание, скатывание жгутика.
Воспитывать бережное отношение к природе и растениям, как к живым существам.
28.03.2022. Свободное творчество из соленого теста. Продолжаем учить детей приемам лепки: умению отщипывать небольшие кусочки теста от большого куска.
Развивать мелкую моторику рук, чувство формы, развивать умение отвечать на вопросы; развивать творческие способности, давать возможность каждому ребёнку проявлять самостоятельность в выполнении работы; развивать и обогащать словарный запас детей.
Развитие мелкой моторики рук.
30.03.2022. Веселый клоун. Познакомить с цирковой профессией – клоун, учить распознавать эмоциональное состояние «радость», закреплять приёмы работы с пластилином: отщипывание, сплющивание, размазывание, развивать усидчивость, дисциплинированность и аккуратность, воспитывать уважение к профессии циркового артиста.
06.04.2022. Знакомство детей с глиной и ее свойствами. Познакомить детей с глиной, определить её свойства (мягкая, лепится, упражнять детей в скатывании шарика круговыми движениями ладоней, познакомить детей с круглой формой, развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, мелкую моторику рук, память, воспитывать аккуратность, усидчивость, любознательность.
07.04.2022. Продолжаем знакомство детей с глиной и ее свойствами. Продолжаем знакомство детей с глиной, упражнять детей в скатывании шарика круговыми движениями ладоней, познакомить детей с круглой формой, развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, мелкую моторику рук, память, воспитывать аккуратность, усидчивость, любознательность.
11.04.2022. Ландыши. Расширить знания детей о первоцветах.
Познакомить детей с растением ландыш, с его строением и особенностями. Совершенствовать приёмы работы с пластилином: отщипывание маленького кусочка пластилина от большого куска, скатывание шарика между двух пальцев, размазывание, скатывание жгутика.
Воспитывать бережное отношение к природе и растениям, как к живым существам.
13.04.2022. Ласточки прилетели. Совершенствовать приёмы работы с пластилином: отщипывание маленького кусочка пластилина от большого куска, скатывание шарика между двух пальцев, размазывание. Познакомить с птицей – ласточка. Закрепление черного цвета.
18.04.2022. Космос. Полетим мы на ракете. Создать условия для формирования у детей элементарных представлений о космосе, познакомить с разными космическим телами, продолжить формировать умения использования различных приёмов лепки: отщипывание, сглаживание, сплющивание, формирование шарика круговыми движениями пальцев, обработка поверхности движениями пальцев, развивать восприятие цвета, формы, чувства композиции, развивать мелкую моторику рук, воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру; умение доводить начатое до конца.
20.04.2022. Веточка вербы. Сформировать представление о вербе как о самом раннем цветущем растении, отрабатывать знакомые приёмы лепки, закреплять умение экономно и рационально расходовать материал, упражнять детей в поочерёдном ритмичном расположении почек вдоль ветки, развивать мелкую моторику рук, воспитать бережное отношение к природе и растениям.
25.04.2022. Украсим пасхальные яйца. Познакомить детей с историей праздника Пасха и её традициями, связанными с украшением яиц, учить составлять узоры из знакомых элементов: жгутики, колечки, лепешки, шарики, развивать чувство композиции, творческое мышление, мелкую моторику рук, прививать чувство уважения к народным традициям.
27.04.2022. Свободное творчество из соленого теста. Продолжаем учить детей приемам лепки: умению отщипывать небольшие кусочки теста от большого куска.
Развивать мелкую моторику рук, чувство формы, развивать умение отвечать на вопросы; развивать творческие способности, давать возможность каждому ребёнку проявлять самостоятельность в выполнении работы; развивать и обогащать словарный запас детей.
Развитие мелкой моторики рук.
04.05.2022. Солнышко. Формировать интерес к лепке из соленого теста, развивать мелкую моторику рук, развивать творческие способности, воображение, фантазию, развивать художественный вкус и эстетические чувства, воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.
05.05.2022. Вечный огонь. Развивать мелкую моторику, творческие способности, учить самостоятельно подбирать пластилин по цвету, продолжать вызывать интерес к достопримечательностям города.
11.05.2022. Пирожные для папочки. Продолжаем учить детей приёму лепки – «скатывание», т. е. скатывать из солёного теста шарики между ладонями при помощи круговых движений, и слегка расплющивая шарик, формируя «пирожок», развивать мелкую моторику рук, воображение, память, оспитывать аккуратность, интерес к работе с тестом.
12.05.2022. Свободное творчество из соленого теста. Продолжаем учить детей приемам лепки: умению отщипывать небольшие кусочки теста от большого куска.
Развивать мелкую моторику рук, чувство формы, развивать умение отвечать на вопросы; развивать творческие способности, давать возможность каждому ребёнку проявлять самостоятельность в выполнении работы; развивать и обогащать словарный запас детей.
Развитие мелкой моторики рук.
16.05.2022. Улитка на листочке. Научить детей лепить улитку, получая образ путем сворачивания полосы пластилина по спирали, учить добиваться большей схожести с изображаемым объектом. Закрепить умение лепить знакомые предметы, используя освоенные приемы лепки, развивать память, моторику рук, развивать творческий потенциал, воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение.
18.05.2022. Цветы. Формировать умение передавать образ и форму цветка учить передавать особенности внешнего вида цветов в лепке. Закреплять приёмы работы с тестом: раскатывание, размазывание, сплющивание, сгибание, скатывание, соединение частей приёмом примазывания.
Продолжить развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Формировать чувство композиции, цвета, и формы.
Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, бережное отношение к природе.
23.05.2022. Мишка косолапый. Дать представление об образе жизни бурых медведей, как они ведут себя в природе, закрепить умения изображать фигуру медведя способом пластилинографии, передавая строение тела, его характерными особенностями.
Продолжать развивать детское изобразительное творчество, фантазию.
25.05.2022. Тюльпан. Закрепить умение детей отщипывать кусочек пластилина, делать из него шарики, и растирать его на листе бумаги, создавая рисунок, развивать мелкую моторику, творческое мышление и воображение.
30.05.2022. Божья коровка. Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе, учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе, учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание, учить детей создавать несложную композицию. Развитие мелкой моторики.