Папки-передвижки

Программа дополнительного образования «Куколки народные»

Мария Будкина
Программа дополнительного образования «Куколки народные»

Пояснительная записка

Разработана для детей 6-8 лет. Срок обучения – 1 год. Авторы: воспитатель Будкина М. В. Планируется реализоватся в МБДОУ : "Детский сад № 452 "Родничок". г. Нижний Новгород. В 2022 -2023 уч. гг. Разработана в 2022 г.

Программа «Куколки народные» разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития Лыковой И. А. «Цветные ладошки». – М. : «Цветной мир», 2011.

Содержание программы направлено на расширение и углубление знаний учащихся по соответствующим разделам. Подходит для детей с ЗПР.

Публикация «Программа дополнительного образования „Куколки народные“» размещена в разделах

Направленность данной программы – художественно-эстетическая.

Новизна программы заключается в форме проведения занятий, говорят: «Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т. к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Учитель одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы. Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приёмами практического исполнения

Актуальность Программы

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Наряду с промышленными и кустарными красавицами в последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Вероятно, это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации. Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Ее изучают историки, археологи, этнографы, педагоги, художники, искусствоведы. За это время написаны десятки монографий, сотни научных и популярных статей. И эта тема далеко не исчерпана. Всюду, где селится и живет человек, кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама, ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Изначально кукла служила тотемом и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновленные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в нее не вложена душа и глядя на такую куклу теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. Характерная черта современного образования – это внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.

Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков. Наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.

Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено на достижение целей воспитания связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц.

Также в рамках этой программы предполагается знакомство с традиционным русским костюмом, т. к. наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе, он передавал особенности местной одежды.

Программа кружка «Куколки народные» предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.

Программа соответствует различным потребностям детей и их родителей, т. к. ориентирована на разный уровень подготовленности детей приходящих на занятия кружка. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).

Обучение детей и подростков приёмам выполнения народной тряпичной куклы позволяет придать её реализации комплексный характер:

– вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;

– формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность заключаются в обращении к истокам народной художественной культуры. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использованию потенциала народной педагогики. Тряпичная кукла в старину играла большую роль: она была участницей многих праздников и обрядов; являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода; была оберегом. В игре ребенок приобщался к культуре, впитывая весь предыдущий практический и философский опыт своего народа.

Цель и задачи программы

Цель программы :

Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на основе изучения истории, культуры и традиций славянских народов посредством народной куклы.

Задачи программы :

Обучающие:

• Знакомство обучающихся с историей, традициями и обрядами на

• Обучение детей изготовлению традиционной народной куклы с использованием старинных

Развивающие:

• Развитие у обучающихся творческих способностей

• Развитие у обучающихся здорового чувства национального достоинства

Воспитательные:

• Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

• Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

• Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Нормативно-правовое обеспечение Программы :

• Закон РФ «Об образовании» № 273 – ФЗ от 29.12.12 .

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05.2013г. №26).

• Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;

Организационно-правовое обеспечение Программы :

• Устав образовательного учреждения.

• Положение о платных дополнительных образовательных услугах МБДОУ «Детский сад № 452 «Родничок»

Отличительные особенности Программы

Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастает созидателем и творцом. Поэтому разработанная мной программа нацелена на знакомство детей с разнообразием мира народной куклы и освоение старинных техник и технологий по их изготовлению. Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т. е. периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 1 года: с 6 до 7 лет.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий: с 6 до 7 лет – 30 минут.

Общее количество учебных часов в год: 72 часа.

Продолжительность образовательного процесса - 36 недель, с сентября по май.

Форма проведения - подгрупповая – занятия проводятся по подгруппам.

Количество детей в группе – 8 человек.

Формы проведения занятий:

- Занятие-игра,

- Сказка,

- Экскурсия в музей «Горница»,

- Пополнение музея «Народная кукла»,

- Экскурсия в музей «Народные куклы», Конкурс,

- Викторина,

- Творческая встреча.

Ожидаемый результат

У детей сформированы:

• Знать правила техники безопасности при работе с ножницами

• Знать классификацию тряпичных кукол и историю их возникновения

• Знать основные приемы изготовления народной куклы : сворачивание, скручивание, приматывание

• Уметь выполнять основные технологические операции, применяемые при изготовлении кукол

• Уметь самостоятельно изготавливать изученные в программе виды куколп

• мелкая моторика рук.

• Усвоить бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры

• Знать общие сведения об обрядах, традициях связанных с народной куклой

• Знать общие сведения о народном костюме и его составных частях (рубаха, порты, понева, сарафан, душегрея, кокошник и тд.)

• Знать общие сведения о народном костюме и его составных частях (рубаха, порты, понева, сарафан, душегрея, кокошник и тд.)

У детей проявляются:

• интерес к изобразительной деятельности;

• интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми при создании коллективных композиций.

• творчество и фантазия, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность

• замечать и творить красоту

• художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Дети имеют представления о:

• способах и приёмах изготовления кукол из ткани, лыка, ниток. соломы;

• о народной кукле.

Формы подведения итогов:

• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

• Тематические выставки в ДОУ.

• Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.

• Творческий отчет руководителя кружка.

• Отзывы родителей, педагогов ДОУ

Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

На занятиях применяются такие формы и методы как:

- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений. -Практические – упражнения, игры.

- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение.

- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

- Объяснительно-иллюстративные методы обучения: при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

- Репродуктивные методы обучения: в этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

- Частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске.

- Исследовательские методы обучения: овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

Такие разные куклы.

Прежде чем приступить к технологическому процессу изготовления куклы необходимо рассмотреть такие вопросы – виды кукол по назначению, виды кукол по способу изготовления, материалы, способы декорирования и отделки.

1. Виды кукол па назначению : обереговые, обрядовые, игровые.

Обереговые– это куклы которые создавались для того чтобы оберегать человека от различных напастей.

Обрядовые – это куклы которые принимали участия во время различных обрядов, без которых не возможно было осуществлять посевы, сборы урожая, свадьбы и многие другие обряды.

Игровые – Это куклы, которые создавались для игры с детьми, сначала делала мама, а вскоре дети сами делали для себя кукол.

2. Виды кукол по способу изготовления:

Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какой способ был выбран для того чтобы ее изготовить. Способ изготовления определяет то какой будет форма куклы, традиционно выделяют следующие формы способов изготовления:

- Столбушка;

- Крестушка или крестец;

- Кукла на палочке;

- Узловая кукла;

- Пеленашка;

- Закрутка;

- Набивная кукла мешок.

В конструкциях русских тряпичных кукол наиболее часто встречается скрутка или обмотка куском ткани. Технология скручивания в рулон полосок ткани позволяет не только сформировать устойчивую основу куклы но и имеет более мифическую основу, а именно передает представление людей об устройстве мира, человека и окружающей его природе. Который в его представлении имеет уровни и слои. Направлению наматывания придавалось особое значение если мотали по часовой стрелке или «по солнцу» это было связанно с жизнью, если же мотали «против солнца» то желали попасть в миры, где искали ответы на многие вопросы во время гаданий и тайных обрядов.

3. Особенности изготовления тряпичной куклы.

Кукол мастерили не торопясь, в процессе изготовления основы не использовали ножниц и иголок. Ткань и нитки не резали, а отрывали. После того как ткань оторвали по краю оставалась бахрома которая придавала кукле особый колорит и определяла ее рукотворность.

Для закрепления нити применялась ловчая петля или силковый узел. Этот узел обладает свойством плавно и равномерно затягиваться. Нить поддевается пальцами перекручивается вокруг них дважды, полученная петля надевается на куклу и затягивается. Применение подобных узлов необходимо для того, чтоб сформировать голову или определить место талии.

Часто нитки которые из ткани формировали основу куклы особым образом скрещивались в так называемый «обережный крест». Обережный крест на груди выполнялся от талии к шее в направлении с права на лево обводился сзади по шее и замыкался на груди в обратном направлении возвращаясь на талии где нитка закреплялась.

Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались их наматывали по часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаям хранили молчание.

Важной особенностью на которую нужно обращать внимание при изготовлении куклы является то, что кукол делали безликими. В первом случае это было связанно с тем, что для рисования лица нужен художественный навык и специальные краски или чернила которые отсутствовали в избе простого крестьянина. Но есть и иная более глубокая и тайная версия. Отсутствие лица подтверждала то, что кукла является вещью не одушевленной, а значит злые потусторонние силы не смогут вселится в нее через рот, глаза, нос и уши и навредить ее владельцу. Ведь кукла должна приносить человеку радость, благополучие и здоровье.

В куклах «Мотанках» лицо также не изображали но и не оставляли его белым, мастерицы особым образом наматывали на лице куклы радужный крест который был символом солнца и являлся оберегом.

Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на другой день. Считалось что дело сделанное во второй раз перечеркнет то что было сделано в первый.

4. Костюм куклы.

Кукла своим внешним видом напоминала человека, поэтому и костюм куклы повторял форму и манеру одеваться ту, которая бытовала в определенный период времени. Кукла сохраняет в себе образ создающего ее народа.

В традиционной тряпичной кукле закреплены наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. В женском костюме силуэт имеет свободную форму и не подчеркивает особенностей телосложения. Простой прямой или трапециевидный силуэт компенсируется богатством отделки и цветовой гаммы. Основными техниками отделки били вышивки, аппликации и ткачество. Но украшали костюм не только с эстетической целью, вышивка была призвана оберегать человека от воздействия злых сил. Поэтому вышивка присутствует в отделки таких элементов одежды как подол, грудь, манжеты. Даже стыковочные швы на полотнищах ткани особым образом украшали сигнальным красным цветом.

Какие же элементы входили в состав традиционного народного женского костюма? Современные исследователи выделяют два основных комплекса – рубаха с сарафаном и рубаха с юбкой или поневой.

С сарафаном принято носить на голове кокошник, а с поневой надевали разнообразные головные уборы такие как сорока, кичка или головной платок. Без головного убора могли себе позволить ходить только молодые не замужние девушки, которые украшали голову лентой. Под платок или кокошник одевали специальную текстильную шапочку –повойник, которая скрывала и закрепляла волосы под основным головным убором. Головные уборы богато украшались вышивками, бусинами, бисером, лентами.

В костюме присутствовал передник, который тоже богато украшался и крепился на талии или плечах. Передник использовали в быту, чтобы сохранять одежду от загрязнений, а в праздники передник служил дополнением костюму.

Важной принадлежностью костюма был пояс, который не только закреплял элементы одежды на талии, но и выполнял магическую охранную функцию. Пояс обязательно носил каждый человек, с обряда опоясывания начиналось приобщение новорожденного к человеческому миру. Пояса могут быть ткаными и вязанными богато украшенные узорами, с кисточками или помпонами на концах.

Как уже говорилось, костюм богато декорировался, основной техникой была вышивка. Вышивка на костюме куклы была более условна, но сохраняла традиционные места расположения. При изготовлении наряда для куклы иглу использовать разрешалась.

Народная вышивка в свою очередь славится своим разнообразием узоров, символикой и тонкостью работы. Большинство знаков, которые украшали одежду использовали для того, чтобы охранять и оберегать человека от злых духов. Все в композициях вышивки было символично – прямая горизонтальная линия обозначала землю, горизонтальная волнистая линия воду, вертикальная волнистая линия – дождь, линии которые перекрещивались – огонь. Часто в вышивках встречается образ женщины – мать земля которая почитается особым образом так как кормит и дает жизнь. Изображается в вышивках то что подарила нам земля- цветы, птицы которые приносят весну, деревья, травы, солнце изображалось в виде оленя или лошади. Помимо растительных и зооморфных символов в вышивках присутствует много геометрических узоров и орнаментов.

5. Материалы

Для изготовления кукол применяли лоскуты, оставшиеся от кроя одежды или ветхую не пригодную для носки одежду. Ткани были сотканы в домашних условиях либо фабричного производства. Основными материалами являются – ситец, сатин, батист, не отбеленный холст, грубый лен. Для изготовления нарядной праздничной одежды используются – шелк, парча, атлас, бархат.

В качестве материала который набивается внутрь куклы используют – вату, мох, солому, опилки, крупу.

Для отделки и украшения куклы понадобятся – тесьма, кружево, ленты, бисер, мелкие бусины, пуговицы и прочая фурнитура.

Алгоритм занятий проводимых в рамках Программы

Компоненты Характеристики. цели

создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости

загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления;

подвижная игра

Изготовление куклы

рассматривание и ощупывание куклы.

подбор материала, показ приемов изображения

доработка куклы дополнительными элементами нужно обращать внимание детей на выразительные средства — правильно подобранные нужные цвета, интересные детали

рассматривание полученной работы

детским работам дается только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы

Интересные сюжетно-игровые задания вызывают у детей желание выполнить свою работу как можно лучше.

4. Учебно-тематический план

Сентябрь

1 занятие. Знакомство. Знакомство с инструментами, приспособлениями, материаломи. Техника безопасности работ. Классификация кукол. Технология их изготовления.

Практика:. Ответы на вопросы. Рассматривание готовых работ и фотоматериалов.

2 занятие Зерновушка/Крупеничка

3 занятие Рябинка

4 занятие Плодородие

5 занятие Богач

6 занятие Кукла без иголки

7 занятие Отдарок за подарок

Октябрь

8 занятие Десятиручка

9 занятие Дерево мира

2 занятие Кукла на палочке

10 занятие

11 занятие Столбушка (закрутка)

12 занятие Тульско-калужский мужик

13 занятие пеленашка

Ноябрь

14 занятие Параскева Пятница

15занятие Кузьма-Демьян

11занятие Филлипповка

16 занятие Кувадка

17 занятие Успешница

Декабрь

18 занятие Санница

19 занятие Спиридон-солнцеворот

20 занятие День/ночь

21 занятие Манилка 2

Январь

22 занятие Коза

23 занятие Коляда - Столбушка

24 занятие Венчек благополучия

25 занятие Ангел (белые ангелы)

26 занятие Крестец

27 занятие Неразлучники

28 занятие Берегиня дома

Февраль

29 занятие Лихоманки

30 занятие Масленица

31 занятие Желанница Февральская

32 занятие Хороводница

33 занятие Зайчик на пальчик

34 занятие Игровая кукла

35 занятие Кукла из лыка

Март

36 занятие Веснянки

37 занятие Птица-радость/ счастье

38 занятие Мартинчики

39 занятие Радостея

40 занятие Птица из ткани

Апрель

41 занятие Вербница

42 занятие Зосима Пчельник

43 занятие На пасхальное яичко

44 занятие Пасхальная голубка

45 занятие Колокольчик

Май

46 занятие Солнечный конь

47 занятие Кукушечка

48 занятие Долюшка

49 занятие Божье око

Всего 72 часа

5 Дидактическое обеспечение программы :

Оборудование кабинета: - шкафы для хранения методического материала; - стол для педагога; - столы для обучающихся; - шкаф для хранения инструментов, материалов, незаконченных работ.

Инструменты и приспособления: - ножницы;

Материал для изготовления кукол : - нитки (хлопковые, ирис, акриловые, шерстяные); - пеньковая веревка; - ткань хлопчатобумажная белая; - ткань хлопчатобумажная цветная (разнообразной фактуры и рисунка); - ткани смесовые (разнообразной фактуры и рисунка); - ткань льняная двунитка; -ленты, кружево, тесьма; - бисер, бусины.

Методический материал, обеспечивающий выполнение программы : - образцы готовых изделий; - рисунки, фотографии, иллюстрации; - конспекты занятий;схемы изготовления; - рекомендации по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в ДОУ.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Куколки народные»
Опубликовано: 5 мая 2022 в 19:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД