Евгения Лежнива
Программа дополнительного образования по арт-терапии для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Разноцветный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования по арт-терапии для детей дошкольного возраста с ОВЗ "Разноцветный мир"
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа по арт-терапии для детей с ОВЗ «Разноцветный мир» осуществляется на основе следующих нормативных актов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Публикация «Программа дополнительного образования по арт-терапии для детей дошкольного возраста с ОВЗ „Разноцветный мир“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
5. Устав МБДОУ № 3 «Рябинка» г. Анива.
Актуальность программы. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья усиливает значимость социально-реабилитационной и социокультурной деятельности, целью которой является максимально-достижимая адаптация к жизни, предоставление детям с ОВЗ шанса сформировать навыки социальной ориентации, этики и культурного поведения.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных
методов в воспитании и развитии детей. И поэтому, наряду с использованием
традиционных методов, важную роль в преодолении сложностей развития
могут сыграть инновационные методы, такие как арт-терапия.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии,
основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой
деятельности.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности
через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе
восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Арт-терапия представляет собой совокупность методик, имеющих
различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к
определенному виду искусства, так и направленностью, технологией
психокоррекционного применения. Исследования, проведенные под руководством Л. Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия c детьми дошкольного возраста позволяют решать следующие задачи:
• Воспитательные. Способствуют нравственному развитию личности,
обеспечивают ориентацию в системе моральных норм, усвоению этики
поведения.
• Коррекционные. Способствуют успешной корректировке образа “Я”,
улучшению самооценки, исчезновению неадекватных форм поведения,
налаживанию способов взаимодействия с другими людьми.
• Психотерапевтические. Создают атмосферу эмоциональной теплоты,
доброжелательности, признания ценности личности другого ребенка.
Способствуют возникновению ощущения психологического комфорта,
защищенности, радости, успеха.
• Диагностические. Позволяют корректно понаблюдать за детьми в
самостоятельной деятельности, узнать его интересы, ценности, увидеть
внутренний мир, личностное своеобразие.
• Развивающие. Способствуют в переживании ребенком успеха в той или
иной деятельности, самостоятельно справляться с трудной ситуацией.
В целом осуществляется совместное образование здоровых детей и детей
с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей
воспитанников.
Направленность программы – социально-педагогическая. Программа по арт-терапии для детей с ОВЗ «Разноцветный мир» направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи детям этой категории в освоении адаптированной программы, укрепление собственного «Я», развитие чувства самоценности, способности эмоциональной саморегуляции, коррекцию и профилактику поведенческих отклонений.
Новизна программы заключается в объединении инновационных арт-терапевтических техник и технологии. В качестве приоритетного направлениявыбрано воздействие на эмоциональное здоровье ребенка и развитие творческих способностей через использование арт-терапевтических техник.
Цель программы : сохранение и укрепление психологического здоровья и развитие творческих способностей дошкольников арт-терапевтическими методами.
Задачи программы :
Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.
Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений:
неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.
Социализировать и адаптировать детей с ОВЗ.
Способствовать расширению эмоционального опыта.
Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и
тонких движений пальцев.
Развивать воображение, фантазию и творческие способности.
Развивать познавательные процессы.
Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.
Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым,
сверстникам и самому себе.
Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний,
побуждать к размышлению, самоисследованию.
Программа осуществляется на основе общих принципов:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы учитывает особенности умственного развития детей, предполагает индивидуальный подход к детям дошкольного возраста.
3. Принцип постепенности. Постепенный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (принципу «спирали»). Каждый вид заданий и упражнений служит подготовкой и основой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. В заданиях используются максимально разнообразный материал, который относится к разным областям знаний.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности.
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ дошкольного возраста
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Психологические особенности детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью) : болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется с детьми с ОВЗ 3-7 лет.
По форме организации процесса: групповая; индивидуальная.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю по 20-30 минут.
Количество часов за 36 недель: 36 часов.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный (первая неделя сентября)
1) Диагностирование уровня развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы.
2) Составление плана работы на учебный год, выбор форм, подготовка методических материалов и наглядности.
3) Разработка индивидуального маршрута сопровождения на основе полученных данных мониторинга.
2 Этап – основной (сентябрь-май)
1) Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ.
2) Проведение консультативной, просветительской, профилактической и методической работы с родителями (законными представителями) и педагогами.
3 этап – заключительный (май)
1) Диагностика уровня развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ, консультации с родителями, анкетирование.
2) Оценка и анализ результатов, написание аналитического отчета по результатам работы за год.
Структура занятий:
1. Ритуал приветствия, разминки ( вербальные и невербальные способы приветствия: прикоснись ладошкой; погладь по плечу; поздоровайся улыбкой; скажи приятные слова всем детям; воздушный поцелуй и др.) "От чистого сердца, с любовью – здравствуйте!", «Передай настроение». Создание доверительной обстановки. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений).
2. Реализация арт-техники.
3. Рефлексия занятия, ритуал прощания («Похвали себя за работу», «Спасибо», «Расскажи о своих ощущениях» и др.)
2.1. Календарно-тематический план работы
№ Тема занятия Количество часов
Сентябрь
1. Диагностический этап. Диагностирование уровня развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы. 1 час
2. Песочная терапия
"Здравствуй, песок"
Цель: снижение психофизического напряжение, развитие моторики пальцев. Упражнение "Знакомство". Правило: подружись с песком. Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Здравствуй, песок", "Песочный дождик", "Песочный ветер". Индивидуальная работа с песком и мелкими игрушками. Этап вербализации: "Сказка о том, как мы подружились…". 1 час
3. Изотерапия
«Разноцветные листы»
Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.
Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым, после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим. 1 час
4. Игротерапия
"Пугающая маска"
Цель: развитие доверительной обстановки в группе; помогает детям в материализации чувства страха, учит рефлексивным действиям. Упражнения "Волшебные очки", "Пугающая музыка", "Краски страха". Индивидуальная работа с масками. Этап вербализации: сублимация страха, игры с масками, проговаривание чувств. 1 час
Октябрь
5. Изотерапия
"Веселые и грустные кляксы"
Цель: учить распознавать чувства и эмоции; стимулирует их проявление; развивает наблюдательность и активность.
Упражнения "Волшебные капельки", "Краски музыки", "Краски грусти". Индивидуальная работа "О чем расскажет моя клякса?". Этап вербализации: проговаривание чувств, создание волшебства "Сказка моей кляксы ". 1 час
6. Песочная терапия
«Чувствительные ладошки» (по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой)
Положите ладошки на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.
Сделайте тоже самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
Создать узоры и рисунки-солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
1 час
7. Изотерапия. Игротерапия
«Волшебная губка»
Цели: выработка захвата пальцами, зрительно-двигательной координации;
«Выложи узор»
Цель: учить ребенка координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику рук, захват щепотью.
1 час
8. Изотерапия
«Дорисуй-ка»
Цель: формирование положительной "Я - концепцию", самопринятие, уверенность в себе, снижение тревожности, выделение положительных черт личности. Индивидуальная работа техники Монотипии: (рисование на одной стороне бумаги, которую потом складывают пополам, придумывание и завершение работы, рассказ о том что получилось. 1 час
Ноябрь
9. Песочная терапия
«Песочный мир» Игра «Знакомство с мокрым песком». Игра «Создание Волшебного круга на песке с использованием мелких предметов (ракушки, бусинки, фасоль.)
Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час
10. Игротерапия
«Передай мяч», «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия. 1 час
11. Изотерапия
«Мандалы»
Цели: развитие воображения, фантазии, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения. Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме. 1 час
12. Песочная терапия
«Песочные прятки», «Ручеёк течёт»
Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час
Декабрь
13. Изотерапия. Игротерапия
«Цветные эмоции»
Цель: создание положительной мотивации и заинтересованности детей на занятиях. Снятие эмоционального напряжения. 1 час
14. Песочная терапия.
«Археология», «Строительство замков из очень мокрого песка»
Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час
15 Игротерапия. Пластилинография
«Пластилиновые заплатки»
Цель: развитие внимания и логического мышления, мелкой моторики рук. 1 час
16. Изотерапия
«Новогодние эмоции»
Цель: расширение представлений детей о чувствах, развитие умения соотносить цветовую гамму с образами. 1 час
Январь
17. Песочная терапия
«Как котёнок потерялся», «Песочные дорожки», «Песочный круг»
Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час
18. Игротерапия
«Волшебные камушки» («Марблс»)
Цель: развитие мелкой моторики рук; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. 1 час
19. Изотерапия
«Рисуем волшебный мир»
Цель: осознание своего самочувствия, уменьшение тревожности, развитие творческой личности. 1 час
20. Игротерапия. Пластилинография
«Звёздное небо»
Цель: развитие у детей внимания, творческих способностей, мелкой моторики и снятие мышечного напряжения.
1 час
Февраль
21. Изотерапия
«Нарисованная сказка» (рисование губками, трубочками)
Цель: развитие у детей внимания, творческих способностей, мелкой моторики и снятие мышечного напряжения. 1 час
22. Песочная терапия
«Театр настроения», «Пересыпание песка из разных емкостей»
Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час
23. Игротерапия. Пластилинография
«Снегири на ветках»
Цель: развитие у детей внимания, творческих способностей, мелкой моторики и снятие мышечного напряжения.
1 час
24. Игротерапия
«Праздник непослушания»
Цель: коррекция тревожности, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие произвольности психических процессов. 1 час
Март
25. Песочная терапия
«Царство песчаных человечков»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, развитие образного мышления. 1 час
26. Изотерапия
«Сказочная птица»
Цель: развитие абстрактного мышления, снятие психоэмоционального напряжения. 1 час
27. Игротерапия
«Волшебные пузырьки», «Воздушные шары»
Цель: развитие познавательных способностей, эмоциональное развитие, выработка способностей к спонтанному выражению эмоций. 1 час
28. Изотерапия
«Водный салют»
Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения
Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.
«Мелки – наперегонки»
Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния. 1 час
Апрель
29. Изотерапия
Монотипия. Коллаж «Волшебные превращения»
Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния. 1 час
30. Песочная терапия
«Маленькие художники», «Разговор с руками» (кинетический песок)
Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час
31. Изотерапия
«Краски моего настроения»
Цель: развитие у детей внимания, творческих способностей, мелкой моторики и снятие мышечного напряжения. 1 час
32. Игротерапия
«Подуем на воздушные шары», «Бумажные голуби»
Цель: улучшение функций дыхания, развитие координации, снятие психоэмоционального напряжения. 1 час
Май
33. Песочная терапия
«Покажем эмоции», «Песочный ветер»
Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час
34. Игротерапия. Пластилинография
«Скульптура гнева»
Цель: развитие у детей внимания, творческих способностей, мелкой моторики и снятие мышечного напряжения. 1 час
35. Изотерапия
«Цветочный мир» (ватные шарики, скреплённые карандаши)
Цель: развитие у детей внимания, творческих способностей, мелкой моторики и снятие мышечного напряжения. 1 час
36. Итоговый диагностический этап. Диагностика уровня развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ, консультации с родителями, анкетирование. 1 час
Всего: 36 часов
Работа с родителями
Тема: «Место арт–терапии в практике родителей» Цель: помочь родителям использовать арт- терапию как решения психологических проблем и процесса раскрытия творческого потенциала. Задачи: 1. Познакомить родителей с арт –терапией, как способом самовыражения, развития и гармонизации. 2. Способствовать сплочению коллектива родителей с воспитателями. 3. Приобщить родителей к использованию арт – терапии, как развитие коммуникации между ребенком и родителем.