Приложение МААМ

Программа дополнительного образования по арт-терапии для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Разноцветный мир»

Евгения Лежнива
Программа дополнительного образования по арт-терапии для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Разноцветный мир»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа дополнительного образования по арт-терапии для детей дошкольного возраста с ОВЗ "Разноцветный мир"

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа по арт-терапии для детей с ОВЗ «Разноцветный мир» осуществляется на основе следующих нормативных актов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Публикация «Программа дополнительного образования по арт-терапии для детей дошкольного возраста с ОВЗ „Разноцветный мир“» размещена в разделах

2. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

4. Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

5. Устав МБДОУ № 3 «Рябинка» г. Анива.

Актуальность программы. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья усиливает значимость социально-реабилитационной и социокультурной деятельности, целью которой является максимально-достижимая адаптация к жизни, предоставление детям с ОВЗ шанса сформировать навыки социальной ориентации, этики и культурного поведения.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных

методов в воспитании и развитии детей. И поэтому, наряду с использованием

традиционных методов, важную роль в преодолении сложностей развития

могут сыграть инновационные методы, такие как арт-терапия.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии,

основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой

деятельности.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности

через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе

восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.

Арт-терапия представляет собой совокупность методик, имеющих

различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к

определенному виду искусства, так и направленностью, технологией

психокоррекционного применения. Исследования, проведенные под руководством Л. Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия c детьми дошкольного возраста позволяют решать следующие задачи:

• Воспитательные. Способствуют нравственному развитию личности,

обеспечивают ориентацию в системе моральных норм, усвоению этики

поведения.

• Коррекционные. Способствуют успешной корректировке образа “Я”,

улучшению самооценки, исчезновению неадекватных форм поведения,

налаживанию способов взаимодействия с другими людьми.

• Психотерапевтические. Создают атмосферу эмоциональной теплоты,

доброжелательности, признания ценности личности другого ребенка.

Способствуют возникновению ощущения психологического комфорта,

защищенности, радости, успеха.

• Диагностические. Позволяют корректно понаблюдать за детьми в

самостоятельной деятельности, узнать его интересы, ценности, увидеть

внутренний мир, личностное своеобразие.

• Развивающие. Способствуют в переживании ребенком успеха в той или

иной деятельности, самостоятельно справляться с трудной ситуацией.

В целом осуществляется совместное образование здоровых детей и детей

с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей

воспитанников.

Направленность программы – социально-педагогическая. Программа по арт-терапии для детей с ОВЗ «Разноцветный мир» направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи детям этой категории в освоении адаптированной программы, укрепление собственного «Я», развитие чувства самоценности, способности эмоциональной саморегуляции, коррекцию и профилактику поведенческих отклонений.

Новизна программы заключается в объединении инновационных арт-терапевтических техник и технологии. В качестве приоритетного направлениявыбрано воздействие на эмоциональное здоровье ребенка и развитие творческих способностей через использование арт-терапевтических техник.

Цель программы : сохранение и укрепление психологического здоровья и развитие творческих способностей дошкольников арт-терапевтическими методами.

Задачи программы :

Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений:

неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.

Социализировать и адаптировать детей с ОВЗ.

Способствовать расширению эмоционального опыта.

Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и

тонких движений пальцев.

Развивать воображение, фантазию и творческие способности.

Развивать познавательные процессы.

Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.

Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым,

сверстникам и самому себе.

Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний,

побуждать к размышлению, самоисследованию.

Программа осуществляется на основе общих принципов:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы учитывает особенности умственного развития детей, предполагает индивидуальный подход к детям дошкольного возраста.

3. Принцип постепенности. Постепенный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (принципу «спирали»). Каждый вид заданий и упражнений служит подготовкой и основой для выполнения следующего, более сложного задания.

4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. В заданиях используются максимально разнообразный материал, который относится к разным областям знаний.

5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности.

1.2 Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ дошкольного возраста

Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Психологические особенности детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью) : болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется с детьми с ОВЗ 3-7 лет.

По форме организации процесса: групповая; индивидуальная.

Срок реализации программы – 1 год.

Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю по 20-30 минут.

Количество часов за 36 недель: 36 часов.

Этапы работы:

1 этап – подготовительный (первая неделя сентября)

1) Диагностирование уровня развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы.

2) Составление плана работы на учебный год, выбор форм, подготовка методических материалов и наглядности.

3) Разработка индивидуального маршрута сопровождения на основе полученных данных мониторинга.

2 Этап – основной (сентябрь-май)

1) Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ.

2) Проведение консультативной, просветительской, профилактической и методической работы с родителями (законными представителями) и педагогами.

3 этап – заключительный (май)

1) Диагностика уровня развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ, консультации с родителями, анкетирование.

2) Оценка и анализ результатов, написание аналитического отчета по результатам работы за год.

Структура занятий:

1. Ритуал приветствия, разминки ( вербальные и невербальные способы приветствия: прикоснись ладошкой; погладь по плечу; поздоровайся улыбкой; скажи приятные слова всем детям; воздушный поцелуй и др.) "От чистого сердца, с любовью – здравствуйте!", «Передай настроение». Создание доверительной обстановки. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений).

2. Реализация арт-техники.

3. Рефлексия занятия, ритуал прощания («Похвали себя за работу», «Спасибо», «Расскажи о своих ощущениях» и др.)

2.1. Календарно-тематический план работы

№ Тема занятия Количество часов

Сентябрь

1. Диагностический этап. Диагностирование уровня развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы. 1 час

2. Песочная терапия

"Здравствуй, песок"

Цель: снижение психофизического напряжение, развитие моторики пальцев. Упражнение "Знакомство". Правило: подружись с песком. Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Здравствуй, песок", "Песочный дождик", "Песочный ветер". Индивидуальная работа с песком и мелкими игрушками. Этап вербализации: "Сказка о том, как мы подружились…". 1 час

3. Изотерапия

«Разноцветные листы»

Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым, после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим. 1 час

4. Игротерапия

"Пугающая маска"

Цель: развитие доверительной обстановки в группе; помогает детям в материализации чувства страха, учит рефлексивным действиям. Упражнения "Волшебные очки", "Пугающая музыка", "Краски страха". Индивидуальная работа с масками. Этап вербализации: сублимация страха, игры с масками, проговаривание чувств. 1 час

Октябрь

5. Изотерапия

"Веселые и грустные кляксы"

Цель: учить распознавать чувства и эмоции; стимулирует их проявление; развивает наблюдательность и активность.

Упражнения "Волшебные капельки", "Краски музыки", "Краски грусти". Индивидуальная работа "О чем расскажет моя клякса?". Этап вербализации: проговаривание чувств, создание волшебства "Сказка моей кляксы ". 1 час

6. Песочная терапия

«Чувствительные ладошки» (по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

Положите ладошки на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.

Сделайте тоже самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

Создать узоры и рисунки-солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

1 час

7. Изотерапия. Игротерапия

«Волшебная губка»

Цели: выработка захвата пальцами, зрительно-двигательной координации;

«Выложи узор»

Цель: учить ребенка координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику рук, захват щепотью.

1 час

8. Изотерапия

«Дорисуй-ка»

Цель: формирование положительной "Я - концепцию", самопринятие, уверенность в себе, снижение тревожности, выделение положительных черт личности. Индивидуальная работа техники Монотипии: (рисование на одной стороне бумаги, которую потом складывают пополам, придумывание и завершение работы, рассказ о том что получилось. 1 час

Ноябрь

9. Песочная терапия

«Песочный мир» Игра «Знакомство с мокрым песком». Игра «Создание Волшебного круга на песке с использованием мелких предметов (ракушки, бусинки, фасоль.)

Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час

10. Игротерапия

«Передай мяч», «Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия. 1 час

11. Изотерапия

«Мандалы»

Цели: развитие воображения, фантазии, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения. Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме. 1 час

12. Песочная терапия

«Песочные прятки», «Ручеёк течёт»

Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час

Декабрь

13. Изотерапия. Игротерапия

«Цветные эмоции»

Цель: создание положительной мотивации и заинтересованности детей на занятиях. Снятие эмоционального напряжения. 1 час

14. Песочная терапия.

«Археология», «Строительство замков из очень мокрого песка»

Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час

15 Игротерапия. Пластилинография

«Пластилиновые заплатки»

Цель: развитие внимания и логического мышления, мелкой моторики рук. 1 час

16. Изотерапия

«Новогодние эмоции»

Цель: расширение представлений детей о чувствах, развитие умения соотносить цветовую гамму с образами. 1 час

Январь

17. Песочная терапия

«Как котёнок потерялся», «Песочные дорожки», «Песочный круг»

Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час

18. Игротерапия

«Волшебные камушки» («Марблс»)

Цель: развитие мелкой моторики рук; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. 1 час

19. Изотерапия

«Рисуем волшебный мир»

Цель: осознание своего самочувствия, уменьшение тревожности, развитие творческой личности. 1 час

20. Игротерапия. Пластилинография

«Звёздное небо»

Цель: развитие у детей внимания, творческих способностей, мелкой моторики и снятие мышечного напряжения.

1 час

Февраль

21. Изотерапия

«Нарисованная сказка» (рисование губками, трубочками)

Цель: развитие у детей внимания, творческих способностей, мелкой моторики и снятие мышечного напряжения. 1 час

22. Песочная терапия

«Театр настроения», «Пересыпание песка из разных емкостей»

Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час

23. Игротерапия. Пластилинография

«Снегири на ветках»

Цель: развитие у детей внимания, творческих способностей, мелкой моторики и снятие мышечного напряжения.

1 час

24. Игротерапия

«Праздник непослушания»

Цель: коррекция тревожности, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие произвольности психических процессов. 1 час

Март

25. Песочная терапия

«Царство песчаных человечков»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, развитие образного мышления. 1 час

26. Изотерапия

«Сказочная птица»

Цель: развитие абстрактного мышления, снятие психоэмоционального напряжения. 1 час

27. Игротерапия

«Волшебные пузырьки», «Воздушные шары»

Цель: развитие познавательных способностей, эмоциональное развитие, выработка способностей к спонтанному выражению эмоций. 1 час

28. Изотерапия

«Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния. 1 час

Апрель

29. Изотерапия

Монотипия. Коллаж «Волшебные превращения»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния. 1 час

30. Песочная терапия

«Маленькие художники», «Разговор с руками» (кинетический песок)

Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час

31. Изотерапия

«Краски моего настроения»

Цель: развитие у детей внимания, творческих способностей, мелкой моторики и снятие мышечного напряжения. 1 час

32. Игротерапия

«Подуем на воздушные шары», «Бумажные голуби»

Цель: улучшение функций дыхания, развитие координации, снятие психоэмоционального напряжения. 1 час

Май

33. Песочная терапия

«Покажем эмоции», «Песочный ветер»

Цель: расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, коррекция эмоционально-волевых нарушений снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. 1 час

34. Игротерапия. Пластилинография

«Скульптура гнева»

Цель: развитие у детей внимания, творческих способностей, мелкой моторики и снятие мышечного напряжения. 1 час

35. Изотерапия

«Цветочный мир» (ватные шарики, скреплённые карандаши)

Цель: развитие у детей внимания, творческих способностей, мелкой моторики и снятие мышечного напряжения. 1 час

36. Итоговый диагностический этап. Диагностика уровня развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ, консультации с родителями, анкетирование. 1 час

Всего: 36 часов

Работа с родителями

Тема: «Место арт–терапии в практике родителей» Цель: помочь родителям использовать арт- терапию как решения психологических проблем и процесса раскрытия творческого потенциала. Задачи: 1. Познакомить родителей с арт –терапией, как способом самовыражения, развития и гармонизации. 2. Способствовать сплочению коллектива родителей с воспитателями. 3. Приобщить родителей к использованию арт – терапии, как развитие коммуникации между ребенком и родителем.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по арт-терапии для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Разноцветный мир»
Опубликовано: 11 октября 2022 в 08:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования по арт-терапии для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Разноцветный мир»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Лежнива (УИ 529626) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД