МААМ-картинки

Программа дополнительного образования в средней группе «Пластилинография» (без календарного планирования)

Юлия Жданова
Программа дополнительного образования в средней группе «Пластилинография» (без календарного планирования)

Пояснительная записка

Эта программа для детей 4-5 лет имеет худож. направленность, обеспечивает развитие мелкой моторики пальцев рук во время работы с пластилином с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей.

«Истоки творческих способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». (В. А. Сухомлинский)

Предполагается, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином будет способствовать развитию творческих способностей детей 4-5 лет

Публикация «Программа дополнительного образования в средней группе „Пластилинография“ (без календарного планирования)» размещена в разделах

Главное в работе по развитию творч. способностей является развитие у детей умения выделять,при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окр. мира.

Актуальность.

Проблема развития мелкой моторики, ловкости рук на занятиях по пластилинографии весьма актуальна, именно изодеятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом (стека). Главное значение занятий по пластилинографии-в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.

Цель программы :

Обучение детей нетрадиц. приемам лепки из пластилина и применение их при изготовлении поделок в технике - пластилинография.

Задачи:

1. Созд. условия для формир. у детей мотивации к овладению техническими навыками изображения, вызывая полож. эмоции.

2. Способств. развитию памяти, внимания, речевого слуха, наглядно-действ. воображения, мышления.

3. Учить передавать образ предметов, явлений окр. мира посредством пластилинографии.

4. Учить работать на заданном пространстве.

5. Воспитыв. навыки аккуратн. работы с пластилином.

6. Способств. развитию сенсорных способностей, композиционных навыков, координации рук, мелкой моторики, сформировать изобр. умения и навыки, развить творч. способности.

7. Использовать в работе техники: прямой, контурной, мозаичной пластилинографии.

8. Отрабатывать и совершенствовать приемы работы в технике пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, скатывание).

9. Учить смешивать различные цвета пластилина, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога.

Отличительные особенности

Пластилинография — один из недавно появившихся новых жанров в изодеятельности.

Понятие «пластилинография» имеет 2 смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот способ создания лепных картин с изображ. более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонт. поверхности.

Занятия пластилинографией способствуют интеллект. развитию детей. Полученные результаты, сам процесс работы раскрывают творч. способности ребенка, делают детский мир красочнее,духовно богаче.

Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образоват. области: «Познават. развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое» и «Физическое». Они тесно переплетаются с жизнью детей, с той образовательной, игровой деятельностью, которую они осуществляют постоянно. Реализуется познават. активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практич. направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизн. опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их.

Закрепляются математич. представления о счете, размере, величине. Развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центр. мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.

Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоц. состояния детей в изотворчестве.

Работа с детьми в изодеятельности, основанная на использовании технологий пластилинографии, развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи.

Состав группы 10 человек.

Набор детей носит свободн. характер и обусловлен интересами детей и их родителей.

Программа составлена для средней группы, рассчитана на 1 год. Занятия – 2 раза в неделю во 2 половину дня. Длительность - 20 мин. С сентября по май.

Форма организации: групповая.

Форма проведения: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная).

Ожидаемый результат:

• у детей разовьется память, внимание, речевой слух, воображение, мышление.

• научатся передавать образ предметов, явлений окр мира посредством пластилинографии.

• научатся работать на заданном пространстве.

• приобретут навыки аккуратн. работы с пластилином.

• разовьются сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика, сформируются изобр. умения и навыки, разовьются творч. способности.

научатся использовать в работе техники: прямой, контурной, мозаичной пластилинографии.

• смогут использовать приемы работы в технике пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, скатывание).

• выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (сумеют планировать свою работу, выберут выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца)

Формы подведения итогов-диагностика

Цель диагностики:

• Выявить уровень худ. развития детей.

• Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Способы проверки знаний:

Самоанализ достижений: чему новому научились.

• Выставки работ (для родителей и сотрудников д/с).

Диагностика составлена на основе приёмов работы в технике «Пластилинографии».

Программа предполагает диагностирование по учебным полугодиям.

У

Пед. принципы:

1. Доступность. Построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей детей (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе.)

Наглядностиь. Использ. зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий; позволяет учитывать наглядно - образное,наглядно - действенное мышление ;

3. Системность. Одноврем. получение знаний о происходящих в природе процессах и формирование нравств. качеств: сострадание, доброта, милосердие.

Методы и приё мы:

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение, знакомство с новыми словами (пластилинография, стека, шаблон, покров.);

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и инд.);

Игровой - каждая НОД проходит в виде игры, используются игры (пальчиковые, игры с пластилином.)

Виды пластилинографии :

Прямая - изображ. лепной картины на горизонт. поверхности. Здесь могут работать дети и младшего возраста. Такой рисунок лучше заполнять более мягким пластилином, таким как восковой. Аппликацию надо выполнять на плотном картоне. Размазывать пластилин лучше всего пальцами, так получается эффект мазка масляными красками.

Контурная - изображ. объекта по контуру, с использ. «жгутиков». Пространство рисунка заполняем жгутиками, которые были предварительно подготовлены ребенком или воспитателем. Воспитатель может подготовить такие жгуты при помощи шприца. Пластилин помещаем в шприц, а шприц в горячую воду. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, получаются одинаковые жгутики.

Мозаичная - изобр. лепной картины с помощью шариков из пластилина. Это самая простая техника. Главное - подбирать красивые цвета и аккуратно заполнить рисунок, не выходя за контуры. Все техники – это маленькая игра. Они позволяют детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дают полную свободу для самовыражения.

Процесс обучения делится на 3 этапа:

– Подготовительный. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами; научиться работать на огранич. пространстве.

– Основной. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам; освоить умение пользоваться специальной - печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесн. указанию воспитателя.

- Итоговый. Научиться самост. решать творч. задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

• несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.

• в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Рекомендации:

• Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).

• Использовать плотный картон.

• Основу покрывать скотчем.

• На рабочем столе ребёнка должна обязательно быть доска или клеёнка, салфетка для рук.

• После работы вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

• В процессе занятия обязательны физкультминутки

1-ые успехи в работе вызовут у детей желание создавать картинки сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельно, что будет способствовать развитию воображ. и фантазии.

Отбирались интересные доступные темы, которые завлекут ребенка и помогут ему раскрыться.

Занятия проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности.

Литература

1. С. И. Гудилина “Чудеса своими руками».

2. Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество».

3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».

4. Г. Н. Давыдова «Пластилинография».

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования в средней группе «Пластилинография» (без календарного планирования)
Опубликовано: 14 мая 2023 в 13:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД