Получи документы

Программа по познавательно-исследовательской деятельности для дошкольников «Мир, в котором я живу»

Фатима Маультовна
Программа по познавательно-исследовательской деятельности для дошкольников «Мир, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа по познавательно исследовательской деятельности

(блок «Ознакомление с окружающим миром»)

«Мир, в котором мы живём»

МАДОУ «ДС «Цветок Уренгоя»

Воспитатель-эколог:

Баисова Фатима Маультовна

Новый Уренгой

2021 г.

Содержание

Паспорт программы …

Пояснительная записка ….

1. Концептуальные основы реализации

программы….…

Публикация «Программа по познавательно-исследовательской деятельности для дошкольников „Мир, в котором я живу“» размещена в разделах

2. Организация развивающей предметно – пространственной среды для познавательно исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста…. …

3. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по

реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей

дошкольного возраста…

4. Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми…. ….

5. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной д.

Формы работы с родителями ….

6. Тематическое перспективное планирование занятий

по опытно-экспериментальной деятельности….

7. Ожидаемые результаты….

8. Литература….

Приложение

Паспорт программы

1 Наименование программы «Лаборатория «Юный исследователь»

2 Тип программы Программа для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

3 Автор программы Баисова Фатима Маультовна

4 Организация исполнитель программы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цветок Уренгоя»

5 Редактор Баисова Фатима Маультовна

6 Цели программы Развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты.

7 Задачи программы 1. Создать условия по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников.

2. Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

3. Развивать умение делать выводы, умозаключения

4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

5. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

8 Краткое содержание программы В программе «Лаборатория «Юный исследователь» выстроена эффективная система взаимодействия и преемственности в работе с родителями и другими специалистами по данной проблеме. Даны рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для обучения правилам опытно-экспериментальной деятельности. В программе раскрывается система организации работы в разных возрастных группах, предлагается перспективное планирование работы в различных формах организации детской деятельности : на занятиях, через наблюдения, целевые прогулки, беседы и рассматривание иллюстративного материла, исследовательская деятельность, опыты, дидактические игры, игровые упражнения и ситуации, чтение художественной литературы, просмотр презентаций.

9. Ожидаемый результат 1. Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

2. Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях

3. Соблюдает правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

4. Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности

10. Срок реализации программы

2018-2020 г

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н. Е. Веракса, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова).

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

1. Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

2. Активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника : развитие личности, психическое развитие.

Данная программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:

• Вместе;

• на равных;

• как партнеров.

Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Специфика отбора содержания программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

1. живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др. ;

2. неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др. ;

3. человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:

• с детьми младшей группы – 1 раз в месяц по 10 – 15 минут;

• с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 15-20 минут;

• с детьми старшей группы – 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Работа проводится с небольшими подгруппами. Это дает возможность педагогу:

• работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);

• использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

Данная деятельность проводится в свободное от занятий время в I или II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы мини-лаборатории. По окончании проведения опытов воспитатели ставят отметку о выполнении, с указанием числа и своей подписи.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

1. постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

2. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3. проверка гипотез;

4. подведение итогов, вывод;

5. фиксация результатов (если это необходимо);

6. вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

познавательный мотив (почему так);

• ситуация выбора.

Диагностика усвоения рабочей программы по «Мир, в котором мы живём» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.

Актуальность:

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско –творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Цели и задачи программы.

Цель: развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты.

Задачи:

1. Создать условия по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников.

2. Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

3. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, растворимость и т. д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

4. Развивать умение делать выводы, умозаключения

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Содержание программы

Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.

В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Содержание программы строится по трё м разделам:

- живая природа;

- неживая природа;

- человек

по следующим темам:

«В гости капелька пришла» - изучение свойств и состояний воды, опыты на исследование плавучести, растворимости и нерастворимости различных веществ.

«Чудеса на окошке» - формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, умение наблюдать за их ростом.

«Свет и цвет» - знакомство со световым лучом, его движением и явлениями, влияющими на изменение направления и цвета светового луча.

«Воздух – невидимка» включает в себя занятия на обобщение и закрепление знаний детей о свойствах и качествах воздуха.

«Увидеть невидимое» - выявление на первый взгляд невидимых свойств веществ.

«Чудо магнит» - расширить знания детей о магните, его свойствах и способностях, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов.

«Руками человека» показывает детям, что человек, имея определенные знания, может изобретать интересные конструкции.

«Неживая природа» - выделение признаков неживой природы.

«Необычное в обычном» подводит детей к пониманию того, что из совершенно обычных и привычных нам вещей можно сделать что-то интересное.

1. Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности

с детьми дошкольного возраста.

Чем раньше познакомился маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет его желание оберегать растущее и живое. Основная задача родителей и воспитателей: поддержать и развить в ребёнке интерес к открытиям и создать для этого условия. Одним из условий по развитию познавательных способностей детей является предметно – развивающая среда.

Организации развивающей

предметно – пространственной среды по экспериментированию

Возраст Рекомендации

Младший возраст 1. Создание условий для комфортной и безопасной среды для ребёнка.

2. Желательно подбирать предметы чистых цветов, чёткой и несложной формы, разных размеров.

3. Предметы должны быть из разных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов.

4. Предметы должны иметь разнообразной характер поверхности (гладкий, шероховатый, прозрачный, твёрдость и др. свойства)

Средний возраст 1. Развивающая среда должна сохранить особенности младшей группы, но в то же время носить черты обстановки, характерной для групп старших дошкольников, набор материалов шире.

2. Опорные схемы, которые помогают ребёнку выбирать деятельность и следовать этому выбору.

3. Использование знаковой символики для обозначения предметов, действий и их последовательность. Придумывать такие знаки лучше с детьми вместе, подводя их к пониманию того, что всё можно обозначить не только словами, но и графически.

Старший возраст 1. Центр экспериментирования должен размещаться таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься делом.

2. Желательно в детском саду организовать целую комнату для экспериментирования.

С целью развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в развивающей среде каждой группы ДОУ выделены зоны экспериментирования – мини- лаборатории

Развивающая предметно – пространственная среда

младшая группа

Предметно – развивающая среда для младшей группы направлена на формирование у детей элементарных обследовательских действий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира.

Центр «Мы познаём мир»

1. Стол с ёмкостями для воды и песка и рабочей поверхностью из пластика. 2. Резиновый коврик. 3. Халаты, нарукавники. 4. Природный материал: песок, глина, вода, камушки, ракушки, различные плоды, пух, перья. 5. Пищевые красители. 6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 7. Игрушки для игры с водой. 8. Несколько комнатных растений. 9. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели. 10. Игра «Времена года». 11. Пуговицы, шнурки, нитки, скорлупа орехов, вата, бумага разных сортов.

Развивающая предметно – пространственная среда

средняя группа

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Центр «Мы познаём мир»

1. Стол для проведения экспериментов. 2. Халаты, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, горох, вода, камни, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья. 4.Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 5. Игрушки для игры с водой. 6. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели. 7. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов. 8. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок). 9. Увеличительное стекло. 10. Игрушечные весы. 11. Комнатные растения с указателями. 12. Алгоритм ухода за растениями. 13. Журнал опытов.

Развивающая предметно – пространственная среда

старшая группа

Работа по экспериментированию с детьми старшей группы направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и явлений.

Центр «Маленькие почемучки».

1. Стол для экспериментирования. Резиновый коврик. 2. Халаты, передники, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т. д.

4. Комнатные растения с указателями. 5. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука). 7. Стеллаж для пособий и оборудования. 8. Микроскоп, лупы. 9. Песочные часы, безмен. 10. Технические материалы (болты, гайки, гвозди). 11. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл).

12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов. 13. Календарь природы. 14. Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.

Развивающая предметно – пространственная среда

подготовительная группа

Центр

«Групповая мини – лаборатория».

1. Стол для экспериментирования. Резиновый коврик. 2. Халаты, передники, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т. д 4. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука, крахмал). 5. Пищевые красители. 6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 7. Микроскоп, лупы. 8. Песочные часы, безмен. 9. Технические материалы (болты, гайки, гвозди). 10. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл). 11. Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы. 12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов. 13. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов, календарь природы, календарь погоды. 14. Комнатные растения с указателями по программе, алгоритм ухода за комнатными растениями. 15. Настольно – печатные игры для формирования первичных, естественнонаучных представлений.

Для изучения содержания, имеющихся мини –лабораторий использовали критерии, предложенные Л. Н. Прохоровой в методических рекомендациях «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

1. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

Познавательные возможности дошкольников очень велики. Опытно -экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Коллектив ДОУ и родители должны стать единомышленниками в развитии детей. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Результативность внедрения опытно - экспериментальной деятельности определяется с помощью мониторинга. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности. Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач: 1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования. 2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми. 3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ. 4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Для осуществления мониторинга развития навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста разработали индивидуальные карты формирования навыков экспериментирования. Диагностический инструментарий: наблюдения воспитателя, фиксирование в дневнике наблюдений. Уровень усвоения определяется по структурно – логической схеме формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте, разработанной Ивановой А. И. (Приложение 1). Она позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую. Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметной среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития самостоятельной детской деятельности. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: - достаточность (соответствие возрасту); - безопасность для жизни и здоровья детей; - доступность расположения. Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

Индивидуальная карта овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

Ф. И. ребенка___

Возраст___

Дата заполнения___

Часть1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Интегративные качества, необходимые для формирования навыков экспериментирования

Начало года

Конец года

1. Умение видеть и выделять проблему

2 Умение принимать и ставить цель

3 Умение решать проблемы

4 Умение анализировать объект или явление

5 Умение выделять существенные признаки и связи

6 Умение сопоставлять различные факты

7 Умение выдвигать гипотезы, предположения

8 Умение делать выводы

Вывод:

Часть 2 .Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Примечание: за основу взяли «Структурно – логическую схему формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте» Ивановой А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Творческий Центр «Сфера» М., 2009. с. 46-53.

1. Методы, формы и технологии,

применяемые в работе с детьми

• Метод наблюдения

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения использовали следующие:

• Игровой метод

- Опыт

Из словесных методов использовали следующие:

- Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

- Художественное слово

- Загадки

- Напоминание о последовательности работы

- Совет

- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и

систематизации.

Информационно-коммуникативные технологии:

-Компьютер

-мультимедийный проектор

-принтер

-видеомагнитофон

-фотоаппарат.

Формы работы с детьми:

-фронтальные;

-групповые;

-индивидуальные.

Формы реализации программы :

-целевые экскурсии;

-тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

-чтение художественной литературы;

-конкурсы и викторины;

-сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;

открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными

персонажами.

1. Роль семьи в развитии

опытно-экспериментальной активности реб нк

Формы работы с родителями

п/п

Задачи Мероприятия

1. Ознакомление родителей с

содержанием программы развития

экспериментальной деятельности Родительские собрания:

1. «Экспериментальная

деятельность дошкольников в

семье»,

2. «Значение детского

экспериментирования в развитии

реб нка»

3. «Проведение экспериментов

летом»

4. «Растим любознательных»

5. Анкетирование «Выявление

отношения родителей к опытно-

экспериментальной активности детей

2. Ознакомление родителей с

методами и формами работы по

разделу «Познавательно исследовательская деятельность детей дошкольного возраста».

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса

реб нка к экспериментальной

деятельности»;

2. «Организация детского

экспериментирования в домашних

условиях»;

3. «Чего нельзя и что нужно делать

для поддержания интереса детей к

познавательному

экспериментированию?»;

3. «Игра или экспериментирование»;

4. «Значение опытно –

экспериментальной деятельности

для психического развития ребенка

3. Популяризация

исследовательской активности

ребенка - дошкольника

Публикации по теме:

«Город, в котором я живу». ООД по ознакомлению с окружающим миром«Город, в котором я живу». ООД по ознакомлению с окружающим миром Программное содержание Учить детей называть город, в котором они живут. Дать первоначальные знания об истории города Краснодара. Подвести.

«Город, в котором я живу». Познавательно-творческий проект«Город, в котором я живу». Познавательно-творческий проект Участники проекта: - воспитанники группы; - воспитатели группы; - родители воспитанников. Срок реализации: краткосрочный (2 недели).

Фотоотчёт о конкурсе фотографий «Край, в котором я живу»Фотоотчёт о конкурсе фотографий «Край, в котором я живу» Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Янтарный… Край, в котором я живу (фотозарисовка)Янтарный… Край, в котором я живу (фотозарисовка) Янтарный -небольшой уютный посёлок городского типа на Северо-западе Калининградской области. До 1946 года он носил название Пальмникен.

Конспект НОД по аппликации «Дом в котором я живу» во второй младшей группеКонспект НОД по аппликации «Дом в котором я живу» во второй младшей группе Тема: Дом в котором я живу. Цель: Создать условия для формирования умений располагать части предмета в определённой последовательности.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольниковКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург»Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург» Актуальность: У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Проект в подготовительной группе «Город, в котором я живу» Проект «Город, в котором я живу!»По доминирующей деятельности: познавательно-творческий По количеству участников: групповой Характер контактов:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по познавательно-исследовательской деятельности для дошкольников «Мир, в котором я живу»
Опубликовано: 22 октября 2021 в 11:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по познавательно-исследовательской деятельности для дошкольников «Мир, в котором я живу»» (включая файлы) размещена пользователем Фатима Маультовна (УИ 949517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД