Получи документы

Рабочая программа дополнительного образования «Волшебные шашки»

Татьяна Сапрыкина
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебные шашки»

Содержание Программы

1 Информационная карта Программы 3

2 Пояснительная записка 5

3 Отличительные особенности программы 6

4 Этапы реализации программы 7

5 Ожидаемые результаты 10

6 Тематическое планирование (1 год обучения – возраст 6-7 лет) 12

7 Мониторинг

8 Литература

9 Приложение

Информационная карта

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Волшебные шашки“» размещена в разделах

Наименование программы Программа дополнительного образования "Волшебные шашки" по игре в шашки для детей дошкольного возраста 6-7лет.

Целевая группа Дети от 6 до 7 лет группы общеразвивающей направленности и их родители (законные представители)

Цель программы Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки. Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи программы Обучающие :

-обучение основам шашечной игры;

-обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

- познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;

-развитие стремления детей к самостоятельности;

-развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

-развивать умение оценивать свои и чужие поступки.

Воспитательные:

- формировать культуру общения и поведения в коллективе;

- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;

- воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения; - выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Эстетическое:

-играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическое: -осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Направленность Интеллектуальная направленность

Срок реализации 1 год

Уровень реализации Дошкольное образование

Уровень освоения Общекультурный

Краткое содержание программы Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности.

Новизна программы Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной программе, приближают начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники научатся искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Ожидаемые результаты программы По окончании обучения дети должны знать:

- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т. д

- это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.

- правила игры – выявляются путем опроса и игры с воспитателем.

- стадии игры - выявляются путем опроса и игры с воспитателем.

- основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция

выявляются путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу учебного года ребенок должен уметь: - ориентироваться на шашечной доске, - правильно помещать доску между партнерами, - правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,

- применять на практике правила игры,

- следить за ходами противника, поправлять,

- решать простейшие комбинации,

- расставлять позиции с заданными условиями, - рассчитывать соотношение сил,

- приобретут ряд качеств, которые помогут им решать многие жизненные ситуации: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию.

Волшебные шашки

«Шашечная игра-мать шахматной,

и достойная мать».

Эммануил Ласкер

«Если шахматы – король игр,

то шашки – его премьер министр».

Феликс Жан

Пояснительная записка.

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла) :

«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста».

Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Отличительные особенности программы :

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

- Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.

- Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т. д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающий упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.

- Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей подготовительного дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.

- Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.

- Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.

- Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.

Этапы реализации программы :

Этапы реализации программы на год обучения : подготовительный, основной, заключительный.

- На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.

- На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.

- На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 часов в год по 1 занятию в неделю, длительностью 45 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.

Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (6 - 7 лет).

Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Формы и методы работы.

Возраст обучающихся 6-7 лет. Акцент при обучении делается на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация, предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться, надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.

- В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.

-Вид детской группы – группа постоянного состава.

-Набор детей – свободный.

-Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:

- нормальное общее развитие;

- интерес ребенка.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Основой организации занятий с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

3. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

5. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.

Методы проведения занятий и игровых встреч

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

-практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.

Перечень дидактических материалов

- набор концовок и этюдов для решения позиций;

- непосредственно шашки;

- настольные шашечные доски

Условия для реализации программы

Оборудование, материалы.

В организацию предметно-развивающей среды подготовить: информационный стенд «Шашечный дебют», шашечный уголок в групповой комнате, оборудование и демонстрационный материал.

- комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);

- шахматные часы

Сроки реализации

Срок реализации программы : 1 год. Программа предусматривает проведение 36 часов занятий в год, по одному занятию в неделю. Программа имеет две темы : основы игры, шашечная тактика.

Формы и виды контроля

С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.

Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с воспитателем, беседы.

Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с воспитателем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения дети должны знать:

- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т. д. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.

- правила игры – выявляются путем опроса и игры с воспитателем.

- стадии игры - выявляются путем опроса и игры с воспитателем.

- Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу учебного года ребенок должен уметь:

- ориентироваться на шашечной доске,

- правильно помещать доску между партнерами,

- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,

- применять на практике правила игры,

- следить за ходами противника, поправлять,

- решать простейшие комбинации,

- расставлять позиции с заданными условиями,

- рассчитывать соотношение сил.

Приобретение универсальных учебных действий (ууд)

Коммуникативные:

- общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с использованием шашечного этикета. Уважение к сопернику,

- выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,

- контролирование собственных эмоций,

- использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.

Познавательные:

- применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач,

- решение многоходовых задач по заданному алгоритму,

- использование знаний в практической игре,

- ориентирование на плоскости,

- схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой,

- анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.

Регулятивные:

- понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,

- создание плана реализации преимущества,

- предвидение развития позиций,

- предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии,

- оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек,

- выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебные шашки»
Опубликовано: 15 сентября 2020 в 20:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД