Получи документы

Развитие ценностно-смысловых ориентаций детей-инвалидов по зрению в условиях культурно-досугового учреждения

Даутова Наталья Валерьевна
Развитие ценностно-смысловых ориентаций детей-инвалидов по зрению в условиях культурно-досугового учреждения

Развитие ценностно-смысловых ориентаций детей инвалидов по зрению в условиях культурно-досугового учреждения

Автор: Даутова Наталья Валерьевна

г. Ульяновск. Россия

Аннотация: В статье описывается направленность и важность деятельности культурно-досуговых учреждений при формировании и развитии у инвалидов ценностно-смысловых ориентаций. Рассматривается проблема социальной адаптации инвалидов в современном обществе.

Публикация «Развитие ценностно-смысловых ориентаций детей-инвалидов по зрению в условиях культурно-досугового учреждения» размещена в разделах

Ключевые слова: социальная работа, инвалиды, культурно-досуговые учреждения, культурная деятельность, социальная адаптация, социальная поддержка, культура, досуг, социальная политика.

Annotation : The article describes the orientation and importance of the activities of cultural and leisure institutions in the formation and development of value-semantic orientations among disabled people. The problem of social adaptation of disabled people in modern society is considered.

Keywords : social work, disabled people, cultural and leisure institutions, cultural activities, social adaptation, social support, culture, leisure, social policy.

В современном мире все граждане равны в своих правах, несмотря на индивидуальные особенности, различия, в том числе выраженные в нарушении здоровья. В силу объективных условий жизнедеятельности и наличия барьеров для эффективного участия в жизни общества граждан с нарушениями здоровья (инвалидов) научные дискуссии о необходимости полной реализации их прав не утихают. В российском обществе интерес к вопросам доступности среды для инвалидов существенно возрос после принятия в 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов, которая актуализировала необходимость комплексного решения вопросов по повышению уровня возможностей реализации прав инвалидов [2].

По данным Всемирной организации здравоохранения количество граждан с нарушением здоровья (инвалидов) составляет 19% всего населения планеты [2, с. 119].

В настоящее время одной из основных проблем, отражающихся на положении людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, – это отношение современного общества к людям с ОВЗ как физически-неполноценным. Это порождает «невостребованность» людей-инвалидов в трудовой, культурной, социальной и иных сферах жизни. В сложившихся неблагоприятных условиях инвалиды теряют возможность развивать свои ценностно-смысловые ориентации. Особенно важной остается ситуация социального положения семей, имеющих детей-инвалидов.

В основном такое неблагополучное положение инвалидов и детей инвалидов сложилось из-за недостаточного нормативно – правового обеспечения при реализации социальной политики. Еще одной причиной является устоявшиеся стереотипы общества об инвалидах как аутсайдерах социальной, трудовой, духовной, экономической и культурной жизни. Фактически, инвалидная среда оказалась своеобразной «культурной резервацией» современного общества.

Наиболее актуальной задачей социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности. В системе социальной защиты населения действует большое количество учреждений, работающих с инвалидами.

Суть социальной работы в этих учреждениях – это социальная реабилитация, то есть восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. В настоящее время в рамках социальной политики государства существенная роль отводится учреждениям, осуществляющим культурно-досуговую деятельность, которые оказывают различного рода поддержку и помощь [5, с. 120].

На сегодняшний день деятельность культурно-досуговых учреждений приобретает особую актуальность и ставит их на важные рубежи организации досуга. Именно культурно-досуговая деятельность и учреждения создают условия развития личности, их коллективные формы организации и обуславливает взаимодействие различных социальных, культурных групп населения.

Говоря о культурно-досуговой деятельности необходимо раскрыть понятия культура и досуг. По мнению А. Д. Жаркова, «культура – специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, воплощенной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств, результата». «Досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечения и других видов нерегламентированной деятельности. Культурная деятельность – форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая ее целесообразное изменение и преобразование всеми формами, действиями, поступками, обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия культурных ценностей» [4, с. 26].

Таким образом культурно-досуговая деятельность – это сложный процесс, который способствует свободному духовному и физическому развитию личности на основе творчества, освоения культурных ценностей.

Культурно-досуговая деятельность один из важных факторов оптимизации социальной активности инвалидов. Естественным результатом реабилитационного процесса является интеграция лиц с ОВЗ в окружающую их социально-культурную среду, включение в систему социокультурных отношений.

В отношении детей-инвалидов важную роль играет организация свободного времени, смысл и направления которого в основном формируются ценностными-смысловыми установками человека. Непосредственно в границах свободного времени реализуются требования социальной практики и значительно расширяются традиционные тенденции, технологические процессы, формы работы с детьми-инвалидами. Именно это вызывает необходимость оптимизации содержательного направления свободного времени, повышения качества работы культурно-досуговых учреждений.

Непосредственно в свободное время активизируется формирование творческих способностей человека, его подготовку к самостоятельной жизни, что обуславливает особенный интерес к поиску разных форм и методов усовершенствования и дальнейшего оптимального использования свободного времени как способа формирования и развития людей с ОВЗ, в особенности детей.

Культурно-досуговая деятельность представляет собой сферу самовыражения, саморазвития и самореализации ребенка-инвалида, его потенциальных желаний и возможностей, что препятствует изолированию от общества, помогает влиться в социально-культурную жизнь.

Культурно-досуговые учреждения напрямую нацелены на содержательное заполнение свободного времени ребенка. Такая ориентированность работы учреждений охарактеризована рядом факторов.

Во-первых, только культурно-досуговые учреждения смогут взять на себя компенсаторные функции формирования и развития человека, в особенности детей.

Во-вторых, культурно-досуговые учреждения обладают массой возможностей для развития и активизации познавательной компетенции ребенка, раскрытию творческих способностей ребенка в условиях использования свободного времени.

В-третьих, такие учреждения демократичны в большей степени, чем иные социальные институты, поскольку только они претворяют в жизнь принципы свободного образования, самостоятельного выбора, оказывая детям и их семьям услуги в такой форме, что весь период «обучения» каждого ребенка согласовывается с детской натурой, способностями, интересами, потребностями каждого из детей. В этой части ребенок себя создает, развивает, совершенствует, показывает свою личность. Грамотное сочетание видов организации досуга с разными видами образования сокращает области девиантного поведения, решает проблемы занятости детей.

Таким образом культурно-досуговые учреждения, являясь одним из немногих механизмов, способствующих развитию ценностно-смысловых ориентаций инвалидов, играют важную роль в системе социальной политики и социальной адаптации людей с ОВЗ.

Список литературы

Айталина Н. Б. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены // Инвалиды и общество. №14 (22) – 2015. С. 119-120.

Официальный сайт «Всемирная организация здравоохранения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ ( дата обращения: 22.12.2021).

Жарков А. Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Часть II. – Москва: МГУКИ, 2014. – С. 26-27.

Сенина А. В. Социализация инвалидов трудоспособного возраста в условиях ЦСРИДИ // Социальное обслуживание семей и детей : научно-методический сборник. Вып. 17. – 2019. С. 120-121.

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Развитие и воспитание детей в условиях прогулкиРазвитие и воспитание детей в условиях прогулки Большие потенциальные возможности развития ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: приобщение родителей к созданию условий для речевого развития детей. Задачи: познакомить родителей с возрастными этапами речевого.

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ценностно-смысловых ориентаций детей-инвалидов по зрению в условиях культурно-досугового учреждения
Опубликовано: 18 января 2022 в 14:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД