Получи документы

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ

Любовь
Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ

Описан опыт и конкретные приемы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в начальных классах. Также можно и применить и для дошкольных организаций.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, нарушения моторики пальцев рук, шнуровка, застегивание пуговиц, использование бельевых прищепок, буквы из пластилина, тесто, изготовление бус, закручивание гаек, забивание гвоздей.

Работая в школе с детьми с ОВЗ, я убедилась, что у таких ребят трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Чтобы развитие зрительного, тактильного, дви-гательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически

проводить специальную коррекционную работу. У учащихся наблюдается замедленное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. У многих детей отмечаются нарушения координации движений

глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Эти нарушения проявляются в неспособности

детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение тем-

па выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нару-

шения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое дело до конца. Наблюдения за детьми указывают на значитель-

ные нарушения моторики пальцев рук. Часто у учащихся с ОВЗ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. В коррекционной работе с такими детьми я использую различные приемы для развития мелкой моторики рук. При этом опираюсь на разработки современных исследователей по развитию

мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений. Особенное внимание уделяю развитию мелкой моторики у учащихся начальных классов. Это прослеживается в моем опыте на всех уро-

ках, коррекционных занятиях и во внеурочное время. Приведу примеры из опыта. Первый вид действий, которые способствуют развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с

обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать,

отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать

ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать бо-тинки. А уже тем более делать это за него.

Следующее действие, которое можно реализовать с помощью простого приспособления – бельевых прищепок. С их помощью можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть ушки у зайчика, хвост у лисы, щупальца у осьминога, листочки у дерева, лепестки цветика-семицветика. Прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпоритмическую сторону речи. Можно конструировать буквы из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки также хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога. Это могут быть косички, буквы, цифры, цветочки. Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче. Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.

В заключение отметим, что развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ОВЗ, коррекция имеющихся у них

двигательных нарушений позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих

проблем в обучении, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Всегда следует

помнить замечательную мысль И. Канта о том, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей» Фотоотчет развитие мелкой моторики у детей. Елена Владимирова. Зачем нужно развивать моторику? Дело в том, что развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи, и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет» У детей в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук, в результате скоординированных действий.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики детей. Часть 2Развитие мелкой моторики детей. Часть 2 Продолжаем развивать мелкую моторику детей! Мешочки для массажаИз плотной ткани сшила мешочки и наполнила крупой (греча, пшено, манка,.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 14:37
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД