МААМ-картинки

Рекомендации для родителей «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми, имеющими нарушения речи на фоне ЗПР»

наталья петровская
Рекомендации для родителей «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми, имеющими нарушения речи на фоне ЗПР»

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми, имеющими нарушения речи на фоне ЗПР.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях содержатся убедительные данные, подтвержденные практикой, о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии речи ребенка имеют период раннего дошкольного возраста, т. к. в этот период психика наиболее пластична. Если начать работу с ребятами с ЗПР имеющим ОНР раньше, (хотя бы с 4 -5 лет, то и результат будет гораздо выше, чем когда приходят за один год до школы.

Публикация «Рекомендации для родителей „Нетрадиционные формы и методы работы с детьми, имеющими нарушения речи на фоне ЗПР“» размещена в разделах

Какие же пути и средства существуют для преодоления речевых дефектов у детей с задержкой психического развития?

При работе с детьми с ЗПР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов : логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога, инструктора по ЛФК, массажиста. В нашем саду есть такая возможность и поэтому взаимосвязь специалистов это, как одно из важных средств, преодоления нарушений речи у детей.

Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. Поэтому, на занятиях с детьми используют нетрадиционные методы и формы работы : соответствующие возрасту детей пособия - дидактические игры, маски, кукольный и пальчиковый театры, магнитофонные записи, наглядные учебные пособия, литературу, логоритмические упражнения и песочную терапию.

Детям не приходится скучать, им интересно работать не только головой, но и руками.

В настоящее время учителя-логопеды и другие педагоги всё чаще стали внедрять в образовательный процесс разнообразные нетрадиционные формы работы с детьми или по-другому здоровье-сберегающие технологии. Эти формы работы принадлежат к числу эффективных средств работы, применяемых в коррекционной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общему оздоровлению детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда творческая, она требует от педагога постоянно поддерживать интерес у детей, особенно если у них, как и у наших детей с задержкой психического развития, внимание неустойчивое, рассеянное. Дети очень быстро утомляются, им трудно усидеть на месте, страдают также память, логическое мышление, а речевые нарушения носят системный характер. Помимо речевых нарушений у детей часто наблюдаются негативные эмоциональные переживания (замкнутость, агрессия, тревожность, неуверенность, возбуждение).

Первый прием, который наиболее интересен в работе с детьми с ЗПР, работа с песком – “Песочная терапия”.

В условиях детского сада также с успехом используется такая форма работы, как пескотерапия. Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка. Сама по себе игра – это мир, в котором живёт ребёнок. Играя, он развивается, познаёт мир. В игре можно выразить свои переживания, почувствовать себя уверенней и самое главное эффективно решаются коррекционно-развивающие задачи. Взаимодействие с песком также стабилизирует психоэмоциональное состояние детей, развивает тактильно-кинестетические способности, мелкую моторику, учит прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, памяти, произвольному вниманию.

Вот некоторые из игр, которые используем в работе с детьми :«Придумай и нарисуй фигуру ладошками» (дети рисуют, скользя ладонями по поверхности песка, различные фигуры, по своему желанию). Затем можно предложить детям выполнить те же движения, поставив ладони на ребро. «Оставь отпечатки на песке» (дети создают отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, «Пройди по следам» ("пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы) «Пальчики гуляют» ("пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими и наконец, мизинчиками. Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять). Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола).

Игры с песком на развитие фонематического слуха : - выбрать фигурки, в названиях которых есть заданный звук; - достать из песка только те картинки, где звук слышится в начале, середине, конце слова; - откопать куколку и подбери слова, которые начинаются на звук «К»; - построить горку и на нее поместить фигурки со звуком «Ш», под горкой поставить фигурки со звуком «С»; - игра «Ветер – волна» ребенку предлагается быстро скользить ладонями по поверхности песка, выполняя круговые движения, если услышишь слово «ветер», если услышишь слово «волна», то вести руку под песком, «поднимая волну». Игры с песком для постановки и автоматизации нарушенных звуков :- набрать в две ладоши песок, и медленно высыпая, через щель между ребер ладоней, произносить звук «С»;

- «скользить» корабликом слева – направо, произнося звук «Л»; - скользить зигзагообразно по очереди ладонями по песку (змейкой, произнося звук «Ш».

Игры с песком для дифференциации звуков: - построить из мокрого песка две башни, на одну башню помещать синие флажки, если в слове слышишь «С», на другую зеленые, если услышишь «З»; - построить из мокрого песка с помощью фигурок круги и овалы, на круги положить картинки со звуком «Р», на овал со звуком «Л»; - разбить песочницу на два поля, у ребенка флажки с пропущенными буквами, ребенку нужно вписать дифференцируемые буквы, расставить флажки на свое поле.

Игры с песком для развития навыков связной речи : - рисовать пальцами картинку на заданную тему, составить рассказ; - построить «Волшебный город» с помощью выбранных предметов и рассказать о нем. Игры с песком для обучения навыкам грамоты: - дописать буквы на песке пальцем, палочкой;- лепить буквы, сгребая песок ребрами ладоней; - писать буквы, слоги ребрами ладоней; - отгадать букву на ощупь.

Игры с песком очень помогают ребенку и стабилизируют его эмоциональное состояние. Малыш не боится играть, рисовать в песке, потому, что, если он ошибется, то ошибку можно исправить. Причем делать это можно сколько угодно. Например, при знакомстве с буквой ребенок пишет ее на песке, и если не получилось, то это можно быстро переделать.

Еще детям нравится выкладывать на песке буквы различными предметами: фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и другим бросовым материалом. И как радуются они, когда все получается. Например, игры “Выложи букву”, или “Найди предмет”, можно использовать при постановке или автоматизации определенного звука, классификации предметов на заданный звук и т. д.

Второй прием – это музыкотерапия, музыкальная ритмика (логоритмические упражнения).

Музыкотерапия – воздействие музыки на человека. Музыка, также как и цвет, может по-разному оказывать влияние на человека. Она может успокоить, или наоборот взбодрить, поднять настроение, вызвать желание действовать, творить. Во многих странах мира исцеление мелодией, или музыкотерапия, считается одним из самых эффективных средств, способствующих улучшению физического и психического состояния человека – и особенно ребёнка. В логопедии музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики. Музыкальная ритмика – отлично помогает в устранении тиков, заикания, расторможенности, чувства ритма, развитии речевого дыхания. Исцеление мелодией улучшает общее эмоциональное состояние ребёнка, а значит, повышает мотивацию к учебе и приносит удовлетворение от неё; а также стимулирует речевую функцию. В работе используем как классическую и современную музыку, так и детские песни. В работе над развитием фонематического слуха эффективно использование звучания детских музыкальных инструментов. Очень хорошо подходит использование музыкальных игр Е. Тиличеевой: «Тихо-громко», «Солнышко-дождик», а также музыки и песен Е. Железновой. В работе по автоматизации звуков мы используем звуковые песенки-видео, по каждому из звуков. Эти песенки также помогают автоматизировать звук и поддерживают у детей живой интерес к коррекционной работе. Для снятия психоэмоционального напряжения используем музыку при проведении релаксации. При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться. Для релаксации используются фрагменты симфонической, инструментальной музыки, можно с элементами звуков природы: шума моря, крика чаек и т. д.

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Движения под музыку способствуют воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость.

Уже доказана эффективность логопедической ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологию. Учитывая такие возможности использовать логоритмические упражнения, как в подгрупповых занятиях, так и индивидуальных. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, упражнения, сидя и стоя, манипуляции с предметами, речевые игры и др. Все игры и упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучивается. Во время динамической паузы на занятии с детьми можем путешествовать по поляне, по лесу, плыть по морю. Под музыку мы превращаемся в бабочек, улиток, ветер, морские волны и др. Детям очень нравится фантазировать, и они подсказывают, в какое путешествие можно отправиться.

Ну, а самое главное это то, что дети учатся правильно выражать свои мысли, дышать, слышать музыку. Кроме того, это способствует повышению уровня самооценки деток, что немаловажно для детей с ЗПР. Например, играя в игры “Слон”, “Медвежонок” или “Мячик”, детям нужно под музыку петь песенку и одновременно выполнять упражнения руками. Ребятам очень нравится игра “Алфавит”. Играя под музыку, дети заучивают буквы. Чтобы легче было запомнить – элементы букв выполняем телом. Задействованы руки, ноги, голова и туловище, т. е. развивается двигательная память, которая является основной для таких детей. Представьте, сколько всего ребенок должен выполнить. Слышать музыку, вспомнить букву по порядку, как выполняется элемент этой буквы, показать ее и проговорить. Звуки - буквы проговариваем, классифицируя их на гласные и согласные. Гласные – поем, согласные – пропеваем отрывисто.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики дети учатся выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны – двигательная активность детей помогает интенсивней развивать их речь, с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи.

Третий прием, который также помогает решать речевые проблемы детей – это речевые игры. В таких играх от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах.

Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяя их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

Например, игра “Экскурсия в магазин”. Ребенок должен выбрать одежду, игрушки и др., в названии которых есть определенный звук. Покупая вещи, он рассказывает, что купил.

Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты, распознавать эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и др., снимать напряжение.

Таким образом, используя все эти методы и приемы в работе, я вижу яркую динамику в речевом развитии детей. Использование нетрадиционных форм работы в логопедической практике дает хорошие результаты: дети чувствуют себя более уверенными и успешными, у них значительно возрастает интерес к познавательной деятельности, преподносимый педагогом материал становится интересным, ребята с удовольствием принимают участие в играх, становятся менее возбудимыми и напряженными, а значит, образовательная деятельность проходит более эффективно.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми, имеющими нарушения речи на фоне ЗПР»
Опубликовано: 24 мая 2020 в 23:06
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД