Папки-передвижки

Рекомендации при работе с детьми ОВЗ

Оля Нечаева
Рекомендации при работе с детьми ОВЗ

Рекомендации при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Конституцией и Законом РФ «Об образовании» все граждане Российской Федерации могут бесплатно получить образование в государственных и муниципальных учреждениях независимо от состояния здоровья. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, цель которой — обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Публикация «Рекомендации при работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов наряду с медицинской, психологической реабилитацией является возможность получения полноценного образования, которое дает возможность стать полноценным членом общества.

Инклюзивное образование (включенное образование) – процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого воспитанника и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение – психолого-педагогическая технология, предназначенная для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем или в их предупреждении.

Одной из задач психолого-педагогического сопровождения является сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, социальному, интеллектуальному развитию воспитанников и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства.

Опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, помогает тогда, когда акцент в работе с ребенком делается не на дефект в его развитии как таковой, а на выявление и развитие его личностных качеств и способностей.

Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимо всем участкам педагогического процесса для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи учебного процесса:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

— опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;

— разрабатывать методики и технологии, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

— совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности.

Важным условием в создании психологического комфорта во взаимоотношениях с ребенком, имеющим дефект развития, является психологическая поддержка.

Психологическая поддержка — это процесс, в котором взрослый, взаимодействуя с ребенком, сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки. Она позволяет помочь ему поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддержать при неудачах. (4)

Поддержать ребенка — значит поверить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Необходимо помнить, что существуют факторы, на первый взгляд, безобидные, но они могут привести детей к разочарованию. Такими факторами могут быть завышение требований к ребенку со стороны родителей и других участников процесса обучения, воспитания и развития, соперничество братьев и сестер, чрезмерные амбиции ребенка и др.

Поэтому для создания «безбарьерной» среды необходимо осознание барьеров, возникающих на пути ребенка с особенностями психофизического развития, их профилактика и устранение, как один из способов решения его образовательных проблем (9).

Для обучения детей с ОВЗ в процессе обучения используются четкие указания, задания поэтапно разъясняются, воспитанники учатся последовательно выполнять их.

В учебном процессе используются различные виды деятельности: чередование занятия с физкультурными паузами, предоставление дополнительного времени для завершения задания в классе (группе) и дома. Можно использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, а также приветствуется помощь родителей.

В организации учебного процесса используются вербальные поощрения, воспитанникам предоставляется право покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства, кодовая система общения (слова, жесты, взгляд, которая дает ребенку понимание недопустимого поведения на данный момент и помогают знания об изменении в поведении, которые указывают на переутомление воспитанника с ОВЗ.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться такими словами и действиями, которые бы работали на развитие его «Я-концепции» и чувство полезности и адекватности. Такими способами могут быть: демонстрация удовлетворенности тем, чего достиг ребенок; употребление словосочетаний, снижающих напряжение, типа «Все мы люди и все мы делаем ошибки»; подчеркивание веры в силы и возможности ребенка.

Не рекомендуется, осуществляя психологическую поддержку, акцентировать внимание на прошлых ошибках и неудачах ребенка, так как они направлены не на поддержку, а против него. Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослому необходимо

— забыть о прошлых ошибках и неудачах ребенка;

— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

— если у ребенка что-то не получается, позволить ему начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность добиться успеха;

— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

— очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом.

Такой подход может помочь ребенку решать те задачи, которые ему под силу. Психологическая поддержка состоит в том, чтобы дать возможность ребенку почувствовать его нужность.

Интегрированная форма обучения лиц с ОВЗ предполагает формирование атмосферы доброжелательности, признание за ними равного права на обучение, осуществление политики равных возможностей. Это зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса.

Для более плодотворной и системной работы нужно учитывать этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Первый этап: изучение документов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный этап реализуется с целью определения психологического, социального статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и определения особенностей их соматического здоровья.

Второй этап: психолого-педагогическая диагностика. Данный этап реализуется с целью определения уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и дальнейшего отслеживания динамики развития данной группы обучающихся. Данные психолого-педагогической диагностики обсуждаются и анализируются специалистами и педагогами, дается обобщенная оценка уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вырабатываются рекомендации. Рекомендации в доступной форме доводятся до сведения родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации специалистов и педагогов являются основой для разработки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе образования.

Третий этап: разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель этапа – создание условий для социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации третьего этапа разрабатывается комплексная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа утверждается на заседании психолого-медико-педагогической комиссии образовательной организации, специалистами комиссии отслеживается уровень эффективности реализации программы и при необходимости вносятся необходимые корректировки.

Четвертый этап: работа с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель данного этапа – оптимизация детско-родительских отношений, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

Обогащая себя новыми знаниями, взрослые учатся выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

Список литературы

1. Ботьева О. В. Социальная педагогика. – Томск, изд. Томского политехнического университета, 2011.

2. Дубровская Т. А., Воронцова М. В., Кукушин В. С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – М. : Союз, 2011. – 364 с.

3. Калмыков Г. А. Общая и социальная педагогика в вопросах и ответах. – М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012.

4. Калмыков Г. А. Социальная педагогика. Часть 2. Теоретические вопросы социальной педагогики. – М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012.

5. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

7. Портал психологических изданий PsyJournals.ru

8. https://www.myshared.ru

9. https://www.uchmet.ru

Публикации по теме:

Методические рекомендации для воспитателей в ДОУ общеразвивающего вида по работе с детьми с церебральным параличом Внашей стране создана сеть учреждений, оказывающих помощь детям-дошкольникам, страдающим церебральным параличом. Это специальные детские.

Рекомендации по работе над свистящими звуками Звуки «с, сь, з, зь, ц» называют свистящими. Характеристика звуков: • по способу образования звуки «с, сь, з, зь» называют щелевыми, а.

Использование пальчиковой гимнастики в работе воспитателя для детей старшей группы с ОВЗ по лексическим темам. Рекомендации .

Методические рекомендации для психолога по работе с родителями в детском саду «Терапия материнской любовью» Показания к применению:недостаток внимания, слабое физическое здоровье, нервно-психические расстройства (вегетативные, аффективные, речевые;.

Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП. Подготовительная группа (6 - 7 лет) К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Методические рекомендации по использованию музыкальной игры-сказки в работе с дошкольниками В настоящее время музыкальная игра-сказка находит широкое применение в работе педагогов-дошкольников. В музыкальной игре-сказке дети без.

Методические рекомендации по работе с интерактивной доской SMART Board «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения…» Чарльз Дарвин. Пояснительная.

Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом и детьми с нарушением интеллекта Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом: 1. Сенсорная интеграция, направленная на адаптацию ребенка к окружающему.

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития. Рекомендации по работе с детьми первого года обучения Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме,.

Возможности использования техники «батик» в работе с работе с детьми дошкольного возраста В разделе «Изобразительное иcкуccтво и художеcтвенная деятельноcть детей» в оcновном внимание уделяетcя развитию необходимых для cюжетного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации при работе с детьми ОВЗ
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 20:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД