Получи документы

Проект для детей 5–6 лет «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Надежда Ремигайло
Проект для детей 5–6 лет «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Краткая аннотация.

Целью данного проекта является формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.

Проект необходим взрослым и детям, т. к. реализация его поможет сплотить детей и взрослых в коллектив. У детей разовьются творческие способности, любознательность, расширится кругозор.

Проект будет реализовываться через вовлечение детей в различные виды деятельности: познавательную, игровую, продуктивную, исследовательскую.

Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Русский самовар и чаепитие на Руси“» размещена в разделах

В проекте будут принимать участие педагоги, дети и их родители. Всего в проект будет вовлечено 2 воспитателя, муз. руководитель, физ. руководитель, 28 детей и их родители.

Постановка проблемы.

Он во главе стола- большой начальник:

Зеркально блещут медные бока,

На голове пыхтит с заваркой чайник,

Внутри- воды кипящая река.

Случайно не задень его руками:

В его стальной утробе жгучий жар!

Гостей приветит чаем с пирогами

Семьи поилец- русский самовар.

(О. Карелин)

В наше время большинство детей, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Не знают, как жили русские люди, какие они соблюдали обычаи, чем украшали свои дома, как работали и отдыхали. Русский народ издревле славился гостеприимством. Когда за большим столом собиралось много людей, а во главе стола, в самом его центре,красовался самовар. Ведь именно самовар объединял людей, считался символом семейного очага, добра и уюта. Представить себе русское застолье без ароматного чая трудно, хотя в наши дни бодрящий напиток, ставший традиционным для наших предков, основательно потеснен кофе. Раньше же даже в гости приглашали «на чай». Здесь обсуждались семейные дела и последние новости, велись неспешные беседы и устраивались литературные читки. К счастью, в те времена телевизор еще не изобрели, а спешить по вечерам было некуда. Летом чайный стол накрывали на веранде или в саду. Даже на гулянья весной и летом в пригородные парки горожане выезжали с самоварами. На траве расстилалась скатерть, из корзинок доставалась нехитрая снедь, на специальную подставочку ставился самовар. А если чего-то за импровизированным столом не хватит, стоит помахать поднятой рукой, тут же, как из-под земли, появится разносчик с бубликами, пряниками, пирогами. Идиллия, да и только. Оглядываясь в прошлое, понимаешь, для семьи традиционное чаепитие – вещь незаменимая.

К сожалению, времена меняются. В наш вечно спешащий век приглашать «на чай» уже не принято, это воспринимается как предложение зайти на несколько минут. А ведь именно в современном мире высоких технологий серьезно стоит проблема нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Сейчас, к сожалению, утеряны семейные традиции совместного чаепития и обсуждение семейных вопросов, умение делиться своей радостью и печалью с близкими людьми.

Поэтому мы и обратились к проекту «Русский самовар и чаепитие на Руси». Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы.

Название проекта : «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Возраст детей : 5-6 лет

Участники проекта : дети старшей группы «Ириски», воспитатели, родители.

Тип проекта : детско- взрослый

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Цель проекта : формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.

Задачи проекта :

1) Расширить представления детей о русском фольклоре (сказки, пословицы, поговорки, загадки)

2) Обогатить и расширить словарь детей новыми словами.

3) Развивать познавательный интерес у детей.

4) Способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете народного быта, воспитывать у них желание быть гостеприимными.

5) Побудить участников проекта к сохранению традиций семейного чаепития.

Прогнозируемые результаты реализации проекта :

1) Дети расширят представление о русской народной культуре, познакомятся с историей возникновения самовара.

2) Родители пополнят знания о русских народных традициях.

3) Педагоги получат опыт работы по патриотическому воспитанию детей.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область

Познание

Содержание Задачи

• Беседы «История возникновения чайника», «От самовара до чайника»

• Экскурсия в музей «Русская горница»

• Экспериментирование «Нагрев воды и заваривание чая»

• Углубить и расширить знания детей об истории возникновения самовара, чайника.

Коммуникация

Содержание Задачи

• Драматизация сказки «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского.

• Дидактическая игра «Собери самовар»

• Учить детей разыгрывать представления по знакомому литературному произведению, применяя выразительные средства: интонацию, мимику, жесты

Чтение художественной литературы

Содержание Задачи

• Чтение книги «Самоварец, самовар, самоварище» Ю. Добрынина

«Иван Иваныч Самовар» Д. Хармс

«Муха- Цокотуха» К. И. Чуковский

• Заучивание стихотворений о чаепитии

• Чтение детской художественной и научно- познавательной литературы о самоваре

• Знакомство с пословицами, поговорками о самоваре. • Через произведения художественной детской литературы познакомить детей с традицией русского чаепития.

Здоровье

Содержание Задачи

• Пальчиковая гимнастика «Самовар»

• Составление кулинарной книги «Выпечка к чаю»

• Беседа «О пользе чая» • Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.

Безопасность

Содержание Задачи

Беседы :

«Этот опасный кипяток»,

«Электрические приборы»,

«Пожар дома»

• Дидактическая игра «Можно- нельзя»

• Формировать представление детей об основных источниках опасности в быту и способах безопасного поведения.

Социализация

Содержание Задачи

Сюжетно- ролевые игры:

«В гости к бабушке»,

«День рождения»,

«Гости пришли, дорогие пришли»

• Закреплять навыки детей самостоятельно договариваться между собой.

• Учить самостоятельно подбирать атрибуты и предметы- заместители к игре.

Художественное творчество

Содержание Задачи

Выставка детских работ в разных продуктивных видах деятельности:

• Пластилинография «Самовар- батюшка», «Русский самовар»,

• Коллективное рисование «Самовар»,

• Лепка «Чайный сервиз» ,

• Лепка из соленого теста «Чайная посуда» (гжель,

• Аппликация «Закипает самовар» ,

• Квиллинг «Медный самовар» .

• Развивать творческие способности детей, совершенствовать навыки в художественном творчестве.

Труд

Содержание Задачи

Субботник по мытью детской посудки: тарелочек, чашек, ложек.

• Протирка пыли в кукольном уголке.

• Прививать желание выполнять трудовые поручения, проявлять при этом ответственность и инициативу.

Физкультура

Содержание Задачи

• Утренняя гимнастика под русскую народную мелодию.

Русские народные подвижные игры : «У медведя во бору», «Волк и гуси».

• Считалка «Аты- баты» • Воспитывать чувство патриотизма.

• Развивать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры с использованием считалок.

• Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

Содержание проектной деятельности по реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

Работа с родителями.

содержание Участники проекта форма Место проведения

Подбор энциклопедической информации об истории возникновения самовара, чайника, их устройстве Родители Работа с литературой, интернетом дом

Совместное просматривание мультфильмов, русских народных сказок.

Родители, дети Совместная деятельность дом

Подбор поговорок, пословиц, загадок о самоваре и русском гостеприимстве Родители Работа с литературой, интернетом дом

Работа с детьми

Содержание Участники проекта Форма Место проведения

Экскурсия в музей «Русская горница» Воспитатели, дети Совместная деятельность Музей «Русская горница»

Подбор художественной литературы о русском чаепитии воспитатели Работа с литературой Пед. кабинет, дом

Чтение художественной литературы Воспитатели, дети Совместная деятельность Групповая комната

2 этап. Практическая деятельность.

Работа с родителями.

Содержание Участники проекта Форма Место проведения

Изготовление книжек- малышек «Самовар» и кулинарной книги «Выпечка к чаю» с подобранными пословицами, поговорками, загадками. Родители, дети Совместная деятельность дом

Изготовление «Хранительницы чайного тепла» Родители, дети Совместная деятельность дом

Работа с детьми.

Содержание Участники проекта Форма Место проведения

Беседы: «История возникновения чайника»,

«У носатого Фоки, постоянно руки в боки», «Этот опасный кипяток», «Электрические приборы. Пожар в доме», «О пользе чая» Воспитатели, дети Совместная деятельность Групповая комната, музей «Русская горница»

Коллективное рисование «Самовар» дети Непосредственно образовательная деятельность Групповая комната

Пластилинография «Самовар- батюшка», «Русский самовар»

Лепка из соленого теста «Чайная посуда» (гжель)

Коллективная лепка «Чайный сервиз» Воспитатели, дети Непосредственно образовательная деятельность Групповая комната

Театрализация сказки К. И. Чуковского «Муха- Цокотуха» Воспитатели, дети Совместная деятельность Групповая комната

3 этап. Обобщающий.

Содержание Участники проекта Форма Место проведения

Выставка книжек- малышек «Самовар», детских работ в разных видах продуктивной деятельности Воспитатели, дети, родители презентация Групповая комната, пед. кабинет

Полученные результаты:

Дети:

Познакомились с историей возникновения самовара, расширили представления о русской народной культуре.

Используют полученные знания о русском фольклоре в образовательной деятельности, а также в быту.

Продолжают развивать творческие способности в различных видах деятельности.

Получают радость от общения с родителями и совместной творческой деятельности.

Родители:

Активно сотрудничают с педагогами в развитии творческих способностей детей.

Расширили знания о русских народных традициях.

Осознают свою ведущую роль в воспитании и развитии детей.

Педагоги:

Расширили представление о творческих возможностях семей своих воспитанников.

Приобрели новый опыт в организации совместной деятельности с детьми.

Публикации по теме:

Музыкальное занятие с использованием ИКТ «Сверху пар, снизу пар — шипит наш русский самовар» (подготовительная группа) Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционной культуре русского народа. Дидактические задачи: Образовательные: закреплять.

Проект «Что за чудо — самовар» для детей дошкольного возраста подготовительной группы ПРОЕКТ «ЧТО ЗА ЧУДО – РУССКИЙ САМОВАР» проект составила Слизкая Юлия Евгеньевна воспитатель МБДОУ №46 «Аленушка» Актуальность: Многие праздники,.

Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни»Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни» Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством». Часть 8. 10 декабря.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 6. 10 ноября. Ненила –льняница, льняные смотрины. Программные задачи: познакомить детей со льном (семена, растение лён, цветение.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть7. «Варвара зимняя» На Руси народный календарь называется месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая».

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 1-ый вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздником.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 2-ой вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздникомВасильев.

Проект «Встреча зимы и весны. Русский народный праздник Масленица»Проект «Встреча зимы и весны. Русский народный праздник Масленица» Проект «Встреча зимы и весны. «Русский народный праздник Масленица» Автор проекта: Середонина Инесса Васильевна Место работы: МАДОУ No474.

Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси»Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси» Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект " Как жили люди на Руси" долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Русский танец «Самовар» исполняется под песню Д. Тухманова «Русский самовар» Исполняют 6-8 девочек и 1 мальчик-"самовар".Девочки в русских сарафанах, "самовар"-объемный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей 5–6 лет «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Опубликовано: 9 июня 2020 в 12:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД