Светлана Васильева
Сценарий открытого урока музыки. «Что такое «песня».
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект открытого урока на республиканский методический фестиваль «Современный урок музыки».-
Составитель - С. Г. Васильева. – Учитель музыки I категории
МОУ «Эльбарусовская СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, 2011
Тема урока: «Что такое песня»
Тип урока: закрепление.
Структура: комбинированный урок.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, доска.
Публикация «Сценарий открытого урока музыки, „Что такое „песня“,» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Песни. Все материалы на тему песен
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Музыкальный инструмент: фортепиано.
Наглядный материал: фотоизображения композиторов, тексты.
Цель урока: закрепить понятия «жанр», «виды песен».
Обучающая цель: закрепить навыки анализа характеров музыкальных произведений.
Развивающая цель: способствовать формированию познавательной активности и интереса в процессе изучения учебного материала, расширять интерес учащихся к предмету и смежным дисциплинам.
Воспитательная цель: формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.
Ход урока
Учащиеся входят в класс под музыку «Осенней песни» из цикла фортепианных пьес «Времена года» П. Чайковского.
Учитель (читает стихи):
Ни слова…И только мельканье
Бегущих по клавишам рук,
Невидимых струн рокотанье,
За звуком взлетающий звук.
Ушло, отшумело ненастье,
И слышно, как бьются сердца…
И все это – песня о счастье,
Которой не будет конца.
- Добрый день, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен песне и видам песен. Знаете ли вы, что такое песня? (Ответы учащихся) Песня, пожалуй, появилась вместе с человеком. Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. В каждой песне заключается маленький кусочек жизни человека, а то и целого общества. Кто назовет свою любимую песню? (Ответы учащихся)
Давайте сейчас распоемся, исполнив песню «Доброе утро».
Музыка Д. Кабалевского, слова Ц. Солодаря
Сегодня, друзья, как вчера,
Начинается день наш с утра.
На всех языках говорят,
Говорят миллионы ребят:
- Доброе утро! Доброе утро!-
С этих слов начинает свой день детвора:
- Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!
Учитель. Какой характер у этой песни?
Учащиеся. Светлый, добрый, бодрый.
Учитель. Есть много красивых песен. Знаете ли вы эту песню? (На фортепиано исполняется мелодия песни «Полька») Ответы учащихся.
Вы правильно угадали. Это – «Полька». Чешская народная песня. Давайте споем эту веселую песню вместе! (Хоровое исполнение.)
1. Светит в небе солнышко, солнышко, Золотое донышко, донышко. Шепчет ветер облачку, облачку: - Ну-ка, спляшем полечку, полечку!
Припев:
Тра-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля, Ну-ка, спляшем полечку, полечку!
2. Струны скрипки тонкие, тонкие, Звуки флейты звонкие, звонкие.
Медь на трубах яркая, яркая, Пляска будет жаркая, жаркая.
Припев:
Тра-ля-ля-ля, Тра-ля-ля-ля, Пляска будет жаркая, жаркая.
3. Руки сами хлопают, хлопают,
Ноги сами топают, топают.
Дружат танец с песенкой, песенкой,
Всем ребятам весело, весело.
Припев:
Тра-ля-ля-ля, Тра-ля-ля-ля, Всем ребятам весело, весело.
Учитель. Какой был характер у этой песни? (Ответы учащихся: характер был веселый, радостный) У песен очень давняя история. О силе древних песен сказано в былине «Садко», в сказках разных народов. есть упоминание о них и мифах Древней Греции. Сейчас вы послушаете еще несколько мелодий. Угадайте, как они называются.
Учитель играет на фортепиано мелодии популярных песен:
1.«Чему учат в школе».
2. «Песенка про кузнечика».
3. «Частушки».
Учитель. Молодцы! Вы знаете эти песни. Давайте споем песню «Чему учат в школе». (Учитель играет сопровождение.) Хорошо поете, прекрасно звучит! Наверное, вам сейчас хочется подвигаться? Мы вместе будем двигаться, и в этом нам помогут песни.
Физкультминутка (учитель сопровождает движения игрой на фортепиано)
1. «Наклоны туловища» под русскую народную мелодию «Я на камушке сижу».
2. «Ножницы» - Русская плясовая «Ах, вы, сени, мои сени»
3. «Марш» - под песню «Пусть всегда будет солнце». Музыка А. Островского
3. «Мельница» - «Итальянская песенка». П. Чайковский
Молодцы, ребята! Вы узнали музыку песен, которые сейчас прозвучали? (Ответы.)
Были народные песни, не правда ли? Это были русские народные песни «Ах, вы, сени мои, сени» и «Я на камушке сижу».
Что прозвучало потом? (Ответы учащихся.)
Какие были характеры? (Ответы учащихся.)
У каждой песни есть характер, а еще бывают разные виды песен.
Давайте проведем устную игру «Виды песен». Она поможет вам закрепить понятие «виды песен».
Например, есть вы - дети. Бывают детские песни. А что такое детская песня? Это – особый вид песни. Итак, продолжите: есть свадьбы, а еще есть … какой вид песни?
Дети отвечают:
Свадьба – свадебная песня.
Гость – гостевая песня.
Масленица – масленичная песня.
Революция – революционная песня.
Лирика – лирическая песня.
Война – военная песня.
Молодежь – молодежная песня.
Школа – школьная песня.
Труд – трудовая песня.
Фольклор - фольклорная песня.
Студент – студенческая песня.
Учитель. Какие виды песен вы запомнили? (Ответы учащихся.) Какой вид песни вам больше подходит? (Ответ ученика.)
У песен много видов. (Учитель перечисляет виды песен.)
Следующий отличительный признак песни - ее исполняют по ситуации.
Гимн – в торжественной ситуации.
Колыбельную – для успокоения маленького ребенка.
Школьную песню – на уроке или в школе.
Солдатскую – для поднятия боевого духа бойцов.
Спортивную – для поднятия спортивного настроения и так далее.
Давайте исполним школьные и детские песни! (На доске появляется список песен.)
Молодцы! Мне понравилось исполнение… группы учеников.
Они спели песню (название) в … характере. Это была песня … вида.
Учитель. Вы прекрасно справились и с этим заданием! Давайте сейчас немного отдохнем и послушаем песню «Полька». (Текст на экране)
К какому виду песен можно отнести эту песню? (Ответы: детская песня, школьная песня) Давайте разучим припев. (Вокально-хоровая работа.)
- Что такое песня? (Ответы учащихся.) Для того, чтобы лучше погять то, что такое песня, давайте обратимся к словарю иностранных слов.
Работа с музыкальным словарем. Ученики записывают в рабочие тетради:
vox – (c латинского) голос
vocalis – (c латинского) звучащий
вокал – искусство пения
вокалист – искусно поющий человек, певец, певица
песня – это жанр вокальной музыки
Учитель. Песня – это один из видов вокальных произведений. У песни есть отличительные признаки, которые нам помогают отличить ее от других жанров музыки. Это, во-первых, слова. Песню надо петь со словами, значит, у нее есть содержание. Песня – это древний жанр музыки.
Песня – один из «китов», на которых держится музыка. Песня – это главный музыкальный жанр.
Учитель. Много песен прозвучало на этом уроке.
Перечислите виды песен, которые вы запомнили.
Что такое песня?
Учитель оценивает знания и умения учащихся.
Вывод: Знания, полученные на уроке, помогут нам в дальнейшем осознанно и умело анализировать музыкальные произведения, разбираться в их жанрах, характерах, видах, следовательно, помогут стать музыкально образованными людьми.
Домашнее творческое задание: сочинить свои слова на мелодию полюбившейся песни.
Учащиеся выходят из класса под музыку А. Островского на слова С. Острового «Песня остается с человеком» (мр3)
Список использованной методической литературы:
1. Программа по музыке для общеобразовательных школ. Д. Б. Кабалевский.
2. Современный урок музыки. - В. Л. Галкина, ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2004 г.
3. Музыкальный словарь в рассказах. Л. Михеева. - «Советский композитор», М. 1984 г.
4. Беседы о музыке.- Е. Домрина. «Просвещение», Ленинградское отделение, 1982 г.