Лучший педагог года

Содействие успешной социализации и составлению социокультурного опыта детей раннего возраста

Наталья Кротова
Содействие успешной социализации и составлению социокультурного опыта детей раннего возраста

СОДЕЙСТВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ (МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕРЕМОК»)

Кротова Наталья Викторовна,

воспитатель,

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 п. Разумное

Белгородского района Белгородской области»

Публикация «Содействие успешной социализации и составлению социокультурного опыта детей раннего возраста» размещена в разделах

Аннотация: в статье дается обоснование актуальности проблемы содействия успешной социализации и становлению социокультурного опыта детей раннего возраста в соответствии с возрастными особенностями. Авторы делятся опытом работы по содействию успешной социализации и становлению социокультурного опыта детей раннего возраста в рамках образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет.

Ключевые слова: социализация, опыт, социокультурный опыт, ранний возраст, образовательная программа дошкольного образования «Теремок».

PROMOTION OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION AND FORMATION OF SOCIO-CULTURAL EXPERIENCE OF YOUNG CHILDREN IN ACCORDANCE WITH AGE CHARACTERISTICS (MATERIAL BASED ON THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION "TEREMOK")

Krotova Natalia Victorovna,

Blinova Elena Olegovna

Abstract : the article substantiates the relevance of the problem of promoting successful socialization and the formation of socio-cultural experience of young children in accordance with age characteristics. The authors share their experience in promoting successful socialization and the formation of socio-cultural experience of young children within the framework of the educational program of preschool education "Teremok" for children from two months to three years.

Key words : socialization, experience, socio-cultural experience, early age, the educational program of preschool education "Teremok".

В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме организации работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми раннего возраста.

Ранний возраст является очень важным периодом для развития любого ребенка. Этот возраст приходится на период от рождения до двух лет. Ни в одном из возрастных периодов развития ребенка не наблюдается такой тесной взаимосвязи физического и интеллектуального развития. Психическое развитие ребенка раннего возраста и формирование его личности осуществляется в процессе деятельного освоения окружающей действительности, т. е. ребенок усваивает накопленный человеческий опыт через активную практическую деятельность, которая связана с отношениями со взрослыми.

Исходя из этого, мы можем говорить о том, что важным направлением в работе ДОУ является социализация и накопления социокультурного опыта у детей раннего возраста.

В рамках реализации современной образовательной программы для детей от двух месяцев до трех лет «Теремок» мы решаем эту задачу. Программа «Теремок» направлена на то, чтобы создать оптимальные условия для становления социокультурного опыта ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и образовательный запрос родителей (законных представителей).

Одной из ключевых задач в программе «Теремок» выступает «содействие успешной социализации и становлению социокультурного опыта ребенка в соответствии с возрастными особенностями : культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, способы деятельности, культурные практики и др».

Уделим внимание основным понятиям: «социализация», «социокультурный опыт», «культурно-гигиенические навыки», «самообслуживание», «культурные практики»

Остановимся на обогащении культурных практик детей раннего возраста. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования педагоги ДОУ и их руководители должны создавать оптимальные условия, чтобы обогащать культурные практики детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, особенно в раннем возрасте.

Когда ребенок пытается самостоятельно помыть руки, причесаться, есть ложкой, застегивать пуговицы, садиться на горшок, то это считается не простыми рутинными бытовыми умения и навыками, а культурными практиками. Педагоги и родители должны понять, что эти, на первый взгляд, простые действия имеют важное значение и ценность.

Отмечается взаимосвязь культурных практик и активной, самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, которые основаны на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.

Рассматривая культурные практики как интегративное явление, можно выделить ряд элементов.

Чтобы расширять культурные практики у детей раннего возраста, особенно это касается периода адаптации ребенка к новым условиям и обстоятельствам, педагогу необходимо использовать различные формы и виды активности. Поэтому ребенку предлагается свободно манипулировать разными предметами и материалами; наблюдать и выполнять опыты; экспериментировать; делать собственные ошибки и пробы; участвовать в играх и художественной деятельности. В культурных практиках происходит достаточно быстрая смена видов деятельности, сочетание их в разных вариантах, иногда неожиданных для взрослых.

В итого каждый ребенок достигает индивидуального уровня культурного опыта, который представляет собой освоенную им информацию, являющуюся основной готовности к культуросообразным действиям в условиях разнообразных ситуациях.

Таким образом, ранний возраст является важным этапом развития любого ребенка, когда происходит его социализация и накопление социокультурного опыта. Работу в дошкольном образовательном учреждении в данном направлении необходимо строить с учетом индивидуальности каждого ребенка. Одним из важных направлений выступает обогащение культурных практик детей раннего возраста.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология : Учебник. – М., 2003. – 145 с.

2. Зуева А. Д. Особенности детей раннего возраста / А. Д. Зуева, Т. В. Егорова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 48-50.

3. Крылова Н. Б. Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования. – М. : Смысл, 2010. – 45 с.

4. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И. А. Лыкова; под общей редакцией Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова, И. А. Лыковой, О. С. Ушаковой. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2019. – 160 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ»Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ» Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе,.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содействие успешной социализации и составлению социокультурного опыта детей раннего возраста
Опубликовано: 26 августа 2022 в 22:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД