Папки-передвижки

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Соль и её свойства»

Родионова Наталья Васильевна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Соль и её свойства»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Соль и её свойства»

Цель: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

• продолжать знакомить детей с различными веществами, которые встречаются в быту;

• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли, её значении в природе, в жизни человека;

Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Соль и её свойства“» размещена в разделах

• способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования;

• содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей;

активизировать в речи слова: каменная, поваренная, морская, кристаллы, минерал, лаборатория, исследователь.

Развивающие:

• развивать мышление, познавательный интерес, наблюдательность;

• развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы;

• развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество.

• развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

• воспитывать аккуратность, самостоятельность;

• соблюдать правила техники безопасности;

• испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Материал к занятию : презентация на мультимедийном оборудовании, тарелки, одноразовые стаканы с водой и солью, одноразовые ложки, лупы, лёд в одноразовой посуде по количеству детей; разные виды соли: морская, каменная, пищевая; 2 банки с водой, 2 яйца, карточки для игры «Для чего нужна соль», карточки с правилами поведения в лаборатории. Таблицы для занесения результатов наблюдения, простые карандаши по количеству детей.

Методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, наблюдение, закрепление, поощрение, итог.

Предварительная работа:

Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационная игра и мотивация.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Поскорее встанем в круг,

(Встаем в круг)

Ты - мой друг, и я - твой друг!

(Ладонь направлена на друга, потом на себя)

Мы ногами топнем,

(Топаем ногами)

Мы в ладоши хлопнем,

(Хлопаем в ладоши)

А потом пойдем, пойдем,

Друга за руку возьмем!

(Ходим по группе, ищем друга, берем за руку.)

Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка от Незнайки. Они просят нас помочь им разобраться, что это за вещество. Посмотрим, что там? Какие-то мешочки… Потрогайте, какой на ощупь мешочек? А теперь понюхайте, пахнет? Что же это может быть? Чтобы узнать, что в мешочках, послушайте, пожалуйста, мою загадку.

Воспитатель: Без нее ребята, повар, как без рук.

И становится вся пища невкусной вдруг

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы наверно догадались, ну конечно, это …

Давайте проверим, откройте мешочки, что там? (соль) Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль? (дома, на кухне).

А для чего она нужна вам дома? (Для приготовления пищи).

Основная часть:

Воспитатель: Теперь я вам расскажу о соли. Соль - один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая там соль называется морская. Также соль добывается в горах. Такая соль называется каменная. Дома у каждого из вас есть поваренная соль. Как мы уже сказали, соль нужна для приготовления пищи, а также для приготовления заготовок на зиму. А ещё, как вы думаете, для чего нужна соль? Она нужна для лечения, например в соляных пещерах, промывания носа, полоскания горла. А ещё солью посыпают дороги во время гололёда. Животным, как и человеку соль необходима для правильного пищеварения. Посмотрите, как животные любят соль. Что делает коза? (лижет соль). Поэтому такая соль называется лизунец. (Показ презентации на проекторе).

Дидактическая игра: «Соль нужна для того, чтобы…»

Воспитатель: А сейчас подойдите к столу. Вспомните, пожалуйста, для чего человеку нужна соль. Выберите подходящие карточки и расскажите, для чего нужна соль. (Дети выбирают подходящие карточки). Получается, соль очень полезное вещество. А как вы думаете, много соли есть полезно или вредно? (ответы детей). Правильно, много соли, как и сахара, есть вредно. Если суп пересолить он станет невкусным, во всём нужна мера.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать учеными. А кто такие ученые? (люди, которые проводят опыты и эксперименты, работают в научных лабораториях). Вот и мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты и эксперименты. Наденьте, пожалуйста, шапочки и халаты. А что мы будем сегодня исследовать, как вы думаете? Правильно, мы будем изучать соль и её свойства.

Но, мало выглядеть, как ученые. Нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории! Подойдите к столу, перед вами карточки с правилами поведения в научной лаборатории. В одну сторону сложите картинки, показывающие, что можно делать в лаборатории, а что нельзя! (кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, думать, задавать вопросы. Карточки пробовать, нюхать, трогать окажутся между этими двумя группам., Не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать).

Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам! Результат экспериментов будем заносить в таблицу, чтобы отправить фиксикам в письме.

Опыт № 1 : «Внешний вид».

Возьмите стакан с солью. Какого она цвета? (белого). Попробуйте посмотреть сквозь соль, видно что-нибудь? Значит соль… (непрозрачная)

Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.

Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»

Насыпьте, пожалуйста, соль в тарелку. Что делает соль? (сыпется). Значит соль какая? (сыпучая). А теперь надавите на неё ложкой. Что вы слышите? (хруст). Похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, почему соль хрустит? (потому что кристаллики соли трутся друг о друга).

Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.

Опыт №3 «Есть ли у соли запах и вкус»

Наберите в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль? (нет) Теперь попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? (соленый)

Вывод: У соли есть вкус, но нет запаха.

Опыт №4. «Соль растворяется в воде»

Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике (Дети пробуют воду). Что вы попробовали? (Воду) Имеет ли она вкус? (нет). Теперь возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Смотрим, что произошло? (соль растворилась) Пробуем на вкус, какой стала вода? (соленой) А какой была? (без вкуса, пресной).

Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.

Опыт №5. «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности»

Перед воспитателем в миске лежат 2 яйца и стоят 2 банки с водой.

Сейчас я попрошу вас помочь мне провести следующий опыт. Насыпе, пожалуйста, в одну банку с водой 3 столовые ложки соли и хорошо размешайте. А теперь осторожно опустим яйцо в банку и понаблюдаем. Что произошло? (в одной банке яйцо утонула, а у в другой нет). Может эта яйцо волшебное? Предлагаю поменять яйцо местами (воспитатель вынимает из одной банки и кладет её в другую). Посмотрите, теперь она утонула. Как вы думаете почему в одной банке яйцо плавает, а в другой – тонет (дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности). Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает?

Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.

Если услышите продукт, который солят – нужно присесть. Если нет – нужно встать.

Малоподвижная игра «Солят – не солят».

Варенье

Борщ

Чай

Компот

Вареная картошка

Кисель

Котлеты

Мармелад

Шоколад

Винегрет

Мороженое

Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу, чтобы потом отправить их фиксикам. Согласны? (дети заносят результаты опытов в таблицу).

+

+

-

+

+

+

Пальчиковая гимнастика (по выбору педагога).

Ребята, мы сегодня с вами узнали где используют соль в повседневной жизни.

А хотите я вам сейчас покажу,где еще можно использовать соль.

Проходите за столы.

Какие материалы вы используете для создания аппликации?

Сегодня нам с вами поможет соль, что бы выполнить аппликацию, проходите за столы, каждый выбирайте себе звезду!

(Перед детьми разные заготовки звезд из картона).

Для того что бы выполнить аппликацию необходимо нанести клей на поверхность нашей с вами звезды, а затем засыпать ее солью.

Прижмем соль к картону используя салфетку.

Посмотрите, какие прекрасные звезды у нас получились!

Теперь мы их сможем прикрепить на небо.

(На доске заготовка из ватмана, изображающая небо).

Мы с вами украсили небо, посмотрите, каким звездным оно получилось!

Каждый зажег свою звезду!

Рефлексия.

Ребята вам понравились наши эксперименты.

Давайте снимем наши халаты

И у меня для вас есть небольшие подарки.

Прикреплённые файлы:

radionova-n-v_9har3.pptx | 1717,34 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Свойства бумаги» в группе раннего возрастаФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Свойства бумаги» в группе раннего возраста ФОТООТЧЕТ ОБ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " СВОЙСТВА БУМАГИ " В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЦЕЛЬ: - Познакомить детей со свойствами.

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Тема: "Удивительные камни" Цель: Систематизирование и закрепление знаний у детей о разнообразном мире камней и их свойствах. Задачи: Обучающие:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева» Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» Программное содержание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Рассказать о значении воды в жизни человека. Развивать речь, мышление.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Соль — таинства наук» в младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Соль — таинства наук» в младшей группе Цель: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательные: содействовать.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный лимон» в старшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный лимон» в старшей группе Цель: Формирование умения получать сведения о новом объекте в процессе практического исследования. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница Соль»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница Соль» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница-соль» Цель: Расширить представления детей о свойствах соли. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Соль и её свойства»
Опубликовано: 4 января 2024 в 12:01
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД