Ирина Юнеман
Создание модели тьюторского сопровождения родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
]Аннотация. В статье отражены аспекты создания модели тьюторского сопровождения семей воспитывающих детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Ключевые слова : Модель тьюторского сопровождения, семьи воспитывающие детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Создание модели тьюторского сопровождения родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с РАС.
Публикация «Создание модели тьюторского сопровождения родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2023
Развитие социальной политики в настоящее время в целях толерантности и гуманизации общества, а также для успешного развития национальной системы образования сподвигли к поиску возможностей для улучшения организации, содержания и методов обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Изменения в Концепции образования и воспитания детей с ограниченными возможностями, которые направлены на формирование и развитие социально активной личности, обладающей способностями к социально адаптивному поведению. Осознание этой проблемы привело к разработке модели поддержки семей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра.
Целью модели тьюторской поддержки родителей воспитывающих ребенка с РАС - является создание психологических и образовательных условий для развития личностной и связанной с развитием компетентности и потенциала родителей, чтобы имелся потенциал эффективно справляться с возникающими в жизни проблемами.
Основные задачами модели тьюторского сопровождения :
1. Повышение психологической и педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с РАС.
2. Оказание психологической, образовательной и информационной поддержки, для родителей, воспитывающих ребенка с РАС.
3. Создание условий для формирования положительного эмоционального фона семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом.
4. Реализация навыков личного развития и потенциала родителей, воспитывающих ребенка с РАС.
Участниками предложенной модели тьюторской поддержки семьи, воспитывающей дошкольника с расстройством аутистического спектра, являются: ребенок с расстройством аутистического спектра, родители дошкольника с расстройством аутистического спектра, педагоги, психологи, учителя и другие заинтересованные специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Объекты тьюторского сопровождения – ребенок дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, родители ребенка с РАС, конкретная семья, либо группа семей.
Предмет тьюторского сопровождения – функционирование семейной системы и сами члены семьи, их переживания, эмоции, чувства.
Теоретические и методологические основы модели поддержки родителей, воспитывающих ребенка с РАС дошкольного возраста :
- системный подход (В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, С. А. Маврин, В. А.
Якунин, позволяющий рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как многокомпонентную и многоуровневую систему;
- положения о роли семьи и семейного воспитания в
становлении личности детей раннего и дошкольного возраста
(JI.C. Выготский, Л. И. Божович, A.B. Запорожец, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев,
М. И. Лисина, B.C. Мухина, Л. Ф. Обухова, С. Я. Рубинштейн, Е. О. Смирнова,
Д. Б. Эльконин и др.);
- ресурсный подход в изучении семьи (Бабич О. И., Байдельдинова Г. К.,
Буланова О. Е., Власова О. Г., Гребенников И. В., Котова И. Б., Кубадински П.,
Левко В. Я. и др.).
Основные принципы ухода за родителями, воспитывающими ребенка с РАС :
Основные принципы тьюторского сопровождения родителей воспитывающих ребенка с РАС :
- принцип ориентации на личность – в основе данного принципа лежит
учет личностных особенностей ребенка с РАС и его семьи при обеспечении
безопасных и комфортных условий;
- гуманно-личностный принцип – данный принцип основан на
неоспоримой любви и уважении к ребенку и членам его семьи, позитивный
настрой на достижение благоприятных результатов, формирование
положительного отношения ребенка с РАС и его семьи к себе;
- принцип комплексности – данный принцип предполагает
осуществление психологической помощи только при наличии тесных
взаимосвязей тьютора с другими специалистами (психолога логопед, педагоги, родители, администрация);
- принцип деятельностного подхода - данный принцип предполагает
учет ведущего вида деятельности ребенка с РАС, а также учет личностно-
значимого вида деятельности для ребенка.
Эффективность разработанной модели тьюторского сопровождения семей воспитывающих детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, в основе, которой лежит личностно-развивающие компетенции и потенциал семьи, оказывает влияние на способность каждого члена семьи эффективно решать возникающие трудности, а также личностно расти и развиваться в любых сферах жизнедеятельности. При этом личностно-развивающий потенциал каждого родителя состоит из ресурсов супружества, детско-родительских отношений, адаптационных и социализирующих ресурсов.
Реализация модели тьюторского сопровождения родителей, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, и результаты формирующего эксперимента доказали возможность изменения личностно-развивающей компетентности и потенциала семьи, а именно ресурса детско-родительских отношений, адаптационного ресурса и социализирующего ресурса.
Модель тьюторского сопровождения исследуемых семей, способствует изменению эмоциональной дистанции родителя с ребенком, удовлетворению семейными отношениями, уменьшению нервно-психического напряжения, повышению функционального ресурса семьи, а также осознанности родительства.
Используемая литература:
1. Басалаева Н. В., Захарова Т. В., Казакова Т. В. Сопровождение детей с особыми потребностями как актуальная проблема современного образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей, 2018. – Т. 9.№ 9. – С. 199-205.
2. Белоусова Н. С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений / Н. С. Белоусова // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 5. — С. 103-107.
3. Варнакова Ю. В. Психологическая помощь семьям, имеющих детей-инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8. – С.
99-101