Получи документы

Конспект занятия по развитию речи «Звук [З] и буква З»

Виктория Балашова
Конспект занятия по развитию речи «Звук [З] и буква З»

Звук [З] и буква З

Цель: обучение чтению и письму слогов, слов и предложений с буквой З.

Задачи:

1. Познакомить с печатным и письменным вариантами буквы З и закрепить образ буквы.

2. Развивать умения производить фонемно-буквенный анализ слогов и слов, фонемно-буквенный и слоговой синтез слов.

3. Учить читать слоги, слова и предложения с буквой З.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Звук [З] и буква З“» размещена в разделах

4. Учить писать строчную и заглавную букву З, некоторые слоги с этой буквой.

Оборудование: Разрезанные пополам карточки с буквами (Х, В, Ы, Э, К, У, кассы букв и слогов, предметные картинки (роза, береза, гвоздика, хризантема, мимоза, буква З, прописные буквы З, сюжетные картинки («девочка купает утку», «коза и козлята», материал для конструирования буквы (пластилиновые дощечки, гречка, калька, прописи, индивидуальные листы с заданиями.

Речевой материал:

слоги для анализа и чтения: ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ АЗ ОЗ УЗ ЫЗ ЭЗ ;

слова для фонемно-буквенного анализа : АЗУ, ЗОНА, ЗОВ;

слова для чтения: зонт, закат, замок, замок, таз, звонок;

предложения для чтения: Вот таз. В тазу утка. Ната … утку. Вот коза. Козу зовут Томка. У козы …;

Физкультминутка:

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал - зайка прыг и убежал.

План-конспект урока

1. Организационный момент.

Логопед: Замечательный звонок позовёт нас на урок. (Логопед звенит в звонок). Дети, посмотрите внимательно, на доске прикреплены картинки.

Сядет тот, кто назовет и объяснит какая картинка лишняя. (Береза-это дерево, а не цветок).

А теперь сядет тот, кто назовёт название этого цветка (Логопед указывает на хризантему, затем аналогично на мимозу, гвоздику, розу).

2. Сообщение темы урока (подведение к теме).

Ребята, сегодня мы повторим пройденные буквы и узнаем новый звук и букву. Посмотрите еще раз на картинки, возможно, кто-то из вас догадался, что это за звук и буква?

Правильно, сегодняшняя тема урока звук [З] и буква З.

3. Уточнение артикуляционного уклада и характеристика звука для буквы З.

Логопед: Ребята, буква З обозначает звук [З], давайте вспомним, как правильно произносить его.

Определите положение губ: они в улыбке или вытянуты трубочкой? ( Дети: Губы в улыбке.)

Определите положение зубов: сближены или сомкнуты. ( Дети: Они сближены.)

А где находится язык за верхними или нижними зубами? ( Дети: Кончик языка находится за нижними зубами.)

Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук [з]. По ладошке пробежал холодный или тёплый ветерок? ( Дети: Ветерок холодный.)

Молодцы, ребята, давайте произнесем звук З.

Скажите, а как вы думаете звук З согласный или гласный? ( Дети: Согласный.)

Как мы можем определить звонкий или глухой этот звук? ( Дети: Положить ладонь на шею и произнести звук. Звук [З] звонкий.)

Молодцы!

4. Повторение пройденных букв.

Логопед: Дети, давайте вспомним некоторые буквы которые мы проходили. Для этого на магнитной доске соедините нужные половинки и назовите получившуюся букву.

5. Знакомство с печатным вариантом буквы З.

а) Логопед размещает на доске карточку с буквой З, читает стихотворение: На эту букву посмотри! Она совсем как цифра три. З не просто завитушка, З - пружина, крендель, стружка!

Логопед: Ребята, посмотрите на букву З, на что она похожа? В какую сторону смотрит буква З?

б) Логопед: Обведите в кружок написанные правильно буквы З. (Логопед раздает детям индивидуальные листы с заданиями)

в) Логопед: Найдите все буквы З, подчеркните их. (Дети выполняют задание на индивидуальных листах)

г) Логопед: Дети, нарисуйте букву З в воздухе.

д) Логопед: Выложите из гречки на пластилиновых дощечках букву З.

(Вариант того,что должно получиться)

6. Работа с разрезной азбукой на основе фонемно-буквенного, слогового анализа и синтеза с последующим чтением.

а) Логопед: Ребята, давайте составим слоги с буквой З из разрезной азбуки. Я называю слог, а вы составляете слог и хором читаете.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ АЗ ОЗ УЗ ЫЗ ЭЗ

б) Логопед: А теперь слова: АЗУ, ЗОНА, ЗОВ

в) Логопед: Дети, в слове ЗОВ переставьте буквы так, чтобы получилось новое слово. (Дети составляют слово ВОЗ).

г) Логопед: Посмотрите на картинки в ваших листах, определите первый звук в названии каждой картинки, запишите в клеточки и прочитайте.

(ЗВОН)

(ПАУЗА)

(ЗАКАЗ)

Логопед: Дети, а кто назовет слово, которое звучит одинаково при прочтении слева направо и справа налево?

д) Логопед: Ребята, соедините слоги и прочитайте получившиеся слова.

7. Чтение предложений.

Логопед: Дети, посмотрите на картинку и прочитайте предложения.

Вот таз. В тазу утка. Ната … утку.

Логопед: Кого моет Ната?

Вот коза. Козу зовут Томка. У козы …;

Логопед: Как зовут козу? Кто у козы?

8. Физкультминутка.

Зайка серенький сидит, (Дети садятся)

И ушами шевелит. (Шевелят ладонями изображая уши зайца)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. (Потирают ладони)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. (Скачут на одной ноге)

Кто-то зайку напугал - зайка прыг и убежал. (Прыгают на двух ногах)

9. Знакомство с письменным вариантом заглавной буквы З.

Логопед: Посмотрите на картинку на доске с изображением буквы З. Из каких элементов состоит заглавная буква З? ( Дети: Из двух полуовалов). Одинаковые овалы по размеру? ( Дети: Нет, верхний меньше). Вот как выглядит процесс написания заглавной буквы З : Верхний полуовал начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до верхней линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.)

а) Логопед: Попробуем написать букву в воздухе.

б) Логопед: А теперь посмотрите обведите все буквы З, которые вы видите. (Задание на индивидуальных листах)

в) Логопед: Обведите элементы буквы и букву в прописи. (Задание на индивидуальных листах)

10. Знакомство с письменным вариантом строчной буквы З.

Логопед: Давайте посмотрим как правильно писать прописную строчную букву З : Начинаем писать ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки, опускаем руку чуть ниже верхней линейки, отклоняясь влево. Прописываем полуовальную линию вправо, коснувшись верхней линейки, опускаем руку вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки.

а) Логопед: Дети, давайте напишем букву в воздухе

б) Логопед: А теперь на ладошке.

в) Логопед: Обведите элементы буквы и букву в прописи. (Задание на индивидуальных листах)

11. Чтение и письмо слогов с строчной буквой З.

Логопед: Дети, прочитайте и обведите через кальку слоги. (Задание на индивидуальных листах)

(Мы потом найдем подходящие прописи)

12. Чтение и понимание слов написанных прописными буквами.

Логопед: Прочитайте слова и соедините с подходящей картинкой. (Задание на индивидуальных листах)

13. Итог занятия.

Логопед: Ребята, расскажите чему вы сегодня научились? (ответы детей) Вы все сегодня хорошо работали! Молодцы!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему «Звук [Г] и буква Г» Коррекционно-образовательные цели. 1. Закрепить знание детей о звуках: гласных, согласных. 2. Познакомить со звуком и буквой «Г». 3. Упражнять.

Конспект НОД по речевому развитию «Звук [Ч] и буква «Ч» Звук [Ч] и буква «Ч» Программное содержание: -познакомить детей со звуком и буквой «Ч»; -формировать умение выделять слова со звуком «Ч».

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР «Звук [О], буква О» Участники: Учитель-логопед: Агапитова Елена Владимировна Тема: Звук [О], буква О. Цель: познакомить детей со звуком [О], буквой О. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи «Звук [а], буква А»Конспект занятия по развитию речи «Звук [а], буква А» Тема: Звук [а], буква А. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук [а], буква А. Цель: Закреплять правильное произношение.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук [Л] и буква Л» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» Копейского городского округа (МДОУ «ДС № 10»).

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звук [Щ]. Буква Щ» Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 18» (учебный корпус «Мультяшки») Конспект занятия по развитию.

Конспект занятия по развитию речи «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Конспект НОД по обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [д]. Буква Д» Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей грамоте подготовительной к школе группы с фонетико – фонематическим.

Конспект занятия «Звук [Б] и буква Б. Совершенствование связной речи» (подготовительная к школе группа) Цель: 1. Правильное произношение звука Б. 2. Знакомство с буквой Б. 3. Звуко-слговой анализ слов бант, бантик, банты. 4. Упражнение с разрезной.

Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Ш» Звук и буква Ш. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Звук [З] и буква З»
Опубликовано: 7 апреля 2018 в 09:30
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД