Приложение МААМ

Конспект занятия «Звуковая культура речи. Дифференциация [л]-[р]»

Ирина Пронькина
Конспект занятия «Звуковая культура речи. Дифференциация [л]-[р]»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Задачи:

- учить слышать звук в слове;

- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова с заданным звуком;

-развивать связную речь;

- формировать доброжелатнльные взаимоотношения между детьми.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Приветствие

Темочки:

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Сегодня у нас очень интересное занятие. К нам в гости пришел мальчик Женя (игрушка).Он хочет рассказать нам свою историю, давайте послушаем. Воспитатель читает рассказ Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».

II. Знакомство с новой темой:

1. II. Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».

Мальчик Женя не умел говорить букву "р".

Ему говорят:

- Ну-ка, Женя, скажи: "пароход".

А он говорит: "палоход".

- Скажи: "таракан".

А Женя говорит: "талакан".

- Скажи: "рыба".

А он говорит: "лыба".

Все ребята во дворе над ним смеялись.

Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.

Тогда Женя обиделся и залез на крышу.

Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.

Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:

- Крррааа.

Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".

А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищё лкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:

- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.

У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".

Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.

У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.

- Крррррррраааа!

Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр".

Обрадовался Женя и полез с крыши.

Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается.

Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.

Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:

- Я "рры" научился говорить!

- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.

Женя думал, думал и сказал:

- Паверрррррр.

Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал.

Вот как обрадовался!

2. Беседа по вопросам.

А теперь ответьте мне на вопросы:

-Какой звук не выговаривал мальчик Женя?

-А какой звук он говорил вместо звука «Р»? Дети: «Л»

- Так кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить? Дети : «Р» и «Л»

Совершенно верно, мы будем учиться различать и правильно произносить звуки «Р» и «Л». Посмотрите как они выглядят. Но сначала потренируемся.

3. Артикуляционная гимнастика

Часики;

Вкусное варенье;

Лошадка;

Почистим зубки.

А сейчас, два раза обернись и в ворону превратись.

4. Дыхательная гимнастика: «Ворона».

Ребенок стоит, слега расставив ноги и опустив руки. Делает вдох,разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленноно опускает руки и произносит «кар-р-р-р-р», максимальнорастягивая звук «Р».

5. Игра «хлопни в ладоши и позвони в колокольчик»

Внимание! Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р, хлопайте в ладоши, если услышите звук л, нужно позвонить в колокольчик.

(хобот, рак, робот, лев, ручей, танец, лак, лапа,бокал, моряк….)

Игру проводить на каждый звук отдельно

ФИЗМИНУТКА «Солнышко».

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

6. Повторение чистоговорок:

Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ра – ра – ра – высокая гора,

Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,

Ру – ру – ру – коза грызет кору,

Ры – ры – ры – прилетели комары.

7. Игра «Покажи где летит?»

Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).

Молодцы!

8. Стихи-добавлялки

Дедушку зовут Лука, у него болит (рука)

На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)

Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)

Приготовил повар Пров вкусный и душистый … (плов)

Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я (пил)

В блеске солнечных лучей по земле бежит (ручей)

9. Игра «Скажи наоборот»

Дедушка старый, а внук (молодой).

Вчера мне было весело, а сегодня (грустно).

Зимой снега много, а весной (мало).

Баба Яга злая, а фея (добра).

Суп горячий, а компот (холодный).

Заяц трусливый, а лев (смелый).

10. Игра «Определите позицию звука в слове»

Перед детьми лежат карточки, карточка разделена на три части. Нужно поставить фишку в окошко: если слово начинается на звук «Р» ,то в первое окошко, Если «Р» в середине – во второе, если в конце - в третье.

Рак, рука, муравей, тигр, робот, комар, зебра.

11. Игра «Нарисуй любой предмет»

Мальчики рисуют любой предмет, который начинается на звук «Р», девочки – «Л»

III. Итог.

Сегодня все очень хорошо занимались.

-Какие звуки мы сегодня проговаривали?

Наш гость Женя придет еще к вам на занятие, если вы сможете выучить скороговорку: «Три сороки – тараторки тараторили на горке».

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [м]-[м’] [п]-[п’] [б]-[б’]» Конспект НОД в младшей группе «Звуковая культура речи»: звуки м-мь, п-пь, б-бь Задачи НОД: Образовательные задачи: продолжать учить детей.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группе Конспект НОД «Звуковая культура речи: звук «Ш» Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах). Задачи: • учить детей.

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звуковая культура речи. Дифференциация [л]-[р]»
Опубликовано: 14 апреля 2024 в 15:45
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Звуковая культура речи. Дифференциация [л]-[р]»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пронькина (УИ 3272879) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД