Элина Сагитова
УДП «Логико-Малыш» в работе по развитию логического мышления у детей младшего дошкольного возраста
В настоящее время жесткая учебно-дисциплинарная модель воспитания постепенно сменяется личностно-ориентированной моделью, основанной на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Поэтому использование дидактических пособий нового поколения является необходимым условием успешного развития детей дошкольного возраста.
Публикация «УДП „Логико-Малыш“ в работе по развитию логического мышления у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
Наиболее актуальной сейчас становится проблема воспитания человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в обучении. В то же время на данном этапе наблюдается тенденция недостаточного развития логического мышления у детей.
Проблема развития логического мышления получила освещение в трудах Аристотеля, Демокрита, Парменида, Сократа, Эпикура, И. Канта, Г. Гегеля, Л. Ф. Обуховой, З. А. Ефановой, Л. Я. Береславского.
Существует множество средств и дидактических пособий для развития логического мышления детей дошкольного возраста. Одним из современных средств развития логического мышления является учебно-дидактическое пособие «Логико-Малыш» издательства «Зимородок», город Москва.
Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое исследование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение причинно – следственных связей. В частности, это умение проводить следующие простейшие логические операции : сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Существует точка зрения, что раннее развитие логического мышления может иметь отрицательные последствия, поскольку осуществляется в ущерб формированию высших форм образного мышления. Однако, многие педагоги и психологи отмечают, что основной фундамент логики и базовых логических операций может быть сформирован еще в младшем дошкольном возрасте.
Формирование логических приемов мышления целесообразно начинать с более раннего возраста - с 3-4 лет, так как в этом возрасте дети любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития логического мышления мы использовали возможности учебно-дидактического пособия «Логико-Малыш», так как, на наш взгляд, данное пособие является одной из эффективных разработок, направленных на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.
Использовать планшет «Логико-Малыш» можно, как при групповой форме работы с детьми, так и в индивидуальной работе.
Пособие «Логико-Малыш» позволяет быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей; в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал; комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь.
Пособие «Логико-Малыш» активизирует весь повседневный практический опыт ребенка, систематизирует, расширяет и углубляет приобретенные им знания, позволяет устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, пособие представляет собой комплексный материал по развитию зрительного внимания ребенка.
В процессе использования планшета «Логико-Малыш» развивается не только логическое мышление и умение мыслить системно, но и речь, воображение, память и другие высшие психические функции в комплексе.
Развитие логического мышления длительный и сложный процесс. Логическое мышление формируется постепенно до достижения ребенка стадии формально-логических операций, т. е. до достижения им 14- летнего возраста. Однако база для развития логического мышления закладывается еще в раннем дошкольном возрасте, и именно от этой базы и зависит успешность дальнейшей работы по развитию логического мышления.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Издательство «Зимородок» выпускает наборы карточек по всем возрастам и образовательным областям, поэтому мы намерены продолжить работу по развитию логического мышления с помощью учебно-дидактического пособия «Логико-Малыш» и в других возрастных группах.