МААМ-картинки

Урок родного языка (русского) в 6 классе «Стилистические особенности произношения и ударения»

Оксана Фонина
Урок родного языка (русского) в 6 классе «Стилистические особенности произношения и ударения»

Урок родного языка (русского) 6 класс Дата

Тема. Стилистические особенности произношения и ударения

Цели: организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание акцентологических нормспособствовать развитию у учащихся

коммуникативной, лингвистической и языковой компетенций в процессе выполнения практических упражнений;

умения анализировать, систематизировать, делать выводы.

Публикация «Урок родного языка (русского) в 6 классе „Стилистические особенности произношения и ударения“» размещена в разделах

способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование у учащихся нравственных качеств: общительность, способность к открытому взаимодействию, толерантность;

вызвать интерес к изучению норм литературного языка.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний; соблюдение этических норм общения и сотрудничества

Познавательные:находить в словах ударный слог; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихс узнавать слово по его лексическому значению;

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные:осуществлять сотрудничество при выполнении учебных задач; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Мотивация.

Ударение – поистине душа слова.

Отнимите у слова ударение, и его не станет.

Поставьте неправильное ударение – разрушиться все слово.

– Действительно ли это так, мы узнаем, послушав внимательно сказку, которая называется «Волшебник Ударение».

Волшебник Ударение

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед ЗамОк и сказал:

– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнею слога на первый, и исчез ЗамОк, а перед взором всех предстал ЗАмок.

Слова зашумели. Тогда вышли вперед БелкИ и сказали:

– Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.

Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог; все увидели, что перед ними живые грациозные БЕлки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжали доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился АтлАс, вместо КапЕль КАпель, вместо ДорОга – ДорогА, ГородА – ГОрода. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

Сообщение темы и целей урока.

2. Объяснение нового материала

2.1. Что же такое словесное ударение?

Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова (

Как известно, каждое слово обязательно имеет ударение, которое падает на гласный звук в слоге. Этот звук и слог называются ударными.

В ударном слоге гласный произносится в 2 – 2,5 раза длительнее, чем любой другой в этом слове. В этом нам поможет стихотворение А. Шибаева:

Ударный слог

Ударный слог,

Ударный слог –

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,

И ЧЕТко РЕЧЬ моЯ звуЧИТ!

2.2. Мы с вами должны знать, что выделить один из звуков нам помогают определенные фонетические средства:

– если ударный слог – это слог, произнесенный с большей силой, то выделен он силовым или динамическим ударением (русский язык)

2.3. В слове ударение играет очень важную роль: словесное ударение объединяет ударные и безударные слоги в слова. Таким образом, основная функция словесного ударения – объединяющая, организующая. Ударение есть не что иное, как средство фонетического объединения в одно целое.

2.5. Особенности русского ударения

Ударение в русском языке своеобразное. В чем его специфика?

Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове: оно может падать и на первый слог (воля, город, и на второй (свобода, природа, и на третий (молоко, молодой) и т. д. Такое ударение называется также разноместным.

В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу.

Например, во французском и турецком языках оно всегда «падает» на последний слог. Сравни французские слова: одеколон, эскимо, пломбир, туалет, шофер, комбинезон, салют, дебют, магазин.

В польском языке ударение всегда «падает» на предпоследний слог: Варшава, Освенцим, Краков, Висла, Вроцлав, Познань.

В чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог.

чешские слова: Прага, Карловы Вары, чехи, Влтава;

венгерские: Венгрия, Ференц, Шандор

Игра «Русский, польский и французский»

– Вы, наверное, заметили, что в русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог.

Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, шофёр, монтёр, пальто. В польском языке – на предпоследний : Варшава, Краков, Висла.

Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо быстро говорят быстро (так, кстати, возникло название маленьких кафе бистро).

А теперь поиграем в игру, которую придумали психологи П. С. Жедек и В. А. Левин. Вас пригласили сниматься в кино. Вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по-русски : он все слова произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, написанные на доске, так, как их прочитает француз:

Щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.

– А как прочитает их поляк?

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова.

Если при изменении слова ударение остается на одном и том же месте, то такое ударение называется неподвижным.

Например:

– делать, делаю, делаешь, делает, делаем, делаете, делают (изменили по лицам и числам);

– карта, карты, карте, карту, картой, о карте, карты, карт, картам, картами, о картах (изменили по падежам и числам).

Если при изменении слова происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую, то ударение считается подвижным.

Например:

понять – понял – поняла

сестра – сестры

Статистические данные показывают, что подвижность ударения скорее исключение, чем правило, так как охватывает лишь 2% лексики по словарю. Правда, эта лексика частотна и относится к наиболее древнему пласту русской лексики.

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слово и появляется новый вариант произношения.

Например, раньше говорили: кладбИще, библиОтека, музЫка, призрАк,

Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и произведениях других поэтов и писателей.

Сравни:

• Гремит музЫка полковая. (А. С. Пушкин)

• ВЕртит очами так и сяк. (И. А. Крылов)

• Ворон не жарят, не варЯт. (И. А. Крылов)

– А как же читать эти строчки нам, современным людям? Произносить их нужно по-старому, в соответствии с нормой XIX века, так как при изменении ударения на современный лад «ломается» размер и ритм стиха, исчезает его слаженность, гармоничность.

Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах. Так, если раньше можно было произносить только договОр, то сейчас допустимым является и дОговор.

Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей. Очень часто возникают сомнения, как произносить то или иное слово. В этих случаях неоценимую помощь вам окажут словари – орфоэпические, толковые, энциклопедические.

Работа с учебником.

2.6. Из перечисленных свойств русского словесного ударения, его обязательности и возможности занимать любое место в слове, вытекает его особая функциональная нагруженность. Оно выполняет ряд смыслоразличительных функций. Это касается лексических, грамматических и стилистических различий.

О том, какую роль играет ударение в слове можно судить по стихотворению Я. Козловского.

О словах разнообразных, одинаковых, но разных

Мне слово чУдно

Изменить нетрудно:

Поставим ударение на О –

Исчезло чУдно,

Родилось чуднО.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку окунИ,

Не бойся: это Окуни.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина,

Не мукА, а мУка –

Поварам наука.

КОсит косец,

А заяц косИт,

ТрУсит трусишка,

А ослик трусИт.

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ирИс,

А вышивает Ирис.

Итак, по месту ударения различаются :

лексические значения слов во всех формах: замок – замок, замка – замка и т. д. ; хлопок – хлопок, хлопка – хлопка и т. д.

отдельные грамматические формы разных слов: пища (сущ.) – пища (деепр., ношу (сущ.) – ношу (глаг.) и т. п. ;

грамматические значения одного и того же слова: руки – руки, волос – волос, носите – носите и т. п.

3. Первичное закрепление изученного материала

Задание 1. Спрятанные слова.

Прочитайте следующие слова:

Атлас, гвоздики, орган, жаркое, пропасть.

– Сколько слов здесь написано?

– Составьте с этими парами слов словосочетания, которые бы отразили их разное лексическое значение.

Задание 2. Сравни слова.

– Поставьте ударение в словах. Сравните эти слова по произношению и по смыслу, какие грамматические формы помогает различить ударение?

• Я всегда мою руки перед едой.

• Мою сестру есть за что хвалить. Она любит труд.

• Дежурная мела пол.

• Ира принесла кусок мела.

Задание 3. Определите, какова смыслоразличительная функция ударения в следующих словах (различает разные формы одного и того же слова, некоторые формы разных слов, разные слова во всех их формах).

Бегом и бегом, кружки и кружки, руки и руки, хлопок и хлопок, ношу и ношу, атлас и атлас. Машина и машина, просите и просите.

Упр. 64, с. 61

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Домашнее задание. с. 61, упр. 65, орфографический практикум

Публикации по теме:

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок родного языка (русского) в 6 классе «Стилистические особенности произношения и ударения»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 20:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД