Получи документы

Возможности игр с песком в процессе развития детей раннего возраста. 2 часть

Ралдугина Светлана Александровна
Возможности игр с песком в процессе развития детей раннего возраста. 2 часть

С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.

Психологи и психотерапевты еще в начале прошлого века предприняли попытки использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею "техника построения мира" приобрела известность. В 1935 году она опубликовала книгу под названием "Игра в детстве".

Публикация «Возможности игр с песком в процессе развития детей раннего возраста, 2 часть» размещена в разделах

Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг. Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке.

Педагоги Аскарина Н. М., Лямина Г. М., Новосёлова С. Л., Мария Монтесори большое внимание уделяли играм детей с песком в раннем возрасте. Они предлагали проводить игры с песком не только в летнее время на улице в песочнице. В холодное время года дети могут играть с песком в групповой комнате за специальными столами для песка.

Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, в играх с песком, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Игра с песком позволяет активизировать воображение. В результате курса игр с песком у детей раннего возраста проходит тревога, страхи, искажающие поведение эмоции устраняются.

Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

Игры с песком можно использовать в работе с детьми с раннего возраста со следующим спектром проблем:

- различные формы нарушений поведения

- сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

- психосоматические заболевания

- повышенная тревожность, страхи, неврозы

Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка, получают прекрасный гигиенический уход, но их психическому развитию и воспитанию не уделяется должного внимания. В результате здоровые и хорошо упитанные дети поздно начинают ходить, говорить, играть.

Для правильного развития ребенка недостаточно лишь нормального строения его организма и присущих человеку биологических задатков, необходимо еще активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Существует взгляд, нашедший отражение в некоторых буржуазных теориях, что маленький ребенок учится на собственном опыте и сам «открывает мир». Несомненно, маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям. Таким образом, он в основном овладевает речью, бытовыми навыками. Ребёнок многое усваивает, непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этот самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Но и переоценивать значение этих самостоятельных проб и поисков нецелесообразно: они не всегда продуктивны и очень часто влекут за собой формирование искаженных представлений, которые временно могут нарушить правильную ориентировку ребенка в окружающем. Некоторые из таких «проб» могут даже представлять опасность для жизни и здоровья малыша.

Советская педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить.

Игры с песком, является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо в детских учреждениях, где оно приобретает особенное значение.

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем игры с песком. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер игр с песком, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр с песком, воздействовать на всех детей.

Игровая форма обучения — ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовывать с детьми игры с песком. Игры с песком дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации.

Игры с песком очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста, имеющие проблемы в развитии. Во время игр с песком у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Вызывая подражание своим действиям и словам, педагог учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в играх с песком, ждет их, радуется им. Во время игр с песком ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах, об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы, знакомит с некоторыми средствами игр с песком. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому в играх с песком ставится задача — научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно научаются возводить несложные сооружения из песка, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. Таким образом, роль игр с песком в умственном воспитании детей несомненна. Игры с песком имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки. Постройки. Зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Во время игр с песком постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности (подержать лопатку, грабли, принести воды в ведерке). Таким образом, во время игр с песком не должны быть забыты и задачи нравственного воспитания.

При проведении игр с песком надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка.

Очень важно помнить, что игры с песком должны вызывать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Игры в песочнице с детьми, имеющими проблемы в развитии, строятся на принципах работы: Эмоционально – личностный подход к каждому ребёнку. Учёт генетического хода развития психики нормально развивающихся детей. Учёт влияния ведущей деятельности на ход психического развития ребёнка. Взаимосвязь и взаимозависимость психической деятельности и практической. Учёт «актуального» и потенциального уровней развития каждого ребёнка. Развивающий подход в обучении.

При акценте развивающего обучения важно определить уровень образовательных задач с целью создания реальной ситуации успеха каждому ребёнку. Развивающее обучение игр с песком должно быть организовано комплексно, на основе единства всех сторон воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из этого на первом этапе игр с песком, детей имеющих проблемы в развитии необходимо прежде всего создание у ребёнка положительного эмоционального отношения к совместным действиям со взрослым и использование совместных действий в игре. Необходимо изменить отрицательное отношение к совместным действиям. Путь к этому лежит через тактильный контакт взрослого с ребёнком в сочетании с ласковым обращением. Однако ласковое отношение не означает снижения требовательности и настойчивости педагога в преодолении негативного отношения ребёнка к совместным действиям.

Исходя из этого на втором этапе игр с песком, детей имеющих проблемы в развитии необходимо включение жестов в общение взрослого и ребёнка, среди которых особое место занимает указательный жест. Впервые направляющий внимание ребёнка на предмет, на выделение его из ситуации. Как правило, дети, имеющие проблемы в развитии в раннем возрасте не понимают жестов, в том числе и указательного, сами их не употребляют. Дети в таких случаях могут плакать, капризничать, но никак не могут выразить свои желания. Решение этих задач является той базой, без которой нельзя приступать к овладению подражания, действиями по образцу и по словесной инструкции и к формированию поисковых способов ориентировки.

Исходя из этого на третьем этапе игр с песком, для детей, имеющих проблемы в развитии, необходимо овладение подражанием. Оно включает в себя подражание движениям и подражание действиям с предметами. Однако в случае, когда ребёнок действует по подражанию, но и по жестовой инструкции, необходимо прибегнуть к совместным действиям.

Одновременно с усвоением первых способов – совместных действий с педагогом, действий по указательному жесту и подражанию – следует обратить особое внимание на самостоятельные действия с предметами в песочнице. Столкнувшись в процессе действий с игрушками или в практической деятельности с новыми, незнакомыми заданиями, дети с проблемами в развитии сразу переходят к действиям силой или к хаотичным действиям. Это происходит потому, что они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки, в первую очередь пробами.

В процессе игр с песком педагог должен стремиться к тому. Чтобы дети научились фиксировать удачные, приводящие к положительному результату действия и отбрасывать ошибочные. Хотя работа по формированию поисковых способов ориентировки ведётся параллельно с развитием подражания, её можно считать четвёртым этапом овладением способа усвоения общественного опыта.

Овладение подражанием и методом проб и ошибок является «трамплином» для пятого этапа, то есть для овладения действия по образцу.

Обучение полноценному использованию слов в передаче детям с проблемами в развитии, необходимых знаний и умений и в руководстве их действиями в игре с песком следует считать шестым этапом работы. Умение ориентироваться в новой ситуации, развитии самостоятельных поисковых способов ориентировки положительно сказывается на развитии восприятия, наглядных форм мышления и речи, в частности её регулирующей функции. Формы и варианты игр с песком определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, повысить уровень нервно – психического развития. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми раннего возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.

Успешным может быть применение этой техники в доме ребёнка с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

Задачи игр с песком согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом игры с песком ориентированы на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более смелыми в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития. Само сотрудничество взрослого и ребёнка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребёнку определённые навыки и умения, но и ребёнок должен хотеть их взять, сделать своими, «присвоить». Необходимо стремиться к тому, чтобы эмоциональное общение возможно быстрее перешло в деловое, основанное на совместных действиях взрослого и ребёнка, а затем в подлинное сотрудничество.

Публикации по теме:

Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Использование Методов Арт – Терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптационного.

Мастер-класс «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Теремок» г. Павлово МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Поддержка.

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований на сенсорных маршрутах» Цель: ознакомить педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей дошкольного возраста в процессе игр – экспериментирований.

Ознакомительная часть для занятий с детьми в Центре раннего развития для детей от 3 до 4 лет Занятие 1 Тема: «Знакомство. Правила поведения на занятиях» В холе ребят встречает педагог с игрушечным зайчиком в руках и приглашает их.

Педагогический опыт по использованию игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в процессе театральной деятельностиРазвитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в процессе театральной деятельности Развитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в прцессе театральной деятельности. «Дети должны жить в мире красоты,.

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста в процессе аппликации.Развитие мелкой моторики детей раннего возраста в процессе аппликации. Ребёнок растёт, а вместе с ним растёт его познавательная активность и интерес к окружающему миру. И главная задача взрослого - поддержать.

Развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе игр с водой и пескомРазвитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе игр с водой и песком Задачи: - Формирование устойчивых положительных эмоций у детей посредством предметной деятельности и взаимодействия со взрослыми. -Развитие.

Речевое развитие детей раннего возраста в процессе экспериментирования Речевое развитие детей раннего возраста в процессе экспериментирования В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии.

Возможности квиллинга для развития графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста В развитии графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет развитие общей и мелкой моторики [2].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности игр с песком в процессе развития детей раннего возраста. 2 часть
Опубликовано: 21 августа 2017 в 12:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД